Урок литературного чтения.

Провела учитель начальных классов

Груздева Светлана Валентиновна.

Тема урока: М.М. Пришвин «Выскочка» 3 класс

(Раздел « ПРИРОДА И МЫ»)

Цели урока: 1) Познакомить детей с произведением Пришвина «Выскочка».

2) Развивать навыки самостоятельного чтения.

3) Развивать умение делить текст на части, составлять план.

4) Учить пересказывать от третьего лица.

5) Развивать воображение, мышление, внимание, память.

Ход урока

1. Организационный момент.

Артикуляционная зарядка

1) У Бори — винт

У Вити — бинт

2) Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

2. Разминка и проверка домашнего задания.

1) Чтение «Практическое пособие по чтению» (Узорова, Нефедова) с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

2) «Упражнение «Да», «Нет» с использованием сигнальных линеек. Если высказывание верно, то учащиеся показывают часть линейки зеленого цвета, если нет-красного.

Назовите верное высказывание:

-Известный сказочный кот носил теплые ботинки.

(Шарль Перро- кот носил сапоги)

-Слова Вена и Блок могут быть как собственными, так и нарицательными.

(Столица Австрии, поэт…)

-Строки

Кругом роса медвяная

Сползает по коре

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре…, написал С. Есенин (да)

Прочитайте это стихотворение наизусть.

-В отрывке

Как на выставке картин

Залы, залы, залы ,залы.

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой…

Борис Пастернак говорит о картинной галерее

(Нет)

— Прочитайте это стихотворение наизусть.

— Можно ли сказать что эти стихи о родине?

— Почему? Что для вас Родина?

— Вспомните, как о Родине говорят поэты.

(Есенин «Я покинул родимый дом…»

Жигулин «О, Родина»

Некрасов «Тишина»

Вывод: Родина- это все что человеку близко и дорого, то без чего жить он не может.

Физкультминутка

3. Работа по теме урока.

1)Актуализация знаний.

— Мы закончили раздел «Тихая моя Родина». А название следующего раздела выбирайте сами. На доске записаны два варианта:

Мы и природа

Природа и мы

— В чем сходство этих высказываний? (Одинаковые слова)

— В чем различие (Разный порядок слов)

— Куда падает логическое ударение?

— Какие слова выделяются голосом?

— Что от этого меняется? ( Значение высказывания)

— Связаны ли понятия «родина» и «природа»?

— Прочитайте высказывание по карточках, которые лежат у вас в конвертах:

«Рыбе — вода, птице — степь,

Зверю — лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина

И охранять природу — значит

Охранять Родину» .

М.М. Пришвин

— Как вы думаете, какой человек мог написать эти слова?

(Учитель сообщает сведения об авторе и знакомит с выставкой книг.)

2) Работа над новым произведением.

— Сегодня мы будем читать рассказ М.М. Пришвина «Выскочка».

— Что обозначает это слово?

— Кого и за что мы называем им?

— Положительная или отрицательная характеристика у этого человека?

— А еще выскочкой называют растение, (показать растение). Почему его так называют?

(Справка: «Выскочка- человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться, или который занял какое-нибудь общественное положение незаслуженно, по протекции.»

« Вьюшка- задвижка в печной трубе для прекращения тяги воздуха».

«Детская энциклопедия»).

3) Первичное восприятие текста.

— Кто в рассказе является «выскочкой»?

— Придумайте другое название произведению.

Физкультминутка

4) Выборочное чтение.

— Кто такая Вьюшка? Почему ее так зовут?

— Кто такая Выскочка?

(на доске иллюстрация сороки)

— Какие слова и выражения вспоминаются при взгляде на картинку. (Ответы учащихся).

Учитель добавляет:

Сорока- белобока.

Сорока- воровка.

Сорока весть на хвосте принесла.

Сорока- белобока. Приучить сороку-

Вертится, стрекочет Целая морока

Целый день хлопочет А сорок сорок- 40 морок

— Что произошло поздней осенью?

— Прочитайте, что о ней говорит автор.

— Как автор относится к сороке?

— Что является достоинством сороки?

— Прочитайте, как сороки отбирали косточку у Вьюшки.

— Чем же закончилось нападение?

— Как сороки отреагировали на потерю хвоста?

5) Работа по рисунку.

— Найдите и прочитайте отрывки, которые бы соответствовали

рисунку на доске:

6) Работа с иллюстрацией.

— Какой эпизод изобразил художник? Прочитайте.

— Какие герои изображены?

— Удалось ли художнику передать чувства героев?

— Что чувствует Вьюшка, что Выскочка?

— Как это изобразил художник?

Гимнастика для глаз

7) Составление плана.

— Прочитайте текст и попробуйте разделить его на части (у каждого ребенка конверт с возможными пунктами плана).

Украденная косточка

Выскочка

Хитрость Вьюшки

Потеря хвоста

(Дети распределяют карточки по порядку. К каждому пункту устно подбирается свое название.)

8) Пересказ по плану.

— Какие виды пересказа вы знаете? (подобный и краткий)

— Перескажите текст кратко.

9) Творческий пересказ.(Учащимся предлагается выбрать действующее лицо, костюм).

-Перескажите текст: А) от лица Вьюшки

Б) от лица Сорока

В) от лица Выскочки

4. Рефлексия.

— С творчеством какого писателя мы познакомились?

— Как называется рассказ?

— Почему человеку надо знать и понимать жизнь природы?

5. Домашнее задание.

Составить: Картинный план и его озвучить, т.е. создать кинофильм.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here