Урок литературного чтения. 3 класс.

Тема: И.А.Крылов «Слон и Моська».

Цель урока: 1.Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Слон и Моська»

Задачи:

образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;

воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе, как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

I. Организационный момент.

-Урок литературного чтения. Но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать какое у вас настроение.

— У вас на партах – смайлик. Возьмите его, нарисуйте своё настроение. Я покажу вам своё.

— Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.

II. Сообщение темы урока.

Ребята, вы узнали кто это? (Портрет И. А. Крылова.)

— Догадались о чём будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)

— Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.

III. Актуализация знаний.

1)Вспомним биографию Крылова. Ребята подготовили сообщение, послушаем их.

Рассказ учеников об И.А.Крылове

Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования. Он обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Ваня самостоятельно изучал литературу, математику, французский, итальянский и немецкий языки.

Жизнь не баловала Ивана Андреевича: в 10 лет, когда умер его отец, семья осталась без средств к существованию, Ивану пришлось работать в Тверском суде переписчиком бумаг, чтобы заботиться о матери и годовалом брате.

Позже семья Крыловых переезжает в Петербург, где Иван устраивается на работу в Казённую палату. Начинает заниматься литературным трудом.

В 1809 году выходит первая книга басен Ивана Крылова. Всего написано более 200 басен. Басни Ивана Крылова переводят на французский, итальянский и немецкий языки. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

По приказу императора в его честь выбита специальная медаль. Крылов был членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

21ноября 1844г. В возрасте 75 лет Крылов умирает. Он похоронен в Санкт-Петербурге.

2. Повторение о басенном жанре:

— Назовите особенности басни? СЛАЙД Басня- это …

— Кто чаще всего является героями басен? (животным часто приписывают черты людей, их пороки)

— Чему нас учат басни? ( Басни учат нас морали). СЛАЙД (мораль басни- это

— Где обычно стоит мораль басни. (в конце рассказа)

IV. Постановка проблемного вопроса:

Почему мы до сих пор читаем и заучиваем басни И.А.Крылова

V. Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).

1) — Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова. (СЛАЙД: Ложь, глупость, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство, добродушие,

милосердие, щедрость, скромность)

— Разбейте их на две группы.

1 группа – слова, которым автор приписывает отрицательные качества. В своих баснях он их высмеивает СЛАЙД

2 – положительные качества. В баснях он их одобряет.

Запишите на листочках, которые лежат перед вами.

Работа в парах.

Какие группы получились. Прочитайте слова 1 группы

СЛАЙД Высмеивает: Ложь Глупость Жадность Трусость Лень Лесть

Хвастовство

СЛАЙД Одобряет: Честность Храбрость Трудолюбие Добродушие Милосердие Щедрость Скромность

— Почему мы до сих пор читаем и заучиваем басни И.А.Крылова

(Басни Крылова высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)

2) – Вспомним над чем смеётся баснописец в басне … КНИГА

Стрекоза и муравей”.

Какие недостатки высмеивает баснописец? (лень)

— Подберите пословицу к этой басне.…….

СЛАЙД 1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

2. Делу время, потехе – час.

3. Один за всех – и все за одного.

КНИГА «Ворона и лисица»

— Какие недостатки высмеивает Крылов? (Лесть, глупость.)

(Ворона поверила Лисице, она смешна, глупа. Лисица заискивает с Вороной, хитрит.)

— Подберите пословицу к этой басне

КНИГА Басня “Лебедь, щука и рак”

— Чему учит эта басня? (Быть дружными, должна быть одна цель…)

VI. Физкультминутка.

— Поиграем. Встаньте, пожалуйста. Послушайте правила игры. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову, то хлопните в ладошки один раз (над головой.) Если вы услышали строки принадлежащему другому автору – присядьте на стульчик.

— ВНИМАНИЕ! Выполнять условие вы должны только после того, как я дочитаю отрывок, а хлопнуть над головой – 1 раз

— Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок (Ворона и Лисица)

— «Видит око, да зуб неймет»? (Лисица и виноград.)

— Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. (Л.Н.Толстой “Стрекоза и Муравьи”)

— У сильного всегда бессильный виноват.”

— Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт….

— Так для многих чрезмерная любовь к удовольствиям становится причиной несчастий. (Эзоп. “Мухи”)

-Молодцы, вы были очень внимательны.

VII. Знакомство с новой басней.

1) – А сегодня у нас встреча с новой басней. Мы обязательно узнаем что-то новое и важное о себе и людях и познакомимся с ещё одним правилом поведения.

— Басня называется «Слон и Моська»

— Ребята, вы можете предположить о чём или о ком эта басня?

— Кто видел слона? Что знаете о нём? (Слон — огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как брёвна. Слона даже львы и тигры боятся.)

— Кто такая Моська? Это название животного или его кличка? (кличка)

-По кличке можем определить, что за животное? ( Моська-это совсем маленькая собачонка.)

-Какой вы ее представляете? (Маленькая, некрасивая, беспородная собачка, на кривых ножках, с глупой мордочкой)

2) Первичное восприятие басни.

— Откройте учебник на стр. 72, прочитайте басню про себя

— Какие слова были непонятны?

3) Словарная работа

Слайд. Зеваки – люди, которые слоняется по улицам без дела.

Напоказ – обратить внимание для вида.

Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

Отколе – откуда.

Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

— Что вас удивило? Вам было грустно или смешно?

4) Просмотр диафильма

— Предлагаю посмотреть диафильм.

5) Выборочное чтение

Кто из героев басни вам понравился ? Почему?

Каким художник рисует Слона?

— Как слон отнесся к нападению Моськи? Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона. ( … а он себе идёт вперёд и лаю твоего совсем не примечает )

— Как ведёт себя Моська? Прочитайте. (ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним.)

— Как понимаете выражение «ну на него метаться»? (то подбегала к слону, то отбегала от него) (Суетливо, в волнении, двигаться в разных направлениях)

-Ребята, зачем Моська нападала на слона? Чего же она хотела добиться? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других)

— Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, она хочет привлечь к себе внимание

— Прочитайте 5 вопрос? Какой была Моська?(задира, глупая, трусливая, хитрая…)

— Слон какой? (СЛОН большой, выдержанный, спокойный, важный, умный, сильный)

— Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське? («Соседка, перестань срамиться, — Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает.)

— Что высмеивает И.А. Крылов в басне? (хвастовство)

Прочитайте и ответьте на 8 вопрос.

(Малька и Моська — обе маленькие и шустрые собачки. Часто лают и бросаются и на людей и на животных. Этим они похожи. Но между ними есть и различие: Малька – заботливая мать. Она прославилась тем , что каждый день бегала в соседнюю деревню кормить своих щенков. Однажды она чуть не погибла, когда переплывала речку, чтобы покормить своих щенков. Малька — смелая, а Моська только хочет всем показать, что она смелая.)

-Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?

(нельзя стремиться выделиться любым путём. Надо правильно оценивать свои силы и возможности.)

6) Работа над выразительным чтением.

— Ребята, мы посмотрели диафильм, увидели, как художник изобразил участников басни. Мы прочитали басню, разобрали неизвестные слова. А для того чтобы передать настроение каждого героя и научиться читать выразительно, мы с вами послушаем басню Крылова в исполнении мастера художественного слова Игоря Ильинского.

Послушайте внимательно: с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня одним актёром? АУДИОЗАПИСЬ

— Заметили разницу при чтении?

— Кто хочет прочитать? (Слушание. Оценивание)

Так какова мораль этой басни? Найдите в тексте (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)

Когда в жизни можно употребить эти слова (– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

VIII. Итог урока

— Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21. Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова?

— Какие пороки, недостатки людей высмеивает в своём творчестве И.А.Крылов?

( Лесть, жадность, лень, зависть, угодничество……) СЛАЙД

— И.А.Крылов через героев своих басен учит людей лучше узнавать самих себя, учит видеть свои и чужие ошибки, помогает избавиться от недостатков. Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить правильно.

Слайд В Санкт -Петербурге в Летнем саду стоит памятник великому баснописцу. И все герои его басен рядом с ним; рядом с дедушкой Крыловым, творчеством которого все мы до сих пор наслаждаемся.

IХ. Рефлексия.

(У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги)

— У вас на парте маленькое «сердечко». Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова.

— Прикрепите свои «сердечки» к портрету баснописца

(Девочки, затем мальчики прикрепляют «сердечки» к портрету баснописца на доске)

Х. Домашнее задание

-Выучить басню И.А.Крылова «Слон и Моська»

нарисовать иллюстрацию

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here