Автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14 г. Долгопрудного
Московской области
Сценарий литературного вечера в 5 классе по теме: «ЧАС БАСНИ».
Подготовила: учитель русского языка и литературы Щурова Е.Н.
Участники: учащиеся 5, 6 классов
Долгопрудный, 2013
Цели мероприятия:
1.Образовательные.
1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы,
2) Познакомить с известными баснописцами и их произведениями.
3) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.
2.Развивающие.
1) Формировать активного читателя.
2) Развивать чуткость к художественному слову.
4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.
3.Воспитательные.
1) Обогащать духовный мир учеников.
2) Формировать чувство прекрасного.
3) Воспитывать сопротивление невежеству.
Действие происходит на сцене в актовом зале.
Учитель: Все мы знаем, что в школе проходит неделя русского языка. Кто-то из ребят играл в брейн- ринг, кто-то оформлял стенгазеты, посвященные русскому языку, кто-то участвовал в викторинах. Наши ребята тоже не остались в стороне от проходящих мероприятий и приготовили литературный вечер «Час басни». У нас получилось литературное мероприятие, но ведь все произведения, которые мы читаем, написаны на нашем родном русском языке, поэтому связь русского языка и литературы бесконечна.
Итак, «Час басни». Сегодняшний литературный час мы хотим посвятить одному из интересных литературных жанров, любимых всеми ребятами – жанру басни. Ребята приготовили специально к этому вечеру стенгазеты, давайте мы их посмотрим.
( Ребята из 5А и 5Б показывают свои газеты и рассказывают, о них).
( Дети встают в ряд и каждый читает подготовленный наизусть отрывок).
1ученик. Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
2 ученик. В басне обязательно содержится мораль.
3 ученик. Мораль басни – это первые или последние строки басни с нравоучительным выводом.
4 ученик. Басня – очень древний литературный жанр. Одним из первых к жанру басни обратился Эзоп, который жил в Древней Греции в 6 веке до Рождества Христова. Его басни написаны в прозе.
Учитель: А сейчас ребята познакомят вас с вами баснями Эзопа.
( 2 ученика с разных классов читают наизусть басни Эзопа: «Лисица и виноград», «Ворон и лисица»).
Лисица и виноград (Эзоп)
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
5 ученик. Во Франции при дворе короля Людовика 14 жил известный баснописец 18 века Жан де Лафонтен. Он заинтересовался этим жанром и стал сам сочинять и перерабатывать басни.
( Ученик читает басню Лафонтена «Изречение Сократа».)
Жан де Лафонтен
Изречение Сократа
Сократ однажды строил дом, Каждый судил о нем по-своему:
Иному комнаты казались,
Право, дурны для такого хозяина,
Другой бранил внешний вид, но все
Твердили, что дом непомерно мал:
«Разве это дом? Повернуться негде!»-
«Ах, было б у меня столько истинных друзей,
Чтоб его наполнить!»- сказал Сократ.
И мудрец был прав:
Для таких его дом даже слишком был велик.
Каждый зовет себя другом, но глупец тот, кто этому верит:
Слыть другом – ничего нет легче,
Быть другом – ничего нет реже.
6 ученик. Но не только Франция известна своими баснописцами. В 18-19 веках в России тоже сочиняли басни и самым прославленным баснописцем стал, конечно же Иван Андреевич Крылов.
Учитель: Ну что ж, а теперь мы предлагаем вашему вниманию посмотреть инсценировки басен нашего замечательного творца басенного жанра Ивана Андреевича Крылова.
ВОРОНА И ЛИСИЦА
МАРТЫШКА И ОЧКИ
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
КВАРТЕТ
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
Учитель: Но пока ребята готовятся, я предлагаю всем вам стать на время не зрителями, а участниками. Вспомните, из каких басен данные строки: (вопросы в зрительный зал)
1. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и лисица»)
2. Попался как ворона в суп! («Ворона и курица»)
3. А Ларчик просто открывался! («Ларчик»)
4. У сильного всегда бессильный виноват («Волк и ягненок»)
5. С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой! («Волк на псарне»)
6. … Рыльце у тебя в пуху! («Лисица и сурок»)
7. Ты все пела? Это дело!
Так поди же, попляши! («Стрекоза и муравей»)
8. Прощай, хозяйские горшки! («Обоз»)
9. Ай, Моська знать она сильна,
Что лает на Слона! («Слон и Моська»)
12. Трудишься много ты, да пользы в этом нет! («Обезьяна»)
13. При красоте такой и петь ты мастерица, (Ворона и лисица)
14. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар»)
15. Очков с полдюжины себе она достала; (Мартышка и очки)
16. «Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой (Стрекоза и муравей)
17. Слона то я и не приметил! («Любопытный»)
18. Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! (Лебедь, рак и щука)
19. Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». (Зеркало и обезьяна)
20. Ты сер, а я, приятель, сед! («Волк на псарне»).
Учитель: вы все молодцы, все знаете творчество великого русского баснописца. Ребята уже готовы к показу басен, смотрим.
(Ребята показывают инсценировки.).
Учитель: Вот мы и познакомили вас с литературным жанром басни, рассказали, кто был первым баснописцем, показали вам наши инсценировки басен и на этом хотим закончить наш литературный вечер. Надеемся, что вы получили удовольствие от увиденного.
Спасибо, что пришли на наш литературный час.
Все участники выходят на сцену.
Список используемой литературы
-
И.А.Крылов. Басни. С.-П.: Амфора, 2011.
-
О.А. Еремина. Уроки литературы в 5 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
-
Литература 5 класс. Ч.1 под редакцией В.Я. Коровиной, 2007.
Фотоотчет нашего вечера