Урок для 3 класса на тему «Творчество К.И.Чуковского»
Цели:
-
Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
-
Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
-
Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
-
Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление и оборудование: Портрет писателя, грамзаписи произведений К.И.Чуковского в исполнении автора, костюмы для инсценировки сказки «Муха-Цокотуха», атрибуты для сценок, выставка детских иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского, выставка книг писателя.
Оформление доски.
Корней Иванович Чуковский.
Портрет писателя. | «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный» И. Андроников. |
В ходе подготовки к занятию класс делится на три группы по желанию. В первую группу входят дети, желающие представлять стихи и загадки писателя, во вторую группу, составляющую половину класса, – сказки, а третья группа представляет произведения в переводе К.И.Чуковского. А всему классу дается задание вспомнить произведения Чуковского.
Перед началом занятия учащиеся рассаживаются по группам, причём три пары столов расставлены полукругом так, чтобы в центре класса было свободное место.
Учитель. Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы.
Ученик.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Учитель. Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Далее учитель обращается к портрету К.И.Чуковского.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. К.И.Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети посёлка, но и все маленькие жители всей нашей страны, и за её рубежами.
Каким он казался им великаном, этим его маленьким друзьям “ от двух до пяти”, настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.
Учитель читает вступительную часть к книге Чуковского “ От двух до пяти”.
— Мы с вами разделились на три группы, 1 группа будет представлять стихи писателя, вторая – Чуковского — сказочника, а третья – Чуковского — переводчика.
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Они великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Послушаем некоторые из них.
Дети читают наизусть стихотворения “Поросёнок”, “Черепаха”, “Радость”, “Бутерброд”, “Ёжики смеются”.
Учитель. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Послушаем загадки и отгадайте их.
Дети рассказывают загадки. “Чудесный дом”, “Чудесный паровоз”, “Зубастая загадка”, “Чудесные кони”, “Почему”, “Берегись!”
Учитель. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Так родился на свет “Мойдодыр”.
Прослушивание отрывка грамзаписи сказки “Мойдодыр” в исполнении автора.
Учитель.
– Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам и стихам К.И.Чуковского. Давайте рассмотрим их.
(Обращение к выставке рисунков).
– Угадайте, к каким произведениям Чуковского ваши рисунки.
Учитель. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки и прочитайте из неё отрывок.
Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок.
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. (“Путаница”)
Бедный крокодил
Жабу проглотил. (“Тараканище”)
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил… (“Мойдодыр”)
…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. (“Телефон”)
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил. (“Бармалей”)
А в Большой Реке
Крокодил Лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное… (“Краденое солнце”)
Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?” (“Крокодил”)
Учитель. К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
Учащиеся читают отрывок из сказки “Муха-Цокотуха”.
Учитель. К.И.Чуковский вспоминал:
“А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
– О, если я утону,
Если пойду я ко дну…
Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было”.
Инсценировка сказки “Айболит”.
Учитель. А сейчас поиграем. У меня в коробке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится:
-
телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)
-
воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)
-
мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)
-
блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)
-
калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)
-
термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)
Учитель. Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.
Ученики читают по ролям отрывок из сказки “Федорино горе”.
Игра – викторина по произведениям К.И.Чуковского.
—Кто остался с Федорой, когда все вещи убежали? ( тараканы)
-Что просил прислать слон для сына своего: варенье, лимонад, шоколад?
-Кто одолел Таракана?
-Кто сел на ежа в сказке «Тараканище»?
-Что пришил доктор Айболит зайчику: ножки, ручки, хвост?
— Что первым пожалело Федору: блюдце, корыто, скалка?
– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
— Что купила Муха-Цокотуха на базаре?
-То, что нашла в поле Муха-Цокотуха: денежка, копейка, монетка?
Учитель. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича.
Итак, мы ещё раз убедились, что К.И.Чуковский – замечательный сказочник. Но Чуковский – прекрасный переводчик. Послушайте стихотворение в переводе Корнея Ивановича «Котауси и Мауси». Звучит голос автора!
Прослушивается грамзапись.
— Какие произведения в переводе К.И.Чуковского вам известны?
Дети читают английские народные песенки «Храбрецы», «Курица», «Скрюченная песня».
— Книги каких авторов в переводе К.И.Чуковского вам известны?
Ученик показывает Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки-Тикки-Тави».
Учитель. Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание:
Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день – мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И, усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети…
Учитель. Таким остаётся в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.