Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина в 3 классе.
Учитель начальных классов МОУ Данковской СОШ
Степанова Юлия Владимировна
Цель занятия: расширение словарного запаса, обогащение речи новыми лексическими фразами и оборотами, учить работать с различными источниками информации, развивать внимательное отношение к литературному слову.
Задачи урока:
личностные: способствовать формированию интереса к литературным сказкам А.С.Пушкина, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
познавательные: развивать навык осмысленного чтения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, Интернет; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор.
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты:
личностные: интерес к изучению языка, интерес к литературному творчеству писателя; закрепление навыка работы в группах-учебного сотрудничества.
метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;
предметные: формирование навыка осознанного чтения, создание связных устных высказываний на заданную тему, умение работать с разными источниками информации, использовать к качестве обучения ИКТ.
Оборудование:
Тексты сказок А.С.Пушкина,
толковый словарь,
компьютер, проектор
интерактивная доска, презентация к уроку
компьютер для учеников
Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина в 3 классе.
— Ребята, чей это портрет?
— Да, это Пушкин. Что вы знаете о нем? Какие сказки читали?
— Ребята, мы с вами прочитали все сказки Пушкина. Говорили о событиях, героях, их поступках. А сегодня мы посмотрим на сказки Пушкина немного по-другому:
-
в строках сказок великого поэта мы найдём устаревшие и непонятные для нас слова, выражения и попробуем их объяснить их значения.
-
обратим внимание на слова-эпитеты, посмотрим, как они помогают нарисовать образ.
-
посмотрим, как действия, поступки раскрывают характер героя.
-
обратим внимание, какие сравнения подбирает автор.
Эта работа поможет нам лучше понять тексты сказок и возможно даже по-другому взглянуть на какие-то события.
Нужно разделиться на команды по 3 человека. Команда должна работать слаженно и помогать друг другу. Вам нужно будет выполнить задания героев из всех 5 известных нам сказок. Можно пользоваться всем, что у вас есть: словарями, интернетом. В качестве баллов команда получит от героев сказки предметы, которые потом можно обменять на сладости.
-
Конкурс «Невод с рыбками» Внимательный чтец Старик — 10 мин.
— Чем старик ловил рыбу? В неводе много рыбы.
— Чтобы получить рыбку, нужно ответить на вопрос из сказки. Посмотрим, как хорошо вы помните содержание сказок.
-
Сколько богатырей охраняло остров князя Гвидона? (33 )
-
Какую песенку пела белочка? («Во саду ли, в огороде»)
-
Мимо какого острова проплывали корабельщики, которые заезжали в гости к князю Гвидону? (Буяна)
-
Где поп впервые повстречал Балду? (на базаре)
-
Кто подарил золотого петушка Дадону? (мудрец, звездочёт)
-
На чём спал Балда? (на соломе)
-
В кого первый раз превратился Гвидон? (в комара)
-
Назовите профессию Балды связанную с лошадьми.(конюх)
-
Кто главный у витязей. (Черномор)
-
Из чего были скорлупки на орешках у белочки? (из золота)
-
Чем убил Дадон мудреца? (жезлом)
-
Кем приходились морские витязи царевне Лебедь? (братья)
-
Чем Балда грозил чертям? (верёвкой)
-
Что постоянно посылал с корабельщиками князь Гвидон царю Салтану? (поклон)
-
2.Конкурс Задание от белочки «Расколи орешек» Устаревшие слова.
— Узнай, из какой сказки строки и объясни выделенное слово. Можно пользоваться словарём, интернетом.
«Экого послали супостата! Подожди-ка моего меньшого брата» | |
«А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой…» | «Послушай: платить обещались черти Мне оброк по самой моей смерти…» |
«Перед ней усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает…» | «Есть же мне давай варёную полбу» |
«В колымагах золотых Пышный двор встречает их…» | «… Видишь ты палку эту? Выбери себе любую мету. Кто далее полку бросит, Тот пускай и оброк уносит…» |
«Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил простофиля, избу!» | «Жил-был поп, Толоконный лоб». |
«Служат ей бояре, да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным…» | «Поп говорит Балде: «Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моём подворье…» |
-
Конкурс Эпитеты «Звёздные слова» Задание от Звездочёта. 5 мин.
— Вставить пропавшие слова в строки. Эпитеты написаны на отдельных листочках и перепутаны. За задание, выполненное без ошибок, от звездочёта команда получает 5 звёзд.
— Какова роль эпитетов в тексте?
«Вот идёт он к ______________ морю,
Видит, на море _____________ буря:
Так и вздулись _____________ волны,
Так ходят, так воем и воют.
Стал он кликать _____________ рыбку…»
(синему, чёрная, сердитые, золотую)
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит
Войско в горы царь приводит
И промеж ____________ гор
Видит _____________ шатёр.
Всё в безмолвии ____________
Вкруг шатра; в ущелье __________
Рать _____________ лежит»
(высоких, шёлковый, чудесном, тесном, побитая)
«Вот зато тебе, лови!
И к царевне _____________ ,
_______________ , ______________ ,
Прямо яблочко летит…»
(наливное, золотое, молодое)
«Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в ______________ поле;
Море _____________ кругом,
Дуб ___________ над холмом.
Сын подумал: ____________ ужин
Был бы нам однако нужен.
Ломит он у дуба сук
И в _____________ сгибает лук…»
(широком, синее, зелёный, добрый, тугой)
4.Конкурс Зеркальце. «Узнай героя». Глаголы. Царица. 5 мин.
— Нужно узнать героя по его действиям.
— Можно ли по делам, действиям героев охарактеризовать героя?
запряжёт, вспашет, затопит, заготовит, закупит, испечёт, облупит. (Балда)
-
Обошла, убрала, засветила, затопила, взодралась, улеглась (царевна)
-
Шевельнётся, встрепенётся, обернётся, кричит (петушок)
-
Улыбнулась, взяла, сажала, угощала, уложила (шамаханская царица)
-
Удивился, испугался, рыбачил, не слыхивал, отпустил, сказал (старик)
-
Говорила, просилась, откупалась (рыбка золотая)
-
Вздурилась, посылает, не хочу, хочу (старуха)
-
Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду (царевна Лебедь)
-
Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся (море)
-
Разбежались, признались, повинились, разрыдались (ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой)
-
Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился ( князь Гвидон)
5. Фотография
— Если бы вы вдруг попали в сказку и встретились с её героями, смогли бы вы их узнать? (картинки)
Чудесные предметы.
— Порой, чтобы заполучить какой-то чудесный предмет, героям сказок требовалось разгадать сложные загадки. В следующем конкурсе вам придётся задавать мне вопросы, чтобы отгадать, что же находится в чёрном ящике. Я буду отвечать «да» или «нет». В ящике находится предмет, имеющий отношение к сказкам А.С. Пушкина.
( Яблоко; зеркало; орех)
Что за прелесть эти сказки.
— Каждой команде (одному из её игроков) предстоит выразительно прочитать отрывок из сказки А.С. Пушкина, а затем назвать главных героев этой сказки.
(Книги – у ведущего.)
6. Подведение итога.
— Игра закончилась.
— Что нового узнали?
— Команды награждаются грамотами за участие и призами.