2-й класс. Литературное чтение.
Тема»Труд кормит, а лень портит.
Б.Заходер. Петя мечтает»
Шапаева Лариса Николаевна, учитель начальных классов
Разделы:
Цель урока: формировать навык смыслового чтения через анализ художественных произведений разных жанров. Задачи урока. Личностные: формирование нравственно-этических ориентиров: трудолюбия и ответственности. Метапредметные: повышение качества понимания читаемого текста через поисковый способ чтения ; развитие логических УУД: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Предметные: совершенствование навыка беглого, сознательного и выразительного чтения; развитие способности определять главную мысль текста и подбирать подходящую по смыслу пословицу. Коммуникативные: развитие умения вступать в общение, выражать свою точку зрения, аргументировать своё мнение, слушать другого, соблюдать правила общения в паре, группе . Оборудование для детей: картоки –черты характера, разноуровневые карточки-задания. Оборудование для учителя: демонстрационный материал, мультимедийный проектор, компьютер. Ход урока I. Вводно-мотивационная часть — Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? А почему? (Они веселые, поучительные, смешные….) Сегодня я вам предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. (Ученики смотрели весь мультфильм дома) II. Актуализация опорных знаний (Просмотр фрагмента 1 мультфильма) _-Кто узнал главного героя? (Это Вовка) — Из какого он мультфильма?( «Вовка в тридевятом царстве») — Скажите, что он пожелал?(Конфеты, пирожное, мороженое) — Как вы думаете, почему его желание не сбылось? (Он ничего для осуществления желания не сдалал) (Просмотр фрагмента 2) — Удалось ли Вовке чего-то добиться? Почему? (Да, потому что он изменился, сам стал трудиться) — Что помогло ему измениться? (Жизненная ситуация, труд) — Выберите пословицу, которая подходит к этому мультфильму. 1) Нет друга – ищи, а нашёл – береги. 2) Труд кормит , а лень портит. 3) Чтение – вот лучшее учение. (Труд кормит, а лень портит.) III .Формулирование темы. — Как вы её понимаете? (Если человек трудится, то у него все есть. Он добивается того, что задумал. Труд помогает ему развиваться.) -Значит, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О труде и лени) Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с 1 героем художественного произведения вот этого писателя. (Показ портрета Б.Заходера) -Кто это? (Борис Заходер) -Какие его произведения вы уже читали? («Два и три», «Как Волк песни пел») IV. Знакомство с текстом. Стихотворение Б.Заходера читает учитель
V .Обсуждение прочитанного. -Какое настроение создаёт стихотворение? (Весёлое, шуточное) -Кто главный герой?(Мальчик Петя) -Что мы про него узнали? (Он любит мечтать) VI .Перечитывание и работа с текстом. -Прочитайте текст, приготовьтесь читать его вслух и разделите на части. -Сколько получилось частей? (5) -Что помогло вам разделить текст на части? (Петины мечты) -Прочитайте выразительно 1 часть. Найдите слова в тексте, рассказывающие о мечте Пети. (Мыло…само меня бы мыло) -О какой черте характера Пети мы узнаём из этих строк? Выберите соответствующую карточку-название .(Неряшливость. Помешаем её на доску) -Прочитайте выразительно 2 часть. -О чём мечтает Петя? (Об учебнике, который сам отвечает урок). Найдите слова, подтверждающие ваш ответ._ -Какую черту характера раскрывает это желание? Найдите на карточке. (Безволие, лень) Прочитайте выразительно 3 часть. -Что мы узнаём о Пете? (Он хочет иметь ручку, которая сама будет решать задачи и писать диктанты) -Какая черта характера Пети проявляется здесь? ( лень, безволие, неорганизованность) Ищем карточку. Прочитайте выразительно 4 часть. -О чём мечтает Петя?(Чтобы книжки и тетрадки всегда были в порядке) -Какая черта характера Пети проявляется здесь? Найдите карточку.(Неряшливость) (Помещают карточку на доску) Прочитайте выразительно 5 часть. -Как мама называет Петю? (Лентяй) -Почему она его так называет? (Петя ничего не хочет делать сам.) -О чём мечтает в этой части Петя? (Чтобы мама перестала говорить, что он ЛЕНТЯЙ) (На доске в процессе работы над текстом появились карточки, характеризующие Петю: лень, неряшливость, безволие, пассивность, безразличие, неорганизованность) Составьте устно, опираясь на карточки характеристику Пети. Работа в парах 3 минуты. Слушаем рассказы. 2-3 человека VII .Сравнение героев разных произведений. -Чем похожи Вовка и Петя? (Они мечтали, ничего не делали) -А чем отличаются? (Вовка изменился , а Петя нет) -Почему Вовка изменился? (Понял, что ничего не делая, останешься ни с чем) — А изменится ли Петя? (Разные точки зрения, т.к. в тексте об этом не говорится) VIII .Творческое задание. Давайте попробуем придумать продолжение истории о Пете и дадим ему возможность измениться. Для выполнения задания можно выбрать разные карточки А и В. Карточка А. Закончите предложения.
Однажды Петя захотел__________________________________________________. Он подумал___________________________________________________________. Я сам могу_____________________________________________________________. Сначала я ______________________________________________________________. А потом________________________________________________________________. Оказывается,я___________________________________________________________.
Карточка В. По началу составьте свой устный рассказ.
Мне так надоело слышать это ненавистное слово «лентя-я-яй»! Сейчас я возьму и ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Давайте послушаем, что у вас получилось. (2-3 человека) IX .Вывод по теме урока. — Как вы думаете, смогли мы помочь понять Пете, что надо меняться? (Да) -Какова главная мысль нашего урока? (Если хочешь что-то получить , надо постараться, приложить усилия и у тебя все получится). — Ребята, изменились ли ваши мечты в процессе работы над произведением? -У кого была несбыточная мечта, фантастическая? Изменилась ли она? X .Домашнее задание. -Чтобы мечта осуществилась, я предлагаю вам дома составить памятку для одноклассников «Как осуществить свою мечту?»)