Конспект урока по письму и развитию речи
в 4 классе коррекционной школы VIII вида.
Тема: «Составление и написание под руководством учителя небольшого
письма родным, товарищам».
Цель урока. Формировать умение писать письмо родным, товарищу.
Задачи урока.
Образовательные: формировать навык грамотной, литературной речи; учить правильно начинать и заканчивать письмо, выбирать и использовать языковые средства для выражения своих мыслей и чувств.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию потребности в высказывании, повышать речевую мотивацию, желание выразить свои мысли и чувства, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать стремление к дружбе, товариществу; уважение к труду работников почтовой службы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Загадка.
Я домик, но только совсем безэтажный.
Я тонкий раскрашенный домик бумажный.
Хоть дверца моя заперта не замком,
А просто лизнули ее языком,
Но внутрь никого не пускает без спроса.
Живут там приветы, ответы, вопросы,
Наказы и просьбы, свернувшись, лежат.
Марки с печатями их сторожат.
Что это? (Письмо).
2. Предварительная беседа по теме урока.
— Ребята, вы любите получать письма?
— А знаете, люди очень давно стали писать письма друг другу, и самыми первыми письмами были наскальные рисунки. В настоящее время в музеях хранятся письма, которые были написаны тысячи лет назад. Но и в современном мире без писем нам не обойтись, поэтому мы и начнём учиться писать письма.
— А кто приносит нам письма? (Почтальон).
(Дополнить беседу о нелегком и нужном труде почтальона).
— Но где берёт письма почтальон? (Для того, тобы мы вовремя получали письма во всём мире есть работники почтовой службы, которые доставляют письма в любой населённый пункт планеты на самолётах, поездах, машинах).
— Ребята, подумайте, для чего люди пишут друг другу письма? (Узнать о жизни друг друга).
— Что люди пишут друг другу в письмах? (Сообщают новости о своей жизни, делятся радостью, переживаниями, выражают разные просьбы, желают своим близким благополучия.)
II. Работа по теме урока.
Чтение письма-образца товарищу.
Здравствуй, Митя!
Хочу поделиться с тобой новостями. В школе у нас интересно. Мы всем классом участвовали в конкурсе на лучший рисунок. Я научился выразительно читать стихи об осени. В конце четверти мы проведем вечер с дискотекой. Напиши, что интересного в твоей жизни. Желаю тебе хорошо закончить четверть.
1 ноября.
Твой друг Коля.
III. Совместное составление плана письма.
План.
1). Обращение.
2). Сообщение чего-либо.
3). Просьба, пожелание.
4). Дата. Подпись.
В ходе работы пояснять учащимся смысл таких слов, как: обращение, сообщение, просьба, пожелание, дата, подпись.
IV. Составление письма товарищу учащимися устно по плану.
1. (Учащиеся составляют письмо, учитель помогает в выборе слов, построении предложений, грамотно и литературно, в логической связи предложений между собой).
2. Устное изложение письма товарищу учащимися по плану.
3. Орфографическая подготовка: Здравствуй, Митя!; До свидания; желаю.
V. Физ.минутка.
Встанем, дети
Встанем, дети, (Встали.)
Скажем тихо:
Раз, два, три, четыре, пять. —(Шагаем.)
Приподнялись, (Поднялись на носочках.)
Чуть присели (Приседаем.)
И соседа не задели, ( Садимся.)
А теперь придется встать, (Встали, потянулись.)
Тихо сесть, (Ровненько сели.)
VI. Самостоятельная работа по теме урока.
-
Для учащихся I уровня написание письма товарищу.
-
Задание для учащихся II уровня и III уровня: запиши текст в виде
письма. Для этого добавь начало (обращение) и конец (вопросы, число, подпись).
Вчера я была в лесу. Как много интересного я увидела! На дорогу выползла улитка и выставила рожки. Деловито работал дятел. Пугливые лесные мышки несли домой зеленую травку. В лапках белки я увидела мухомор.
Посылаю тебе свои лесные зарисовки.
VII. Итог урока. Чем занимались на уроке? Испытывали трудности в написании письма? Что понравилось на уроке? Чтение и анализ 2-3 работ учащихся.
VIII. Домашнее задание. Стр. 260 упр. 56.