«В гостях у басни»
Использование проектной деятельности на уроках литературного чтения
3 класс
Разработала и провела: Ястребова Елена Николаевна
Название проекта: « В гостях у басни»
Проблема проекта: « Что такое басня?»
Интерес к книге, к чтению, к книжной культуре с каждым годом снижается. Вот почему вопросы формирования интереса у детей к великой русской художественной литературе требует повышенного внимания. В наше время возникла необходимость приобщения ребенка к читательской культуре: научить школьника дружить и общаться с книгой, извлекать из нее полезную информацию и использовать в своей учебной деятельности.
В ходе работы над проектом была поставлена цель: обучение умению исследовательской деятельности учащихся.
Необходимо было стимулировать познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности младшего школьника. Уделялось внимание формированию умения работать с информацией, представленной в электронном варианте, формирование практического навыка поиска информации.
Деятельность учеников была направлена на развитие умения классифицировать, обобщать, систематизировать информацию; а также развитие творческих способностей обучающихся через инсценирование басен, создание творческих поделок, рисунков, сочинений.
Перед учащимися был поставлен вопрос. Что же такое басня?
На первом этапе была поставлена задача, как построить занятия? Как включить детей в новую проектную деятельность? Так как при создании ребенком творческой работы важен не только набор инструментов, материалов, используемых им, главное — работа мысли. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами- с проектирования самого проекта, в частности- с определения вида продукта и формы презентации. Учащиеся решили изготовить альбом, посвященный басне и инсценировать понравившиеся произведения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Затем эта информация будет обработана, осмыслена и представлена общественности, и представлена достаточно убедительно. Как наиболее приемлемое средство решения данной проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта — этим продуктом- стал альбом, созданный детьми: « Что такое басня?»
Задачи деятельности коллектива 3 а класса является: познакомиться с басенным творчеством, с теоретико — литературными понятиями: « басня», «мораль», « аллегория», «афоризм»; научиться понимать общечеловеческую мораль басен, развивать и совершенствовать творческие способности, навыки и умения выразительного чтения, иллюстрировать басни, составлять копилку метких выражений по басням И.А.Крылова, научиться использовать ресурсы сети Интернет для решения задач проекта. В чем особенность жанра басни? Откуда берет свои истоки басня? Почему И.А.Крылов обращается к басенному жанру? Какие людские пороки высмеивал И.А.Крылов в своих баснях?
Цель проекта: учитывая изменения, происходящие в современном обществе ( в том числе и детях), внести коррективы в методику изучения басен в начальной школе, чтобы дети научились и захотели их читать. Объектом исследования в таком случае выступают басни как учебный материал для формирования младших школьников- читателей, а предметом исследования — система обучения младших школьников чтению басен, позволяющая добиться того, чтобы учебный процесс оказал влияние на общее и литературное развитие детей и был действенной частью формирования их социально- нравственного опыта. Гипотеза исследования: если уже в начальной школе задать детям способность воспринимать специфику басенного мира как особого художественного способа видения баснописцем действительности, отобрав с этой целью басни, в которых жанровые особенности проявляются совершенно явно, то у детей возрастет интерес к басне, качество усвоения произведений этого жанра повысится, а влияние на личность каждого ребенка усилится.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать социальные и психолого-педагогические данные, влияющие на процесс личностного становления современного ребенка.
2. Выделить важнейшие характеристики художественного басенного мира, которые младшие школьники могут и должны воспринять, чтобы научиться и захотеть читать басни.
3. Изучить басни, входящие в круг чтения, доступный современному младшему школьнику, обратив особое внимание на проявление специфику отражения баснописцами в каждой из них окружающего мира.
Именно освоение авторского отражения окружающего мира в басне приучает ребенка различать зло, формирует у начинающего читателя свое особое отношение к миру зла и убеждает в важности понимания того, когда и как может трансформироваться реальный мир в басенный. А это, в свою очередь, требует внесения в принятую сейчас методику обучения младших школьников чтению басен таких изменений, которые научили бы детей 8-9 лет умению вглядываться в созданные баснописцем персонажи и картины басенного мира, узнавать этот мир, запоминать басенные образы, во многом на интуитивном уровне улавливать типичные для этого мира ситуации и отношения персонажей и « присваивать » все это как жизненный опыт, особенно необходимый детям в новых социальных условиях. Именно поэтому классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить, так как она является одним из способов познания житейских отношений, характера человека. Все сказанное определяет актуальность представленной темы. Что такое басня? Чтобы ответить на этот глобальный вопрос учащиеся разбились на группы по интересам: теоретики; актеры; художники; скульпторы; писатели.
И началась работа. Детей заинтересовала тема. Группа « теоретиков» провела работу по поиску информации: что такое басня? ( басня как жанр, история басни, этимология басни, родоначальники басни, древние баснописцы). Дети познакомились с биографией И.А.Крылова, совместно с родителями были вновь прочитаны басни, изучены иллюстрации разных художников.
Семичеву Никите в подготовке работы помогала мама Лариса Геннадьевна. Мальчиком была проделана большая работа: поиск информации, ее обработка и представление ее в виде готовой работы ( доклад). Со своим докладом Никита выступил на классном часе. Ученик рассказал в интересной и доступной форме одноклассникам о жизни и творчестве И.А.Крылова. Им были использованы и показаны иллюстрации, сделанные им в ходе своей работы по теме. Никита Семичев своей работой дополнил сведения о необыкновенном баснописце Лафонтене. Ведь И.А.Крылов делал перевод его басен. Никита выяснил, что он испытывал свои силы в переводе басен. В 1805 году И.А.Крылов был в Москве и показал И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена ( которого называл Фонтеном ): « Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Басни И.А.Крылова — прозвучала идея в докладе Семичева Никиты — «книга мудрости самого народа»/Н.В.Гоголь . Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (6-5 века до н.э.), писавший басни в прозе.
Миронов Миша не только своей информацией раскрывает понятие этого литературоведческого термина, но и рассматривает его историю: в его информации — повествование о развитии жанра в России( С.Полоцкий- 17 век; А.Д.Кантемир, А.П.Сумароков, И.И. Хемницер, А.Е. Измайлов, И.И.Дмитриев- 18 век, Д.Бедный, С.Михалков- 20 век ), но и с двумя концепциями происхождения басни: первая восходит к романтической теории Якоба Грима, вторая — возрождает рационалистическую концепцию Лессинга.Добавила его информацию интересным материалом Анищенко Юля. Она нашла еще одну трактовку басни. Басня — короткий прозаический или стихотворный рассказ, в котором действуют символические персонажи, воплощающие различные человечески типы и иллюстрирующие принципы морали либо практической целесообразности. Юля дополнила своей информацией материал Миши Миронова об истории басни.
Миша Абу-Хаджадж в своей поисковой деятельности решил другую проблему: не раскрыть смысл термина «басня» и его происхождение, а познакомить нас с баснописцами. В его информации: рассказ об И.И.Дмитриеве и его басня ( « Павлин», «Щегленок», «Воробьи»), о баснях А.П.Сумарокова и его басенном творчестве. Миша подобрал очень интересный материал о баснях Лафонтена. Именно, он заключил басню в стихотворную форму. До него они писались в прозе. С этой информацией он охотно знакомит свих одноклассников.
Анализируя работы, творческий подход к поиску, не тяжело было сделать вывод, что все названные выше ученики заинтересованы были темой и плодотворно над ней трудились. Весь собранный материал обсуждали в классе с учителем. Все это способствовало углублению знаний по литературному чтению. На уроках русского языка продолжалась исследовательская работа : ученики сделали морфемный анализ слов под руководством учителя.
Ученики образовывали слова: басн(я )— басен-к-а ,басн-о-пис-ец, басен-ник.
Каждый урок литературного чтения начинался с прослушивания басни И.Крылова. Таким образом, учащиеся познакомились со многими баснями И.Крылова, что расширило их личный кругозор.
Дальше шла непосредственно творческая работа.
Дети по желанию выбирали разный художественный материал и способ изображения ( гуашь, акварель, пастель, пластилин).
Группа художников создала « дом» И.А.Крылова, где баснописец смотрел на них из окошка. А жителями этого необыкновенного дома – были герои из басен хозяина. Дети нарисовали любимых героев басен.
Юные художники нарисовали героев из басен И.А.Крылова.
По мере того, как дети узнавали новых героев басен, они заселяли этот домик все новыми «жильцами». Экспозиция была сменной, каждый ребенок мог поселить « нового жильца» , которого он узнал и полюбил, прочитав басню. Группа « скульпторов» изготовляли свои поделки из пластилина и других разных материалов на уроках технологии.
Анищенко Юля выполнила работу из пластилина «Ворона и лисица».
В ходе проектной работы был проведен урок по басням И.А.Крылова. На этапе подготовки к уроку детям предлагалось подобрать всевозможный материал по теме: « Жизнь и творчество И.А.Крылова» и рассказать о прочитанном на уроке. Была выполнена коллективная работа — создана газета « В мире басен И.А.Крылова». Ребята выбрали понравившуюся басню и выучили ее.
Ученики посетили детскую городскую библиотеку № 81. Прослушали беседу «Жизнь замечательных людей», посвященную жизни и творчеству И.А.Крылова.
Ученики 3 а класса готовились к этому мероприятию: выучили много басен, принесли книги с собой, показали их библиотекарю, рассказали о них.
Абу Хаджадж Миша рассказал басню И.А. Крылова «Мартышка и очки».
Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение проектной деятельности. Весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.
Итак, благодаря использованию метода проекта в образовательной области повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. В ходе проектной деятельности у учащихся сформировались ряд коммуникативных умений, лежащих в основе личностных качеств, читательских способностей и жизненных умений и навыков, к которым относится:
— умение спрашивать ( выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий).
— умение управлять голосом ( говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
— умение выражать свою точку зрения ( понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
— умение договариваться ( выбрать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное решение, рассуждение);
— умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
— умение обоснованно и доброжелательно оценивать как результаты, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное.
Эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно- ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого — педагогической литературе неоднократно подчеркивается , что существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно — познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи.
Задачи учебного проекта согласованы с задачами учебного плана воспитательной работы в школе. По программе учащиеся знакомятся с баснями И.А.Крылова. В ходе совместной деятельности дети овладели:
— умением коллективного планирования;
— умением взаимодействовать с любым партнером;
— умением взаимопомощи в группе в решении общих задач;
— умением делового партнерского общения;
— умением находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Наш проект с точки зрения учащегося- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои индивидуальные возможности ; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
План проведения проекта.
1. Формулирование темы проекта, его целей, задач.
2. Этапы реализации проекта: — знакомство с проектом, формулирование проблем, которые будут решаться в проекте;- формирование групп для проведения исследований;- работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации;- выполнение дидактических заданий к проекту;- совместное обсуждение в группах результатов проекта;- оформление результатов исследований в форме презентации, публикаций, инсценировок.
3. Презентация результатов проекта.
4. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.
5. Подведение итогов.
Дети представили спектакль, который назвали «Парад басен».
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно — дети сами рассказывают, как именно они работали над проблемой. При этом демонстрируется и наглядный материал, поделки детей, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.
Презентация проектной работы — это карнавал басен. Все было очень четко организовано и продуманно: украшенная аудитория , созданная атмосфера театра , ученики чувствовали себя актерами, во всем ощущался праздник . Дети показали такие басни, как « Лебедь, рак и щука», « Ворона и лисица», « Стрекоза и муравей», « Квартет» , « Слон и моська», « Волк и ягненок», « Свинья под дубом», « Мартышка и очки».
Желание выступать в роли « рака» или «муравья» — вызвано любовью к басне, к творчеству И.А. Крылова. а желание обличить лень, глупость, ложь- вызывает удовольствие у учащихся.
Учащиеся подготовили 8 басен и успешно выступили с ними перед родителями. Спектакль прошел успешно и учащиеся показали его первоклассникам.
Конкретные достижения читающего класса: учащиеся улучшили свои результаты по технике чтения ; заинтересовались чтением басен; значительно пополнили свой словарный запас; ученица Минзуллина Аня написала басню.
В ходе исследовательской деятельности учителем был сделан вывод, что Басню можно рассматривать, как средства развития языковых способностей у детей. Художественная литература и фольклор — важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Для решения задач всестороннего развития детей, выразительного связного высказывания посредством произведений художественной литературы через театрализованную деятельность я использовала различные приемы, облегчающие процесс формирования выразительной, образной речи, и строила занятия таким образом, чтобы дети чувствовали себя естественно. На занятиях я широко использовала театрализованные игры, объединенные одной лексической темой. Дети- артисты, распределив роли, показывали небольшой спектакль. Дети научились владеть своим голосом, интонацией, мимикой и жестами. Это помогло развитию связной речи, значительно пополнило словарный запас , сделало речь более грамотной, выразительной.
Детям младшего школьного возраста легко перевоплотиться в образ животных, так как они открыты, непосредственны и честны в своем проявлении. С детства им знакомы образы животных русских народных сказок: « хитрая лиса, трусливый заяц, косолапый медведь, волк, зубами — щелк и т.п.». Детям было предложено написать небольшие сочинения от имени персонажей басен и почувствовать себя в образе вороны, лисы и даже сыра. Не навязывая своего предложения, выбор был оставлен детям.
Учащиеся,работая над темой, выяснили:
— историю становления басни как жанра;
— этимологию литературного термина «басня»;
— познакомились с родоначальниками басни;
— познакомились с баснописцами: Лафонтеном, С. Полоцким, А.Кантемиром, А.Сумароковым, И.Дмитриевым, Д. Бедным, С. Михалковым).
— с концепциями происхождения басни как жанра( Л.Грим, Лессинг ).
Учащиеся создали « копилку метких выражений».
Дети много читали, изучали, им так понравился этот жанр, что учащихся написали свои басни.
Взрослым было интересно наблюдать исследовательскую деятельность учащихся, открывать в них новые способности и личностные качества, помогать анализировать материал. Раскрывать смысл непонятного.
Родители помогали детям в изготовлении костюмов, были зрителями на спектакле. Положительно оценивали самостоятельность своих детей.
Комплексное приобщение ребенка к миру искусства относится к важнейшим задачам художественной педагогики. Основной целью, которой становится – воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности, развитие художественного и образно-ассоциативного мышления. Универсальная эстетическая природа различных видов искусства способствует созданию единой системы разнообразных творческих заданий. Организация различных звеньев образовательного процесса ( литература, музыка, театр, изобразительное искусство) способствует целостному восприятию мира, индивидуального подхода к явлениям жизни и искусства, осознание их уникальности и неповторимости.
Как завершение работы над проектом был создан альбом по изучению детьми басенного творчества.
Подводя итог, хотелось отметить целесообразность проектно- творческой формы обучения и воспитания в реализации образовательной программы.