-
Семёновой Раисой Александровной
-
МАОУ «СОШ №1» г. Набережные Челны
-
Учитель начальных классов
Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.
Цель: Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»
Задачи:
— Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).
— Учить анализировать басню с точки зрения авторской идеи.
— Способствовать развитию речи, обогащению активного словаря учащихся.
— Содействовать воспитанию интереса к творчеству И. А. Крылова.
Предметные умения:
— Уточнить понятия «басня», «мораль».
— Уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении.
— Уметь характеризовать героев басни.
Метапредметные умения:
Постановка и формулирование проблемы, выделение цели, работа по плану, умение выражать свои мысли.
Планируемые достижения:
Знать признаки басни, умение выделять в басне мораль, уметь давать характеристику персонажам басни.
Звенит звонок и весел, и горласт И радостью душа переполняется И каждый раз, для каждого из нас Чудесные уроки начинаются.
– Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей? -Что для вас значит урок чтения? -Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока чтения?
| |
2. Актуализа- ция знаний | — Посмотрите внимательно на экран. — Чей портрет вы видите? — Что можно сказать об этом человеке по внешнему виду (доброе открытое лицо, проницательные мудрые глаза). -Что вы знаете об этом великом человеке? — Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского баснописца начала 19 века. Мои помощники познакомят нас с краткой биографией Ивана Крылова. |
3. Постановка учебной задачи |
1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. 2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. 3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.
3.Соотнесите басню с моралью. ( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь , Щука и Рак») 1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, Да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица) 2. Ты всё пела – это дело, Так иди же попляши. (Стрекоза и муравей) 3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт . (Лебедь, щука и рак) Показ иллюстрации к басне «Слон и Моська» — А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения) Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней) 4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и определить к ней мораль.)
Вспомним эталон работы над баснями. 1. Автор, название. 2. Действующие лица и их характеристика. 3.Работа над содержанием басни. 4.Работа над выразительностью. 5.Мораль басни.
|
4. Работа с басней до чтения. | 1. Прочитайте название басни. 2.Чему может научить басня с таким названием?
|
5. Работа с басней во время чтения
|
б) Словарная работа. 1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему?
ЗЕВАКИ — люди которые слоняются по улицам без дела НАПОКАЗ — обращает внимание для вида ЗАБИЯКА — человек, который любит затевать ссоры. ОТКОЛЕ – откуда ШАВКА – непородистая собака ДИКОВИНКА – странная, удивительная вещь или явление.
б) Вторичное чтение. Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и выражения: — отколе ни возьмись — метаться — срамиться — возиться — вот то-то мне и духу придаёт
в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой. — Назовите действующих лиц басни. — Как ведёт себя Моська? — Как Слон отнёсся к нападению Моськи? — Какой вы представляете Моську? А слона? — Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок? — Какой вы представляете Шавку?
г) Выборочное чтение. — Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське? — За что Шавка осуждает Моську? — Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки…) — Что высмеивает И.А.Крылов в басне? — Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание. — Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение? Давайте попробуем сами сочинить поучение к этой басне. (Работа в группе). Проверка.
Чтение басни мастером художественного слова. -Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский. — Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром? Грамзапись — Мы тоже поучимся читать басню выразительно. е) Работа над выразительным чтением басни. Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц. Чтение по ролям.
Рефлексия. — Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!) — Когда в жизни можно употребить эти слова? ( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
— Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни? — Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков) — Современны ли басни в наши дни? — Почему сюжеты не устаревают? — Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова? (Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)
Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд) В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы. (Слайд)
Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ об И.А. Крылове или выучить басню; на « 4»- выразительно читать басню.
Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль И не забудут этой были, Пока по – русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.
|