Технологическая карта урока

Алексеева Елена Георгиевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 489

Московского района Санкт-Петербурга

Урок литературы в 7 классе

Тема урока: М.Горький. «Старуха Изергиль».

Тип урока: изучение нового произведения.

Задачи урока:

— образовательные: ввести понятия «романтический герой» и «романтический пейзаж», «вечный образ» (Прометей, Каин), закрепить сведения о роли рассказчика в художественном произведении;

развивающие: уметь использовать новые понятия при анализе произведения, уметь сопоставлять и делать выводы из сопоставлений; уметь находить в тексте портрет и пейзаж и определять их роль;

воспитательные: рассматривать позиции Ларры и Данко как позиции жертвующего собой и самоутверждающегося героев; подвести учащихся к осмыслению идеи произведения; воспитывать интерес к чтению; умение оценивать поступки, различать добро и зло.

Опорные понятия: литературный характер, герой, пейзаж, индивидуализм, эгоизм, композиция произведения, конфликт, рассказчик.

Новые понятия: романтизм, романтический герой и пейзаж, антитеза, вечные образы.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, русский язык.

Этап урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Мотивация познавательной деятельности.

  3. Организация познавательной деятельности.

  4. Подведение итогов.

Цели урока для учителя: Выявить уровень понимания самостоятельно прочитанного текста, познакомить с новыми понятиями, научить понимать роль композиции, рассказчика, идею произведения, научить использовать новые понятия при анализе произведения.

Ресурсы урока: учебник «Литература» для 7 класса. Часть 1. Под редакцией д.ф.н. профессора И.Н.Сухих. М., «Академия», 2013. Поурочное планирование к учебнику, рабочая тетрадь к учебнику (материалы предоставлены кафедрой АППО СПБ).

Цели урока для ученика: научиться внимательно читать, познакомиться с новыми понятиями и уметь использовать их при разговоре о литературном произведении. Уметь находить портрет героя и пейзаж. Уметь доказывать, что данное описание является романтическим. Научиться понимать роль пейзажа и портрета в произведении. Продолжить учиться сопоставлению героев, строить сравнительную характеристику. Закрепить представление о роли рассказчика в произведении и значении композиции.

Планируемые предметные результаты: учащиеся знают понятия «романтизм», «романтический герой и пейзаж», умеют пользоваться понятиями при разговоре о произведении, знают и понимают текст произведения М.Горького «Старуха Изергиль».

Планируемые метапредметные результаты.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные на каждом этапе урока.

Планируемые личностные результаты: учащиеся учатся оценивать чужие и свои поступки; осознают свои эмоции при чтении произведения, могут их объяснить; Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него и умеют отличать добро от зла; формулируют свою точку зрения на правоту или неправоту героя; умеют делать выводы о том, как поступить в неоднозначной ситуации.

  1. Актуализация необходимых знаний.

  2. Технология дебатов

Учитель объявляет тему, рассказывает об авторе, говорит о его отношении к книгам и понимании их роли в жизни человека. Вопрос классу: согласны ли вы с мнением Горького о роли книг ? Что дали книги вам? Как книги могут помогать человеку стать духовно сильнее? Учебник, статья на стр175-176.

Делают записи в тетради, отвечают на вопросы. Обсуждают проблему в форме дебатов.

Знакомство с писателем, с его мнениями о роли книг, чтения в жизни человека. Знакомство с новыми понятиями.

Познавательные: умение слушать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять цель деятельности.

Коммуникативные: излагать свое мнение, слушать других.

Личностные: аргументировано оценивать свой личный опыт.

Мотивация познавательной деятельности.

Технология критического мышления.

Мы говорим о рассказе Горького, в котором есть очень разные герои. Подумаем, как это произведение может помочь нам стать духовно сильными.

Послушаем сообщения учеников о вечных образах, которые помогут нам понять образы героев Горького.

Реализуют домашнее задание – рассказывают Каине и Прометее.

Класс записывает в тетрадь основные тезисы сообщений.

Знакомство с понятием «вечные образы» и конкретными примерами.

Умение слушать и записывать главное.

Умение преподносить новую информацию.

Организация познавательной деятельности.

Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия.

Работа со статьей «Романтический герой» на стр. 176-178.

Работа со статьей «Романтический пейзаж» на стр. 178.

Какое духовное стремление выражает каждый из этих «вечных образов» ?

Делит класс на группы, дает задания: 1-3 группы подобрать определения, характеризующие Ларру, записать его характеристику в виде связного ответа.

4-6 группы то же о Данко.

Сделайте выводы о героях на основе статьи.

Найти пейзажи в тексте. Чем отличается романтический пейзаж от реалистического? Докажите, что это романтические пейзажи. Рассмотрите иллюстрации. Прокомментируйте их.

Каин – зависть, гордыня, эгоизм, жизнь для себя. Прометей – жертвенность, самоотдача, самоотверженность.

1 этап – каждый в своей тетради.

2 этап – обсуждение в группе.

3 этап – зачитывание полученных результатов 4 этап – рефлексия (что получилось).

Ларра

Эгоистичный

Злой

Самовлюбленный

Упрямый

Заносчивый

Одинокий

Черты:

Эгоизм

Индивидуализм

Гордыня

Сила характера

Стремление к свободе.

Данко

Активный

Бесстрашный

Мужественный

Щедрый

Одинокий

Гордый

Черты:

Любовь к людям

Сила характера

Стремление к свободе.

Выводы: оба героя романтические, исключительные, незаурядные личности. Но Ларра присвоил право стоять над людьми, а Данко – вместе с ними преодолевает трудности и все же оказывается противопоставлен им своей силой и жертвенностью.

Читают статью, находят пейзаж в произведении. Доказывают, что они романтические: одушевление природы (степь поглотила…и выпила). Используются традиционные для романтизма образы: море, степь, лес). Построены на контрастах (тень и свет).

Познавательные:

владение смысловым чтение,

умение анализировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Определение цели, выдвижение версий, работа по плану.

Коммуникативные:

Создание устного высказывания, организация работы в группе, преодоление конфликтов.

Осознание своих эмоций, осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, умение выбирать, как поступить в неоднозначных ситуациях.

Подведение итогов. Рефлексия

Что узнали? Что делали? Чем пользовались? Каковы выводы?

Вспомним главный вопрос урока: как книга Горького помогают нам стать духовно более сильным?

Ларра и Данко – романтические образы, рассказ – романтическое произведение, построенное на контрастах, антитезе. Герои противопоставлены друг другу как идеал и антиидеал. Рассказ Горького учит верить в предназначение человека, его возможности, силу, опасаться гордыни, индивидуализма и трусости, которая не готова принять подвиг героя.

Понимают проблематику произведения, знают понятие «вечные образы», могут применить знание при анализе конкретного произведения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here