МБОУ- Старокулаткинская средняя общеобразовательная школа №2, р.п. Старая Кулатка, Ульяновской области

Урок по математики во 2 классе

Тема: «Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания»

Учитель начальных классов

Сайфуллина Гульфия Ряшитовна

Р.п. Старая Кулатка, 2013 год

Конспект урока по математике.

Программа «Школа России».

( Математика. Учебник для 2 класса. Авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова.)

Тема: «Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания»

Образовательные цели: повторить изученные приёмы вычитания и сложения двузначных чисел, основанные на поразрядном вычитании и сложении, развивать вычислительные навыки учащихся, совершенствовать представления детей о геометрических фигурах и их элементах.

Развивающие цели:

а) развитие собственно – психологических умений: умение слушать, адекватно воспринимать учебную информацию, запоминать увиденное;

б) развитие учебно – интеллектуальных умений: сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать гипотезу;

в) развитие организационно — познавательных умений: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в команде, умение сотрудничать.

Воспитательные цели: воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за свои поступки, расширять кругозор, словарный запас, воображение.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Методы:

— словесные (беседа, словесно – проблемный метод);

— наглядные (методы иллюстрации: слайдов, плакатов, схем);

— практические методы (решение задач, примеров);

— проблемно – поисковые (решение проблемы в виде мозговой атаки);

— метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при повторении, эффект удивления).

Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Система приёмов учебной работы: использование наглядности, использование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, графическая регистрация связей построением структурно – логических схем, развивающие логические задачи, использующиеся в качестве тренировочных упражнений.

Оборудование: макет глобуса, компьютер, мультимедийный проектор, плакаты, дидактический раздаточный материал, слайды.

Ход урока.

I этап. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Николаевна. Я работаю в городе Данкове учителем начальных классов. А сегодня мне посчастливилось провести урок в вашем классе.

Наш урок сейчас науке посвящается,

Что математикой у нас с любовью называется.

Она поможет воспитать такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы будем познавать, измерять, исчислять, путешествую по нашей планете Земля. Я приглашаю в путешествие всех, кто настойчив, кто не боится цифр и вычислений и чей девиз:

(На слайде)

Хочу всё знать.

(Дети читают хором.)

II этап. Актуализация знаний.

( На экране изображение Земли – вид из космоса.)

-А вот она и наша планета Земля. Такой её видят космонавты из космоса, такой (показываю на глобус) вы видите Землю на уроках в школе, а вот такую модель Земли сделали ребята, из нашей школы.

— И сегодня вам будет предложено много интересных заданий, после выполнения которых наша планета превратится в цветущий сад.

III этап. Мотивационно – целевой.

— Мы отправляемся в наше путешествие, а на пути выполним задания.

Первое задание, которое поможет назвать тему урока.

35

33

73

14

23

Письменные

сложения

приёмы

и

вычитания.

— Посмотрите на ряд чисел.

-Что это за числа? (двузначные числа) Как одним словом назвать все записанные числа?

— Почему они двузначные?

— Прочитайте их.

— Расположите числа в порядке убывания (один ученик работает у доски).

— Назовите такое двузначное число, в котором количество десятков равно количеству единиц. (33)

— Назовите такие числа, в которых количество десятков больше количества единиц. (73, 40)

— Назовите такие числа, в которых количество десятков меньше количества единиц. (35, 14, 23)

— Назовите число, в котором сумма цифр равна 10. (73)

— Назовите цифру, которая чаще всего повторяется в этом ряду.

Определение темы урока.

-Вы смогли ответить на все мои вопросы. Пришло время открыть эти карточки. Прочитайте. Кто же назовёт тему урока? (Ученики называют тему урока, учитель определяет цель урока.)

Вы успешно справились с заданием. Молодцы! Вот и появился первый цветок. (На макет глобуса прикрепляется цветок, сделанный из бумаги.)

IV этап. Закрепление знаний.

а) Устный счёт.

  • Отправляемся в путешествие.

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Задача на внимание.

  • Сколько в лесу растёт хвойных деревьев, если там 19 елей, 7 осин и 3 сосны. (22 дерева)

Осина за день поглощает 60 л воды, а берёза на 30 л меньше. Сколько литров воды поглощает берёза? (на 30 литров) А сколько вместе?

Долго растёт ель – 35 лет и только тогда начинают появляться на ней плоды, а кедр даёт плоды, когда ему исполняется 100 лет. На сколько позже появляются плоды у кедра, чем у ели? (на 65 лет)

— Кедр растёт в нашей стране (показ слайда). Посмотрите.

Так как вы решили все устные задачи, распустился ещё один цветок.

— Продолжаем устную работу.

Постоянным жителем зимних хвойных лесов является одна маленькая птичка. А кто она, вы узнаете, если выполните правильно следующее задание.

— Прочитайте. Что значит уменьшить на 4?

Уменьши на 4: 29 75 40 33 18

(Дети по одному выходят к доске и пишут мелом результат, подставляют магнитные буквы по ключворду)

25 71 36 29 14 ключворд:

к л ё с т 14-т

25-к 36-ё

29-с 71-л

(Показ слайда)

Посмотрите на эту птичку. Чем она необычна? Она единственная, кто выводит птенцов в самые сильные январские морозы, потому, что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек.

-Молодцы! И снова распустился прекрасный цветок.

б) Решение задач.

— Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Как мы можем заботиться о птицах? А хотите узнать, чем питается, например, кукушка?

— Кукушка съедает за день 62 кузнечика и 24 гусеницы бабочки капустницы. Сколько всего насекомых съедает кукушка за день? (86 насекомых)

— Подскажите, как быстрее найти значение данного выражения: 62+24 (нужно записать его столбиком, так чтобы десятки были под десятками, а единицы под единицами). Кто хочет пойти к доске и объяснить решение данного выражения? (один ученик идёт к доске, на доске прочерчены клетки)

Составление алгоритма решения примеров (каждая часть вывешивается на доску в виде солнечных лучей).

  • Итак, что же мы проговаривали сначала? (Пишу…)

  • Затем: Складываю единицы …(а если это пример на вычитание?) Вычитаю единицы…

  • Потом: Складываю / Вычитаю десятки…

  • Читаю ответ…

— Вот вы сами составили алгоритм письменного сложения и вычитания.

И снова распустился цветок.

V этап. Физкультминутка.

-Вот и солнышко просыпаясь, посылает на Землю лучики тепла.

Спал цветок и вдруг проснулся-

(туловище вправо, влево)

больше спать не захотел.

(туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(покружиться)

Вы хорошо справились и с этими упражнениями. Цветок.

в) Работа с дидактическим раздаточным материалом.

(Самостоятельная работа в парах.)

Но не только солнце дарит жизнь, но и вода. Продолжаем наше путешествие.

Облака, облака-

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные,

Ветерку послушные.

(Карточки в форме облаков)

-Вот, что принесли нам облака. Это карточки с заданиями, которые вы будете выполнять в парах.

-Прочитайте задание. На какие две группы можно разделить данные выражения? (Сложение и вычитание.)

-Договоритесь между собой, кто какую группу примеров будет выполнять.

— С чего вы начнёте выполнять вычисления? Работаем по алгоритму.

1 №2

82+15=97 73+21=94

57-23=34 67-24=43

17+32=49 47-35=12

  • Как называется выражение, в котором стоит знак «+».

  • Как называется выражение, в котором стоит знак «-»

— Проверим ответы.

Облака не только летают по небу, но заботятся о деревьях и цветах. Как они это делают? (дают им воду, необходимую для жизни)

Открываю на доске два облака:

1ответы примеров на сложение:

— Назовите самый большой ответ, который получился, самый маленький, оставшийся (вывешиваю капли с ответами).

2ответы примеров на вычитание:

-Кто первый выполнит, записывает ответы маркером в каплях.

г) (Дополнительная индивидуальная работа.)

Это ребусы.

Ребусы.

_ 68 ** _75 68-34=34

** 52 ** 34+52=86

34 86 33 75-42=33

6* _*8 3* 62+34=96

*4 2* *3 48-22=26

96 26 49 36+13=49

2* _*7 46 26+12=38

12 45 ** 87-45=42

*8 4* 59 46+13=59

Молодцы! Вы все справились с этим заданием, и усвоили изученные приёмы вычитания и сложения.

Распустился ещё один цветок.

  • Все капельки словно ожили. Посмотрите, какой у нас весёлый получился дождик! Всё живое на Земле нуждается в воде.

-На Земле много разных рек: больших и маленьких (слайды), все они куда-то бегут и впадают в моря и океаны.

-Продолжаем наше путешествие дальше.

д) Решение задачи с комментированием.

-Одним из необыкновенных обитателей морей и океанов является кит (слайды).

Всего насчитывают около 30 видов китов. Все киты разных размеров. Давайте узнаем длину одного из них и решим задачу.

На стола : Длина туловища кита 14 метров, а длина его головы на 6 метров короче. Какова общая длина кита?

-Прочитайте вопрос задачи.

-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет) Почему? (Неизвестно какова длина головы.)

-Можем это узнать? (Да) Каким действием? (Вычитанием) Почему? (Потому что столько же, да на 6 меньше). Запишем первое действие. (Один ученик работает у доски).

1)14-6=8(м)-длина головы.

-Можем теперь ответить на вопрос задачи? ( Да) Каким действием? (Сложением) Почему? (Находим сколько вместе) Запишем:

2)14+8=22(м)-общая длина кита.

-Запишите решение задачи выражением. Кто записал по другому?

(Один ученик у доски)

(14-6)+14=22(м)

Ответили мы на вопрос задачи? (Да) Как запишем ответ? ( На доске записывает ученик)

-Теперь вы знаете, что кит может быть длиной 22 метра. Вот такой он большой.

С решением задачи вы справились. На нашем глобусе появляется цветок.

е)Решение задач.

(Самостоятельная работа)

-Мы побывали во многих уголках нашей планеты.

-Итак, что же на Земле самое прекрасное? Пение птиц? Шум волн? Бездонная голубизна неба? Нет на Земле ничего прекраснее и поэтичнее цветов.

Что это за цветы?

Решите самостоятельно задачи о цветах, записывая решение в столбик.

Задачи(для девочек): В парке посадили пионы и розы. Всего 35 цветов, из них 12 пионов. Сколько роз посадили в парке?(23 розы)

Задачи(для мальчиков): В саду росли тюльпаны, когда сорвали 15 тюльпанов, то их осталось 13. Сколько тюльпанов расло в саду?(28 тюльпанов)

-Проверка: дети отвечают устно.

  • Эти цветы можно вырастить на школьной клумбе, которая имеет вот такую форму. (Показываю форму клумбы.) Назовите из каких фигур она состоит?

  • Выполните задание.

1 вариант: Сосчитайте из скольких треугольников состоит данная фигура.

2 вариант: Из скольких прямоугольников состоит данная фигура.

-Покажите на рисунке.

-Я вижу, что и самостоятельно вы умеете работать.

Поэтому расцвёл снова цветок.

ж) Письменное решение примеров с комментированием.

— Наше путешествие подходит к концу. И я предлагаю вам совершить прогулку по цветочной поляне.

(Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.)

-Посмотрите на цветы. Вы видите, что они не простые, а с заданиями.

-Кто уже догадался, что это за задания? (Круговые примеры.)

— Ваша задача найти цветок с ответом 24. При этом читать выражения разными способами и записывать их столбиком.

32-11 +16 -25 +33 -21

-Молодцы, у вас неплохо получилось. Распустился цветок.

  • Как выдумаете, почему именно число 24 должно остаться в вашей памяти? (Сегодня 24 января).

  • Дайте характеристику этому числу.

VI этап. Рефлексия.

  • Итак, наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали! Показали хорошие математические знания, поэтому расцвела наша планета яркими цветами. Благодарю вас за активную работу. Сегодня на уроке вам не раз приходили на помощь смекалка и сообразительность. Удачи вам!

  • Помните, что учиться, всегда пригодиться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here