Технологическая карта урока литературы в 5 классе коррекционной школы на тему «Нравственный смысл рассказа В.Осеевой «Бабка»
Богданова Галина Эдуардовна, г.Белозерск, учитель русского языка и литературы, МОУ «Белозерская СКОШ-интернат 8 вида»
Нравственный смысл рассказа В. Осеевой «Бабка»
| |||
Тип урока
| Урок обобщения материала | ||
Технологии:
| исследование. | ||
Цели урока | Образовательные: 1) познакомить учащихся с понятиями «нравственный , безнравственный»; 2) провести анализ портретных зарисовок главной героини рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят сочувствие к главному герою; 3) формировать умение анализировать текст художественного произведения; 4) учить кратко излагать повествовательный текст; Развивающие: 1) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы; 2) развивать коммуникативные навыки; 3) развивать культуру речи школьников, работать над выразительным чтением учащихся; Воспитательные: 1) воспитывать нравственные качества личности на примере качеств главной героини рассказа; 2) воспитывать умение уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки; 3) воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки;
Коррекционно-развивающие: 1)развитие мышления через анализ рассказа; 2)развитие памяти через многократное повторение нового материала; 3)обогащение словарного запаса учащихся.
| ||
Планируемый результат обучения | В результате изучения произведения обучающиеся — познакомятся с притчей как одним из видов литературного жанра; — научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. •основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; •осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. | ||
Основные понятия | Нравственный , безнравственный | ||
Ресурсы | 1.«Чтение» 5 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор-составитель З.Ф. Малышева. Москва «Просвещение» 2014 2.Фестиваль идей. 1 сентября 3.Интернет-ресурсы: s20.ucoz.ru ›…klassov/ urok … 5 _ klasse … oseevoj _ babka … belovokor36.ucoz.ru ›doc/ urok … v _ 5 _ klasse .doc
| ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный
Мотивация к учебной деятельности
| Организовать направленное внимание на начало урока
Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Познавательные: — уметь выделять существенную информацию из задания. | Слайд 1,2 Психологический настрой: Прозвенел уже звонок, Значит, начался урок. Сели все за парты дружно, Нам теперь работать нужно. Слайд 3 Найдите среди набора букв фамилию автора и название изучаемого произведения Слайд 4 О чём будем говорить? Слайд 5 Сообщение темы урока: «Нравственный смысл рассказа В. Осеевой «Бабка». Какую цель поставим для себя на этот урок? Слайд 6 Перед нами стоит цель: Выяснить значение слов «нравственный, безнравственный» Обобщить знания по тексту произведения. | Приветствие учителя Самоконтроль готовности. Настрой на работу.
Коррекция внимания
Определение темы урока
Запись в тетрадь темы урока Определение цели урока
|
Актуализация знаний, постановка учебной задачи
Словарная работа
Проверка дз | Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Слайд 7 Что вам известно о В. Осеевой?
Слайд 8 Нравственный человек- проявляющий хорошие душевные качества. Безнравственный человек – проявляющий отрицательные качества характера. Какие человеческие качества мы считаем нравственными и безнравственными? (Приложение 1) К кому вы отнесёте слова 1 группы? К кому из героев относятся слов 2 группы? А где Борька? Как он называет свою бабушку? Слайд 9 Как выглядит бабушка, чем она занимается в доме? Найдите описание внешности героини. Сравните с иллюстрацией. Как к ней относится внук? Приведите примеры. Когда у Борьки изменилось отношение к бабушке? Слайд 10 Расскажите, как товарищ повлиял на Борьку. Оцените ответ товарища (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» — розовый, «Хорошо» — зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый). С каким вопросом он обращался к бабке? А что, по-вашему, отвечала на это бабка? Борька понял, что к бабке можно относиться по-другому и решил поделиться своими мыслями с родителями. С какими важными словами он идёт к родителям? Поняли ли его родители? Слайд 11 «Не я учу- жизнь учит…» стр.115 |
Демонстрация знаний, умений.
Работа с карточками: доброта, равнодушие, грубость, внимание, чуткость, раздражительность, бессердечие, сострадание, чёрствость, милосердие Учащиеся распределяют слова по группам Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Учащиеся отвечают на вопросы Коррекция внимания, памяти.мышления. Сопоставление внешнего облика героини по тексту и иллюстрациям учебника
Коррекция памяти, мышления
Развитие речи Оценивание ответа ученика при помощи карточек Учащиеся высказывают свои предположения |
Открытие новых знаний 1 этап. Работа с текстом до чтения | Познавательные: — уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Как вы думаете, как дальше будут развиваться события? | Развитие аналитико-синтетической деятельности Коррекция мышления .
|
2 этап. Работа с текстом во время чтения. | Регулятивные: — уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: — уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Коммуникативные: — уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; | Чтение заключительной части рассказа учителем -Какое впечатление вызвал у вас рассказ? -Какие слова вызвали затруднения?
| Восприятие информации Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Словарная работа. Работа с толковым словарём.
|
Физкультминутка | Личностные УУД: уметь применять правила охраны своего здоровья | Слайд 12 Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. физкультминутка для глаз |
|
3 этап. Работа с текстом после чтения. | Регулятивные: — уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме; — уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; — уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные: — уметь находить ответы на вопросы в тексте; — уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); — уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; — уметь определять главную мысль текста; — уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; — уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; | Как заканчивается рассказ? Ожидали ли вы такой финал? Что осталось от бабки?
Что такое шкатулка и для чего она предназначена? Слайд 13 Прочитайте эпизод со шкатулкой. Оцените чтение одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев.
Почему мать «низко наклонилась над сундуком», а отец «отвернулся»? Почему они чувствуют вину перед бабкой? Дочитайте эпизод со шкатулкой до конца, до слов «Внуку моему Борюшке» Куда идёт человек, если ему плохо? А куда бежит Борька? Как вы это объясните? Почему на коленях у него глина? Когда человек встаёт на колени? Почему ему так больно и горько? Как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку? Какой момент рассказа произвел на вас самое сильное впечатление? Нравственный Борька человек или безнравственный ? В.Осеева даёт читателю надежду, что Борька будет внимательным к людям, потому что его бабушка учила быть добрым. Слайд 14 | Принятие учебной задачи. Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы. Словарная работа
Коррекция внимания и восприятия. Выполняют задание.
Оценивают чтение
Перечитывают текст. Работа над беглостью чтения.
Отвечают на вопросы.
Читают самостоятельно и вслух. Индивидуальное задание – чтение эпизода со слов «Вернувшись со двора…» до слов «…сказал он и отвернулся».
Отвечают на вопросы.
Демонстрируют свои знания.
Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос Формулируют вывод. |
Итог урока (обобщение) Рефлексия | Познавательные: — уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: — уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
| Слайд 15 Сравните рассказ В.Осеевой и притчу о старике (см. Приложение 3) притча В чем сходство и различие произведений? Почему у бабки и старика нет имени? Какой нравственный смысл содержит рассказ? Слайд 16 Прочитаем рассказ «Просто старушка» Расскажите, как вы относитесь к своим бабушкам, как к ним обращаетесь. Сегодня мы говорили о том, как важно попросить прощения за нанесённые обиды, как не хватает теплоты и внимания близким людям. Наши герои, к сожалению. Поняли это слишком поздно. — Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? | Сопоставление произведений
Словарная работа
Учащиеся делятся впечатлениями
Коррекция личностных качеств, эмоционально-волевой сферы
Высказывание по модели: Я сегодня узнал… Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
|
Домашнее задание (творческое) | Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся): Слайд 17 Дом. задание: По выбору учащихся: 1.Краткий пересказ содержания рассказа 2.Сочинение-миниатюра «Моя бабушка» 3.Прочитать на выбор рассказ В.Осеевой Слайд 18 , 19,20 | Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
Приложение 1
Карточки с заданиями
Безнравственный человек – проявляющий отрицательные качества характера.
| |
доброта, равнодушие, грубость, внимание, чуткость, раздражительность, бессердечие, сострадание, чёрствость, милосердие |
Приложение 2
Сказка-притча:
В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.
– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.
Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал. Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.
– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.
С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.
Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел.
Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.
– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.
Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.