Урок литературного чтения. 3 класс.
Тема: И.А.Крылов «Слон и Моська».
Цель урока: 1.Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Слон и Моська»
Задачи:
образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе, как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
I. Организационный момент.
-Урок литературного чтения. Но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать какое у вас настроение.
— У вас на партах – смайлик. Возьмите его, нарисуйте своё настроение. Я покажу вам своё.
— Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.
II. Сообщение темы урока.
– Ребята, вы узнали кто это? (Портрет И. А. Крылова.)
— Догадались о чём будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)
— Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.
III. Актуализация знаний.
1) – Вспомним биографию Крылова. Ребята подготовили сообщение, послушаем их.
Рассказ учеников об И.А.Крылове
Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования. Он обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Ваня самостоятельно изучал литературу, математику, французский, итальянский и немецкий языки.
Жизнь не баловала Ивана Андреевича: в 10 лет, когда умер его отец, семья осталась без средств к существованию, Ивану пришлось работать в Тверском суде переписчиком бумаг, чтобы заботиться о матери и годовалом брате.
Позже семья Крыловых переезжает в Петербург, где Иван устраивается на работу в Казённую палату. Начинает заниматься литературным трудом.
В 1809 году выходит первая книга басен Ивана Крылова. Всего написано более 200 басен. Басни Ивана Крылова переводят на французский, итальянский и немецкий языки. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
По приказу императора в его честь выбита специальная медаль. Крылов был членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.
21ноября 1844г. В возрасте 75 лет Крылов умирает. Он похоронен в Санкт-Петербурге.
2. Повторение о басенном жанре:
— Назовите особенности басни? СЛАЙД Басня- это …
— Кто чаще всего является героями басен? (животным часто приписывают черты людей, их пороки)
— Чему нас учат басни? ( Басни учат нас морали). СЛАЙД (мораль басни- это
— Где обычно стоит мораль басни. (в конце рассказа)
IV. Постановка проблемного вопроса:
– Почему мы до сих пор читаем и заучиваем басни И.А.Крылова
V. Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).
1) — Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова. (СЛАЙД: Ложь, глупость, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство, добродушие,
милосердие, щедрость, скромность)
— Разбейте их на две группы.
1 группа – слова, которым автор приписывает отрицательные качества. В своих баснях он их высмеивает СЛАЙД
2 – положительные качества. В баснях он их одобряет.
Запишите на листочках, которые лежат перед вами.
Работа в парах.
– Какие группы получились. Прочитайте слова 1 группы
СЛАЙД Высмеивает: Ложь Глупость Жадность Трусость Лень Лесть
Хвастовство
СЛАЙД Одобряет: Честность Храбрость Трудолюбие Добродушие Милосердие Щедрость Скромность
— Почему мы до сих пор читаем и заучиваем басни И.А.Крылова
(Басни Крылова высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)
2) – Вспомним над чем смеётся баснописец в басне … КНИГА
“Стрекоза и муравей”.
– Какие недостатки высмеивает баснописец? (лень)
— Подберите пословицу к этой басне.…….
СЛАЙД 1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
2. Делу время, потехе – час.
3. Один за всех – и все за одного.
КНИГА «Ворона и лисица»
— Какие недостатки высмеивает Крылов? (Лесть, глупость.)
(Ворона поверила Лисице, она смешна, глупа. Лисица заискивает с Вороной, хитрит.)
— Подберите пословицу к этой басне
КНИГА Басня “Лебедь, щука и рак”
— Чему учит эта басня? (Быть дружными, должна быть одна цель…)
VI. Физкультминутка.
— Поиграем. Встаньте, пожалуйста. Послушайте правила игры. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову, то хлопните в ладошки один раз (над головой.) Если вы услышали строки принадлежащему другому автору – присядьте на стульчик.
— ВНИМАНИЕ! Выполнять условие вы должны только после того, как я дочитаю отрывок, а хлопнуть над головой – 1 раз
— Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок (Ворона и Лисица)
— «Видит око, да зуб неймет»? (Лисица и виноград.)
— Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. (Л.Н.Толстой “Стрекоза и Муравьи”)
— У сильного всегда бессильный виноват.”
— Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт….
— Так для многих чрезмерная любовь к удовольствиям становится причиной несчастий. (Эзоп. “Мухи”)
-Молодцы, вы были очень внимательны.
VII. Знакомство с новой басней.
1) – А сегодня у нас встреча с новой басней. Мы обязательно узнаем что-то новое и важное о себе и людях и познакомимся с ещё одним правилом поведения.
— Басня называется «Слон и Моська»
— Ребята, вы можете предположить о чём или о ком эта басня?
— Кто видел слона? Что знаете о нём? (Слон — огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как брёвна. Слона даже львы и тигры боятся.)
— Кто такая Моська? Это название животного или его кличка? (кличка)
-По кличке можем определить, что за животное? ( Моська-это совсем маленькая собачонка.)
-Какой вы ее представляете? (Маленькая, некрасивая, беспородная собачка, на кривых ножках, с глупой мордочкой)
2) Первичное восприятие басни.
— Откройте учебник на стр. 72, прочитайте басню про себя
— Какие слова были непонятны?
3) Словарная работа
Слайд. Зеваки – люди, которые слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление
— Что вас удивило? Вам было грустно или смешно?
4) Просмотр диафильма
— Предлагаю посмотреть диафильм.
5) Выборочное чтение
— Кто из героев басни вам понравился ? Почему?
— Каким художник рисует Слона?
— Как слон отнесся к нападению Моськи? Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона. ( … а он себе идёт вперёд и лаю твоего совсем не примечает )
— Как ведёт себя Моська? Прочитайте. (ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним.)
— Как понимаете выражение «ну на него метаться»? (то подбегала к слону, то отбегала от него) (Суетливо, в волнении, двигаться в разных направлениях)
-Ребята, зачем Моська нападала на слона? Чего же она хотела добиться? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других)
— Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, она хочет привлечь к себе внимание
— Прочитайте 5 вопрос? Какой была Моська?(задира, глупая, трусливая, хитрая…)
— Слон какой? (СЛОН — большой, выдержанный, спокойный, важный, умный, сильный)
— Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське? («Соседка, перестань срамиться, — Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает.)
— Что высмеивает И.А. Крылов в басне? (хвастовство)
— Прочитайте и ответьте на 8 вопрос.
(Малька и Моська — обе маленькие и шустрые собачки. Часто лают и бросаются и на людей и на животных. Этим они похожи. Но между ними есть и различие: Малька – заботливая мать. Она прославилась тем , что каждый день бегала в соседнюю деревню кормить своих щенков. Однажды она чуть не погибла, когда переплывала речку, чтобы покормить своих щенков. Малька — смелая, а Моська только хочет всем показать, что она смелая.)
-Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?
(нельзя стремиться выделиться любым путём. Надо правильно оценивать свои силы и возможности.)
6) Работа над выразительным чтением.
— Ребята, мы посмотрели диафильм, увидели, как художник изобразил участников басни. Мы прочитали басню, разобрали неизвестные слова. А для того чтобы передать настроение каждого героя и научиться читать выразительно, мы с вами послушаем басню Крылова в исполнении мастера художественного слова Игоря Ильинского.
– Послушайте внимательно: с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня одним актёром? АУДИОЗАПИСЬ
— Заметили разницу при чтении?
— Кто хочет прочитать? (Слушание. Оценивание)
– Так какова мораль этой басни? Найдите в тексте (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)
– Когда в жизни можно употребить эти слова (– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
VIII. Итог урока
— Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21. Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова?
— Какие пороки, недостатки людей высмеивает в своём творчестве И.А.Крылов?
( Лесть, жадность, лень, зависть, угодничество……) СЛАЙД
— И.А.Крылов через героев своих басен учит людей лучше узнавать самих себя, учит видеть свои и чужие ошибки, помогает избавиться от недостатков. Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить правильно.
— Слайд В Санкт -Петербурге в Летнем саду стоит памятник великому баснописцу. И все герои его басен рядом с ним; рядом с дедушкой Крыловым, творчеством которого все мы до сих пор наслаждаемся.
IХ. Рефлексия.
(У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги)
— У вас на парте маленькое «сердечко». Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова.
— Прикрепите свои «сердечки» к портрету баснописца
(Девочки, затем мальчики прикрепляют «сердечки» к портрету баснописца на доске)
Х. Домашнее задание
-Выучить басню И.А.Крылова «Слон и Моська»
—нарисовать иллюстрацию