Саранова Ольга Викторовна
МОУ СОШ №100 г. Волгоград
Учитель начальных классов
Урок чтения в 4 классе
по теме «Г.Х. Андерсен. «Дикие лебеди»»
(работа по содержанию)
Цели:
Продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”;
Работа над техникой и выразительностью чтения;
Развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы;
Расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;
Воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: учебник, толковые словари, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), одноименный м/ф, выставка книг Х.К. Андерсена.
Ход урока
I. Оргмомент.
— Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы, а гостям нашим приятного времяпровождения.
— Итак, за работу!
II. Повторение изученного.
— Любите ли вы читать сказки?
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
— На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские).
— А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).
— С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? (П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная, волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка путешественница” – литературная, о животных).
— Молодцы.
— Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).
— А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).
(Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки).
— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.
III.Тест:
Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:
В какой стране жил великий сказочник?( ДАНИЯ)
Швеция;
Германия;
Дания.
В каком возрасте мальчик научился читать?(В 4 ГОДА)
В 4 года;
В 7 лет;
В 9 лет.
Где учился Ханс Кристиан? (В ШКОЛЕ ДЛЯ БЕДНЫХ)
В лицее;
В пансионе;
В школе для бедных.
Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена? («ЗОЛОТОЙ ГУСЬ»)
“Гадкий утенок”;
“Золотой гусь”;
“Снежная королева”.
Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля? (МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЁМ ДЕТСКОЙ КНИГИ)
Международным женским днем;
Международным днем детской книги;
Днем Святого Валентина.
(31322).
— Какое получили число? (Пятизначное – 31.322).
— Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь.
-Да, в 11 лет он остался без отца, а в четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены, но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета.
IV. Анализ произведения.
– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
– Покажите на примерах. (грусть и жалость, когда мачеха расправляется с братьями, жестоко обращается с Элизой, а радость за то, что Элизе удаётся выдержать испытание и спасти братцев)
– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?
— Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля .
— Какими представляет автор принцев и Элизу?
– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)
– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.
— Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция).
— Что следует дальше? (Завязка – начало событий).
— Зачитайте.
– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)
— С каких слов начинается развитие событий? Зачитайте.( 2-я часть, чтение 3-го абзаца).
– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)
– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья? (королева увидела, как прекрасна её падчерица и ещё больше возненавидела Элизу)
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)
– Мы сказали, что мачеха – чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.
— Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (встреча со старушкой)
Найдите и прочитайте. (2гл. 1 и 2 абзац)
— А как вы думаете, это было случайностью? Почему?
— Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? (самый старший) Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).
— А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.
Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой стране).
V.Работа в печатных тетрадях.
-Вы просмотрели этот эпизод, а сейчас поработайте в печатных тетрадях и ответьте на вопросы зад.5
VI. Физминутка
Вот и мы зажмурим глазки, досчитаем до 5-ти и представим себя птицами.
Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим.
Вправо – влево наклонились,
И вперед назад прогнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
Приступать к работе надо.
-Какой придумали способ взять сестру с собой принцы? Почему вдруг лебеди устремились вниз?
— Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).
Инсценирование эпизода встречи с феей (проверка д/з)
-Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?
-Как было снято проклятье? Зачитайте.
Так же как и братья, Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, безобразной, и сердце её не стало злым.
— Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация).
— Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент.
– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания.
И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность.
/просмотр отрывка м/ф «Дикие лебеди»/
Чем заканчивается сказка? Как называется эта часть текста? (развязка)
– Желающим ребятам было предложено дома сделать следующее задание – придумать продолжение сказки. Давайте их послушаем.
VIII. Обобщение.
– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям)
– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)
IX. Итог урока
– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.
– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?
– Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.
В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.