Предмет: Литературное чтение 4 класс

Тема урока: «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока учебной информации средствами технологии развития критического мышления.

Цели по содержанию:

  • Образовательная способствовать формированию умения анализировать художественное произведение.

  • Развивающая — продолжить развитие умения работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу.

  • Воспитательная — способствовать воспитанию у учащихся чувства переживания, сострадания, доброты и милосердия.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

1. Задания на карточках для коллективной работы.

2. «Литературное чтение» учебник для 4 класса.

Ход занятия

Техноло-гические этапы

Этапы

урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Стадия вызова

Организацион-ный момент

Приветствие. Определяет готовность учащихся к работе.

Полилог.

Учитель:

Поговорим?

 Дети:

Поговорим!

Учитель:

— А знаете о чём?

 Дети:

О чём?

 Учитель:

О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

 Дети:

Поговорим! Нам будет интересно!

Проверяют готовность своего рабочего места.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Актуализация знаний.

Учитель предлагает детям

1. Проблемные вопросы.

— Знаете ли вы, что такое нравственность?

— Уточним лексическое значение слова «нравственность».

Учитель предлагает в парах выполнить задание

(найти в толковом словаре значение слова нравственность).

Учитель предлагает в парах выполнить задание

Прием «Корзина идей»

Учитель предлагает выбрать из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Учитель предлагает обобщить знания и по ходу ответов составить кластер.

(Приложение 1)

отвечают на вопрос.

Работают в парах, дают ответы, подтверждают ответы фактами.

Работают в парах записывают на листах бумаги нравственные ценности, которые знают.

Систематизируют информацию.

Целеполагание и мотивация.

Просит сформулировать тему урока урока.

Предлагает отрефлексировать свои знания по вопросу темы урока (Приложение 5) и сформулировать цели урока.

Формулируют тему урока. Проводят оценку своих знаний. Выясняют, что уже умеют, а в чём затрудняются.

Ставят цели урока.

Стадия осмысле-ния

Первичное усвоение учебной информации.

Предлагает выбрать пословицы и поговорки, относящиеся к теме урока.

(Приложение 2)

Учащиеся работают в парах.

Осознание учебной информации

Приём «Толстый и тонкий вопросы»

Предлагает ответить на вопросы.(Приложение 3)

Организует обсуждение .

Дают ответы на вопросы.

Закрепление

Предлагает работу в группах. Просит обобщить знания и составить систему образов произведения в виде схемы, составить словесный портрет героев, используя понятия, которые вынесли в кластер;

(Приложение 4)

Организует проверку работы в группах.

Учащиеся работают в группах, составляют схему, составляют словесный портрет героев, используя понятия, которые вынесли в кластер;

Представляют результаты своей работы.

Стадия рефлексии

Подведение итогов.

Просит детей составить синквейны, относящиеся к теме урока. 1вариант по теме «Природа»,

2 вариант – по теме «Человек», используя знания, полученные на уроке.

Представляют свои синквейны.

Рефлексия

Предлагает оценить свои знания в конце урока. (Приложение 5)

Проводят рефлексию своих знаний.

Информация о домашнем задании

Предлагает разноуровневое задание на выбор.

  1. Придумать сказку о добрых поступках и нарисовать к ней иллюстрацию.

  2. Ответить на вопросы в учебнике стр.19.

Читают задание на карточке.

Рефлексия

Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке по вопросам.

выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Дают оценку результатам своей деятельности.

Приложение 1.

Приложение 2.

Час в добре пробудешь — все горе забудешь.

Жалость — со слезами, а доброта — с мозолями.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Ни один огонек не пропадет даром, когда вокруг тьма.

Доброе слово доходит до сердца.

Всякий хлопочет — себе добра хочет.

Не гони коня кнутом, а гони овсом.

Все любят добро, да не всех любит оно.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Жемчужина лежит на дне морском, а падаль плавает на поверхности.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

От добра добра не ищут.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Красота до вечера, а доброта навек.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Лучше не дари, да после не кори.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Жизнь дана на добрые дела.

Приложение 3.

О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

— Почему дед Ларион с внуком принимают такое участие в судьбе больного зайца?

— Предположите, что было бы с дедом Ларионом, если бы он застрелил зайца.

— Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Подтвердите свои слова текстом.

— Какие качества героев рассказа проявились при пожаре?

— Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа — страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.

— Объясните, почему писатель нарушил последовательность событий в рассказе?

— Как автор относится к людям, о которых он рассказывает?

— Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

— Известны ли вам случаи, когда животные помогали людям? Приведите примеры.

Приложение 4.

Приложение 5.

умею

в начале урока

в конце урока

1. Отвечать на поставленные вопросы.

2. Находить заданные эпизоды.

3. Давать характеристику персонажу.

Приложение 5.

Обязанности в группе:
организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;
докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;

хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here