Предмет: Литературное чтение 4 класс
Тема урока: «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока учебной информации средствами технологии развития критического мышления.
Цели по содержанию:
-
Образовательная — способствовать формированию умения анализировать художественное произведение.
-
Развивающая — продолжить развитие умения работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу.
-
Воспитательная — способствовать воспитанию у учащихся чувства переживания, сострадания, доброты и милосердия.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения:
1. Задания на карточках для коллективной работы.
2. «Литературное чтение» учебник для 4 класса.
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | |
Стадия вызова
| Организацион-ный момент | Приветствие. Определяет готовность учащихся к работе.
Полилог. Учитель: – Поговорим? Дети: – Поговорим! Учитель: — А знаете о чём? Дети: – О чём? Учитель: – О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим? Дети: – Поговорим! Нам будет интересно!
| Проверяют готовность своего рабочего места.
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Актуализация знаний. | Учитель предлагает детям 1. Проблемные вопросы. — Знаете ли вы, что такое нравственность? — Уточним лексическое значение слова «нравственность». Учитель предлагает в парах выполнить задание (найти в толковом словаре значение слова нравственность).
Учитель предлагает в парах выполнить задание Прием «Корзина идей»
Учитель предлагает выбрать из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Учитель предлагает обобщить знания и по ходу ответов составить кластер. (Приложение 1) | отвечают на вопрос.
Работают в парах, дают ответы, подтверждают ответы фактами.
Работают в парах записывают на листах бумаги нравственные ценности, которые знают.
Систематизируют информацию. | |
Целеполагание и мотивация.
| Просит сформулировать тему урока урока. Предлагает отрефлексировать свои знания по вопросу темы урока (Приложение 5) и сформулировать цели урока. | Формулируют тему урока. Проводят оценку своих знаний. Выясняют, что уже умеют, а в чём затрудняются. Ставят цели урока.
| |
Стадия осмысле-ния
| Первичное усвоение учебной информации. | Предлагает выбрать пословицы и поговорки, относящиеся к теме урока. (Приложение 2) |
Учащиеся работают в парах.
|
Осознание учебной информации | Приём «Толстый и тонкий вопросы» Предлагает ответить на вопросы.(Приложение 3) Организует обсуждение . | Дают ответы на вопросы.
| |
Закрепление | Предлагает работу в группах. Просит обобщить знания и составить систему образов произведения в виде схемы, составить словесный портрет героев, используя понятия, которые вынесли в кластер; (Приложение 4) Организует проверку работы в группах. |
Учащиеся работают в группах, составляют схему, составляют словесный портрет героев, используя понятия, которые вынесли в кластер;
Представляют результаты своей работы. | |
Стадия рефлексии
| Подведение итогов.
| Просит детей составить синквейны, относящиеся к теме урока. 1вариант по теме «Природа», 2 вариант – по теме «Человек», используя знания, полученные на уроке. | Представляют свои синквейны.
|
Рефлексия | Предлагает оценить свои знания в конце урока. (Приложение 5) | Проводят рефлексию своих знаний. | |
Информация о домашнем задании | Предлагает разноуровневое задание на выбор.
| Читают задание на карточке.
| |
Рефлексия | Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке по вопросам. выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Дают оценку результатам своей деятельности. |
Приложение 1.
Приложение 2.
Час в добре пробудешь — все горе забудешь.
Жалость — со слезами, а доброта — с мозолями.
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Ни один огонек не пропадет даром, когда вокруг тьма.
Доброе слово доходит до сердца.
Всякий хлопочет — себе добра хочет.
Не гони коня кнутом, а гони овсом.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Жемчужина лежит на дне морском, а падаль плавает на поверхности.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
От добра добра не ищут.
Верная указка — не кулак, а ласка.
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Красота до вечера, а доброта навек.
Не считай щедрым дарящего чужое.
Лучше не дари, да после не кори.
Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.
Жизнь дана на добрые дела.
Приложение 3.
О чём же этот рассказ? О зайце ли он?
— Почему дед Ларион с внуком принимают такое участие в судьбе больного зайца?
— Предположите, что было бы с дедом Ларионом, если бы он застрелил зайца.
— Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Подтвердите свои слова текстом.
— Какие качества героев рассказа проявились при пожаре?
— Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа — страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.
— Объясните, почему писатель нарушил последовательность событий в рассказе?
— Как автор относится к людям, о которых он рассказывает?
— Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
— Известны ли вам случаи, когда животные помогали людям? Приведите примеры.
Приложение 4.
Приложение 5.
умею | ||
| в начале урока | в конце урока |
1. Отвечать на поставленные вопросы. |
|
|
2. Находить заданные эпизоды. |
|
|
3. Давать характеристику персонажу. |
|
|
|
|
|
Приложение 5.
Обязанности в группе:
организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;
докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;
хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.