Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе

Мищинская Марина Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Общеобразовательная основная школа № 1 им. М. А. Погодина»,

Мурманская обл., ЗАТО Александровск, г. Полярный.

Тема «Образцы нравственности в культуре Отечества»

Цели:

— познакомить с понятиями, уточнить их значение: «труженик», «патриот», «коллективист» на основе достижений российской культуры;

— развивать внимание, память, речь, творческое мышление;

— воспитывать трудолюбие, коллективизм, патриотизм, умение работать в паре.

Оборудование для учителя:

— учебник «Основы религиозных культур и светской этики»;

— мультфильм «Сказка про лень», 1978г. «Союзмультфильм»;

— аудиозапись «У моей России…», авт. Соловьева Н., Г. Струве (вставлена в слайд).

Оборудование для ученика:

— учебник;

— заготовка модели «нравственного человека» (есть в приложении);

— текс песни «Моя Россия» (есть в приложении).

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и целей урока.

— Тему урока вы узнаете, ответив на все мои загадки.

СЛАЙД 1

1. То, чему нужно подражать, следовать (образец).

2. Синоним слова «мораль» (нравственность.)

3. Это понятие объединяет достижения науки и техники, искусства, традиции и обычаи, идеи (культура).

4. Синоним слова Родина» (Отечество).

— Кто хочет сказать, о чём мы будем говорить сегодня?

(мы будем говорить о примерах нравственного поведения)

И итогом нашей общей работы сегодня будет создание модели нравственного человека.

2. Ознакомление.

2.1 Вводная беседа о культуре России.

— Кто сможет объяснить, почему образцы нравственного поведения мы будем рассматривать на примере культуры России?

(Ответят( Потому что у нашей страны богатая, уникальная культура)или затруднятся.)

— Откройте учебники на странице 54. Кто желает прочитать 1 абзац?

(Россия – великая страна. Она развивается своим путём, в основе которого лежат особые культурные традиции.)

— Почему наша страна – великая?

(Она самая большая в мире, у неё богатая неповторимая культура, она пережила много исторических испытаний, сумела отстоять свою независимость).

— Кто желает прочитать следующий отрывок?

(Читают следующие 2 абзаца)

— Кто теперь сможет объяснить, почему авторы учебника рекомендуют нам изучать образцы нравственного поведения в культуре России?

(Культура РФ — пример достижений, сокровищница знаний, исторического опыта…)

2.2 Труженик

— О каком нравственном примере мы начнём беседу узнаете, прочитав предложения на слайде.

СЛАЙД 2

(Дети читают)

Кто скажет, как данные предложения связаны с культурой России?

(Это пословицы, народная мудрость, пример устного народного творчества (фольклора).

— Что общего между ними?

(Они о труде)

— Если бы я предложила бы вам записать одну из пословиц, какую бы выбрали? Почему?

(Дети объясняют смысл выбранных пословиц)

— Кто знает ещё пословицы о труде?

(Без труда не вытянешь рыбку из пруда. Без труда нет плода.)

— Подберите к слову «труд» родственные слова.

(Трудолюбие, трудолюбивый, трудиться, трудяга (прост.) труженик)

— Как понимаете слово «труженик»? На странице 54 найдите определение понятия «труженик». Кто желает прочитать?

(Читают понятие)

— Что общего между словами «труженик» и «трудолюбивый»?
— Эти слова родственные. Слово «труженик» называет лицо, которое много и упорно работает.

«Трудолюбивый» — это нравственное, духовное качество человека.

— Кто сможет назвать антоним для слова «труженик», «трудолюбивый»?

Лентяй», «ленивый»)

— В народе говорят, что лень человека не кормит, а здоровье портит. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма о том, как вредна и опасна лень.

МУЛЬТФИЛЬМ (отрывок «Сказка про лень»)

— Кто сможет объяснить, чему авторы мультфильма хотели вам рассказать, чему научить?

(Нельзя быть лентяем, это вредно и опасно, ни к чему хорошему человека не приведёт)

— Таким образом, быть тружеником в жизни очень важно. А приучаться к труду нужно с самого детства. Вы, дети где должны проявлять себя как труженики?

(Дома, помогая родителям и в своей учебё).

— И вы много сможете достичь в жизни, если будете упорно и много трудиться. Под лежачий камень вода не течёт. Человек – труженик, это личность достойная уважения и подражанию. Поэтому нравственный человек всегда труженик, а не лентяй.

СЛАЙД 3

— У вас на столах лежат заготовки модели нравственного человека. Вы сегодня работаете в паре. Результат и качество вашего труда зависит от того, насколько согласованно и дружно вы будете работать, как внимательно будете слушать меня. Заполняйте модель по очереди. Помните об аккуратности и орфографии. Ребята, сидящие на 1 варианте, возьмите ручки и запишите слово «труженик» в первый прямоугольник. Обратите внимание на правописание этого слова.

2.3 Патриот.

— О каком нравственном примере для подражания будем говорить дальше узнаете, прослушав песню. Текст песни у вас на столах, можете подпевать.

СЛАЙД 4 (со вставленной аудиозаписью «Моя Россия…»)

— Кто сможет сказать, какие чувства вдохновили автора на создание этой песни?

(Любовь к Родине, восхищение, гордость за свою страну и её достижения)

— Кто догадался, какой нравственный пример поведения человека будет следующей составляющей нашей модели?

(патриотизм – качество, патриот – пример поведения нравственного человека)

СЛАЙД 5

— кто хочет прочитать следующий абзац на странице 54?

(Дети читают до слов «… и ратные подвиги»).

— Ребята, как можно ещё дополнить определение понятия «патриот»?

( Патриот – это человек, который не только любит свою родину, но и трудится на ее благо, стремиться быть полезным для нее, уважает и бережёт её традиции и культуру, историю.)

— На странице 55 вам предлагаются вопросы и задания. Кто желает прочитать 1 вопрос?

(Активно изучать историю и культуру своей страны, с уважением относиться к государственным символам, беречь окружающую вас природу, не мусорить на улицах…)

Ребята, сидящие на 2 варианте, возьмите ручки и запишите слово «патриот» во второй прямоугольник.

Физминутка

2.4 Воин-защитник.

— О каком нравственном образце для подражания будем говорить дальше узнаете, просмотрев слайды с примерами работ российских художников.

СЛАЙД 6 («Кутузов на Бородинском поле»)

СЛАЙД 7 («Три богатыря»)

СЛАЙД 8 ( «Александр Невский»)

— Кто догадался, о ком будем дальше говорить?

(о воинах, о защитниках Родины)

— Кто хочет прочитать следующий абзац?

(Чтение последнего абзаца на с. 54)

-Кто сможет подобрать антоним к слову «воин-защитник»?

(Воин-завоеватель)

— Кто сможет объяснить, почему народы России всегда прославляли воина-защитника, а не воина-завоевателя?

(Воин-защитник сражается не за богатства, а за счастье и свободу своего народа).

— На уроках окружающего мира в разделе «Путешествие в прошлое России» вы узнали, что спокойных и мирных периодов в прошлом нашего государства немного. Богатые земли привлекали внимание завоевателей и с запада, и с юга, и с востока. Поэтому народ нуждался в защите и всегда прославлял ратные подвиги воинов. Люди слагали былины – сказания о богатырях, которые передавали из уст в уста. Чем былинные богатыри отличаются от простых реальных воинов?

(Они наделены небывалой силой)

— Каких былинных героев знаете?

— В нашей истории кроме литературных образов воина-защитника много реальных примеров.

Например историческая личность Александра Невского.

СЛАЙД 8

«Александр Невский»

— Что вы знаете об этом человеке? Чем он прославился?

(Новгородский князь, Невская битва, Ледовое побоище)

— Александр Невский — это пример мужества и патриотизма. Учёные-историки говорят, что несмотря на своё высокое положение, молодой князь сражался с врагом как простой воин.

Сегодня в России учреждён орден Александра Невского, которым награждают за заслуги перед нашей Родиной. Картина «Александр Невский» была создана художником Кориным во время ВОВ. Как вы считаете, зачем автор нарисовал исторический портрет именно в годы ВОВ?

(Чтобы поднять дух народа, вдохновить на подвиги воинов)

— 22 июня 1941 в 4 часа утра началась война, которая унесла жизни миллионов людей.

Война настолько страшная и жестокая, что сражаться пришлось не только мужчинам, но и старикам, женщинам, детям. Посмотрите на иллюстрацию на странице 54. Это знаменитый памятник воину-освободителю в Берлине. Рассмотрите внимательно изображение, что заметили?

(Солдат на руках держит девочку, в его руке меч)

— Кто знает, что это за девочка?

(немецкая девочка)

— искусствоведы предполагают, что у этого памятника был реальный прототип – солдат, спасший от пуль на берлинских улицах немецкую девочку.

— Кто сможет объяснить, зачем автор изобразил в опущенной руке солдата меч?

(Меч – символ силы, мужества, готовность дать врагу отпор и защитить слабого)

— Мы с вами рассмотрели несколько образов воинов- защитников. Кто хочет перечислить нравственные качества, которые характерны для этого образа?

(сильный, верный, патриот, смелый, мужественный, великодушный)

— Ребята, сидящие на 1 варианте, возьмите ручки и запишите слово «воин-защитник» в третий прямоугольник. Обратите внимание, это одно слово, которое было образовано двумя словами, соединёнными при помощи дефиса.

СЛАЙД 9

2.5 Коллективист

— Со следующей примером нравственного человека вы познакомитесь самостоятельно. На странице 55 в первом абзаце вам нужно найти название нравственного качества и название человека, обладающим этим качеством.

( «Коллективизм – нравственное качество, «коллективист» — человек, который заботится о членах коллектива)

— Какого человека можно назвать «коллективистом»?

(Который помогает членам коллектива, ставит интересы коллектива выше собственных, уважает мнение других)

— Какое слово нужно записать в нашей модели?

(коллективист)

СЛАЙД 10

— Ребята, сидящие на 2 варианте, возьмите ручки и запишите слово «коллективист» во второй прямоугольник. Обратите внимание на парные согласные в середине слова.

Кто хочет продолжить чтение статьи?

(с 55 второй абзац)

Вспомните быль Толстого «Отец и сыновья» Кто сможет рассказать ее содержание?

(Отец приказал сыновьям жить в согласии, но они не слушались. Тогда он велел принести веник и велел его сломать. Никто из сыновей не справились с приказом отца. Потом отец развязал веник и велел каждому ломать по пруту. Сыновья легко переломали прутья.)

— Чему хотел научить отец своих сыновей?

(Жить в согласии, помогать друг другу, не ссориться)

СЛАЙД 11

— Посмотрите внимательно на слайд, кто догадался, какой вопрос здесь спрятан?

(Одно и то же обозначают слова «дружба» и «коллективизм»)

— Что общего между этими понятиями?

(В дружбе может быть сотрудничество и взаимопомощь, в коллективе могут быть общие интересы)

— Чем различны эти понятия?

( Человек может поддерживать приятельские отношения в коллективе, а дружить с кем-то другим.)

Таким образом, делаем вывод о том, что понятия «дружба» и «коллективизм» различны, но могут быть связаны друг с другом.

_ Кто хочет дочитать статью?

(читают последний абзац)

3.Обобщение

— Давайте посмотрим, какая модель нравственного человека у нас получилась.

— Можно ли нашу модель назвать полной?

— Посмотрите на ваши модели, кто сможет объяснить, почему я в них есть пустые части?

(Потому что есть и другие нравственные качества)

— Предлагаю вам следующее задание. Заполните пустые части модели такими душевными качествами, которые характерны для нравственного человека. Чтобы вам облегчить выполнение задания у вас на столе есть подсказки. Будьте внимательны, в подсказках много лишних слов.

— У каждой пары получилась своя модель нравственного человека. Кто хочет рассказать, что у него получилось?

— Вы видите, что модель нравственного человека очень сложная. Чтобы им быть нужно обладать разными положительными качествами. Кто хочет прочитать слова великого русского писателя

А. П Чехова?

( «В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело, и одежда».)

Как поняли эту фразу?

(Нам всем нужно стремиться быть лучше.)

СЛАЙД 12

4. Итог.

— Сегодня на уроке мы очень хорошо поработали. Что нового и полезного вы узнали? Что понравилось больше всего? Что об уроке расскажете своим близким?

Список использованной литературы

1. Анисимов Е. В. Древняя Русь: Рюриковичи. – Спб.: «БКК», 2011.

2. Данилюк А. Я. / Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Мультфильм «Сказка про лень», «Союзмультфильм», 1978.
2. Аудиозапись «Моя Россия», авт. Соловьева Н., Г. Струве,

2. Текст песни «У моей России».

У моей России длинные косичкии, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная — Нет земли красивей.
Для меня Россия — белые берёзы, Для меня Россия — утренние росы. Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная — Нет земли красивей. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь. Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша — это я с друзьями
У моей России длинные косичкии, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная — Нет земли красивей.
Для меня Россия — белые берёзы, Для меня Россия — утренние росы. Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная — Нет земли красивей. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь. Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша — это я с друзьями

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here