Новичкова Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы
МОУ Гимназия №46 п. Малаховка
План-конспект урока на тему:
«Н.Д. Телешов. Рассказ «Домой».
Обстоятельства и поступки».
6 класс
Цель урока: способствовать развитию и обогащению системы духовно-нравственных ценностей учащихся, анализируя роль обстоятельств, в силу которых человек оказывается в ситуации нравственного выбора.
Задачи:
— обучающие: учить анализировать характеры персонажей, выявлять мотивы их поступков и жизненную позицию, определять роль пейзажа в раскрытии душевного состояния героев в рассказе «Домой», расширить представление учащихся о произведениях Н.Д. Телешова;
-развивающие: а) развивать навыки:
— ассоциативного мышления учащихся;
— аналитического чтения произведения;
— построения рассуждений на основе известной информации;
— работы в группе и паре;
б) развивать логическое мышление, память, наблюдательность, исследовательские умения;
в) стимулировать развитие устной и письменной речи, творческие способности каждого ученика через дифференцированные задания;
-воспитательные: воспитывать чувства ответственности, сопереживания, взаимопомощи в работе по группам, бережное отношение к художественному слову.
Форма урока: защита проектов, проблемное обучение.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональный учительский компьютер.
На предыдущем уроке было дано дифференцированное домашнее задание: несколько учащихся ознакомилось с предложенными темами проектной технологии, разделились на 3 группы (по 2-3 человека) и выбрали себе задание; остальные дети находили и анализировали пейзажные зарисовки в рассказе «Домой», читали рассказ «Ёлка Митрича» Н.Д. Телешова.
Тема проекта: «Нравственный выбор дедушки Неизвестного».
Состав творческой группы | Вопросы подтемы | Виды презентаций проектов | |
1. История жизни дедушки Неизвестного. | 2-3 человека | Горестная история жизни дедушки Неизвестного от первого лица. Портрет литературного героя. Какие черты характера раскрываются в поступках героя? Как это отражается на судьбе Сёмки? (с цитированием текста). | Словесное рисование. Инсценировка фрагмента рассказа. Рисунок-портрет. Аналитическая работа. |
2. Мотивы нравственного выбора. | 2-3 человека | Сближение двух одиноких попутчиков. Смена настроения главного героя. Каким видит дедушка Неизвестный Сёмку? Трагические обстоятельства. Перед каким нравственным выбором оказался Неизвестный? Что заставляет его спасти больного мальчика? Как мог бы поступить в такой ситуации другой герой? | Коллаж «Душа», «Верность», «Совесть», «Доброта» (2-3 на выбор).
|
3.Нравственные проблемы рассказа. | 2-3 человека | Лексическая работа. Что такое нравственность? Какие эпитеты входят в понятие «нравственный»? Что значит «ситуация нравственного выбора»? Поступок и проступок. «Случайный верный друг» Сёмки. Жертвенность во имя другого человека. Как автор относится к героям рассказа? | Коллаж «Поступок». Сочинение-рассуждение «Подвиг дедушки Неизвестного». |
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока. На экране проектора фотография Н.Д. Телешова, тема урока и проекта.
II. Защита проектов. Учащиеся по очереди защищают свои проекты. Далее следует обсуждение проектов. Выводы.
III. Анализ роли пейзажа в рассказе «Домой». Соотношение пейзажных зарисовок с душевным состоянием, переживаниями персонажей и развивающимися событиями. Выразительное чтение отрывков.
IV. Параллель с нравственным выбором героев романа А.С. Пушкина «Дубровский», повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» и рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Перекрёстные вопросы в парах: постановка проблемных вопросов.
V. Краткий пересказ и анализ произведения Н.Д. Телешова «Ёлка Митрича». Выявление нравственной проблематики рассказа и мотивов поступков героев.
VI. Подведение итогов урока. Выводы. Запись критериев нравственности на доске и в тетради. Рефлексия.
VII. Дифференцированное домашнее задание: прочитать статью об А. Доде, его рассказ «Маленький шпион» и на выбор
1) написать отзыв об уроке;
2) написать сочинение «Друзья познаются в беде» на основе жизненного случая.