Открытый урок чтения 3 класс

Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»

Цели: 1. Расширить знания детей о жизни и творчестве Н. Носова, познакомить детей с
новым рассказом, учить анализировать текст на примере рассказа Н. Носова;

2. Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, устную речь и
мышление, чувство юмора, развивать правильное восприятие юмора;
3. Воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных
заданий.

I Орг. Момент

Прозвенел весёлый звонок, начинается вновь урок.
Любознательные дети,
знать хотят про всё на свете.

II Проверка домашнего задания.

— Вашим домашним заданием было — вспомнить прочитанные раннее рассказы
Н. Носова и его творчество. Что вы вспомнили о Н.Носове?

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.

III

— Сейчас мы потренируемся в беглости чтения и узнаем новое, о писателе Н. Носове .

«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться.»

— Почему Носов стал детским писателем?

(Слайд 2)

«Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет».

— Почему Николай Николаевич стал юмористом?

— А с какими рассказами мы с вами уже знакомы?
(«Живая шляпа», «На горке» , «Заплатка», «Как Незнайка сочинял стихи»)

— Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать) Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать.


— А ответьте мне: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?»
(Добрые, смешные, весёлые)


-Прочитайте, что писал В. Катаев о рассказах Носова: «Они остросюжетные, насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».

«Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми.

— Так какие же эти Носовские мальчишки?

IV

— Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Посмотрите на экран (картинка «упавшая старушка»)

— Это смешно? А попавший в беду товарищ?

— Важно научиться видеть по настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Вот мы и будем учиться на уроке, различать смешное от несмешного.

— Откройте учебники стр. 164. С каким рассказом Н. Носова мы будем сегодня знакомиться? Встаньте те, которые не читали этот рассказ?

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

V Знакомство с рассказом.

— Давайте послушаем, что случилось с мальчиком Федей из рассказа «Федина задача» и проверим предположения ребят.

Помогать мне будут ( ). Остальные следят по тексту.

(Чтение в лицах подготовленных детей).

VI Работа по прочитанному

— Что особенно понравилось, запомнилось при прослушивании рассказа?

— Почему Феде не удалось решить задачу?

(отвлекался, мешал телевизор)

— Как вы думаете, можно смеяться в этом рассказе над Федей? Чтобы не попасть в такую ситуацию как Федя, мы не будем совмещать отдых с работой. Сначала отдохнём,
а затем продолжим работать. Встали.

Физминутка (слайд)

V Словарная работа.

— Найдите и объясните лексическое значение непонятных слов

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК – высокий служебный чин (должность) в России до революции.

ПОЛУДЁННОМ – в южном, полдневном. (тёплое)

— Откройте стр. учебника 169, прочитайте первый вопрос.

— Давайте составим цепочку из самых интересных и смешных эпизодов и прочитаем их

VI

Ребята, почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача»?

(смысл в том, как Федя её решал)

— Как Федя вышел из ситуации с нерешённой задачей? Найдите и зачитайте.

— Сможет ли Юра растолковать трудную задачу для Феди?

— А как бы вы помогли Феде с задачей?

— А как лучше, дать списать или объяснить?

— А вы, к кому бы из одноклассников обратились за помощью?

— А скажите мне честно, ребята, бывает так, что, придя, домой, вы включаете телевизор и садитесь делать уроки?

— Что нужно для того, чтобы решить задачу? Любое домашнее задание?

(Тишина, внимание, знания, сосредоточенность, мышление)

— Сейчас вы ещё раз прочитаете этот рассказ. Так, как я буду задавать вопросы, а вы при ответе должны показать хорошее знание текста.

— Я смотрю, многие закончили. Проследим, как решал Федя задачу?

— Найдите условие и зачитайте. Какой был № задачи? (639)

— Давайте, мы её сейчас соберём. (СЛАЙД)

На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?

— Посчитайте, сколько раз приступал Федя к чтению задачи? ( 9)

VI

— А сейчас встаньте, подведём итог нашей работы.

— С каким рассказом Николая Носова вы сегодня познакомились?

— Кто был главный герой?
— Что бы вы посоветовали Феде?

— Что полезного для себя вы взяли из рассказа?

— Я вам предлагаю применить все эти советы и попробовать решить эту задачу дома.
Это и будет ваше домашнее задание. Прочитать текст и решить задачу.

— На протяжении нескольких уроков, мы учились не только читать, но и думать над прочитанным. Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

— Давайте выскажем своё отношение к творчеству Н Носова, продолжите запись.

Я люблю книги Н.Носова, потому что они …

(интересные, загадочные, познавательные, поучительные, прикольные, добрые, смешные и т.д.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here