Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

города Петровска Саратовской области»

Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе

«С.Есенин. Лебёдушка»

подготовила

учитель начальных классов

Корзун Светлана Владимировна

г. Петровск

2011

Тема: «Лебёдушка. С.Есенин»

Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие, через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка”.

Задачи:

  1. учить видеть художественные особенности стихотворения, понимать “язык”, видеть особенности поэтического слова, близости к устному народному творчеству, фольклору;

  2. развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  3. развивать коммуникативные навыки учащихся;

  4. совершенствовать навыки самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;

  5. формировать навык выразительного чтения.

  6. воспитывать почтение и уважение к матери, любви к Родине ко всему живому;

Оборудование:

для учителя: презентация к уроку, мультимедийный проектор, интерактивная доска ,

для учащихся: учебник «Родная речь» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,

4 класс 2 часть с. 120-125, карточки с заданиями, рабочие листы, карточки-помогайки для проекта «Суд».

ХОД УРОКА:

I.Вызов.

1. Игра «Проблема на ладошке»

— Как называется раздел, который мы с вами сейчас изучаем? («Поэтическая тетрадь»)

— Что это за раздел? ( это несколько страниц – поэтому тетрадь, поэтических произведений – работы поэтов -стихотворений.)

— С каким произведением мы с вами уже познакомились? («Золотая осень»Б.Пастернака)

— Поработайте сейчас в группах. Прочтите предложенные вам отрывки произведений, выделите ключевые слова, определите тему. ( у детей карточки с вопросами-ключами)

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Тема: берёза, природа, родина

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Тема: время года, природа, родина

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Тема: лес , природа, родина

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Тема: осень, время года, природа, родина

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Тема: Русь, родина.

— Кто автор всех этих произведений? (С.Есенин)

— Какие стихи вам уже знакомы?

2. Стратегия «Кластер»

— Назовите тему его произведений. ( они записываются на доске )

— Какой одной большой темой их можно объединить? (Родина.)

Все ранее названные темы объединяются в «Кластер «Родина».работа ведётся на интерактивной доске.

— Не тема, а «чувство Родины», как писал сам поэт, было «основным» в его творчестве.

Читать стихи Есенина – значит каждый раз возвращаться в родные края, по тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве», – признавался поэт.

— А что вы вкладываете в слово «родина»? (ответы детей вписываются в кластер на интерактивной доске.)

3. Стратегия»Ключевое слово»

Сегодня мы познакомимся с новым произведением Сергея Есенина. Прочтите его название. О чём может идти речь в произведении? Как может быть связано с темой «родина»?

Ученики высказывают свои предположения, выдвигают гипотезы.

II. Осмысление.

  1. Первичное чтение текста по стратегии «Чтение с остановками».

По ходу чтения объясняются непонятные слова? Выявляются первые впечатления о прочитанном, проверяется понятие текста и высказываются предположения о дальнейшем развитии сюжета.

  1. Читается 1 часть ( 1-3 четверостишие)

Багровый – тёмно-красный

— Какое чувство у вас возникло? Почему?

— Какие картины вы увидели? Какой мы видим природу? Как просыпалась природа?

— Зачем Есенин показывает нам эти картины? Что сейчас может произойти?

  1. Читается 2 часть (4-9 четверостишие)

Ватага – шумная толпа

Изумрудный – ярко-зелёный

Заводь – небольшой залив на реке с замедленным течением

Затон – речной залив, вдавшийся в берег

— Как поэт описывает лебёдушку? Видно ли, что он любуется этой прекрасной птицей? Докажите.

-Как поэт описывает место, где плыла лебёдушка со своими лебежатами? Зачем поэт так подробно рисует этот пейзаж? Куда повела лебёдушка детушек?

Обычный ли это был луг? Подтвердите ответ словами текста.

— Как вы думаете, что будет дальше?

  1. Читается 3 часть (10-14 четверостишие)

Лазоревый – светло-синий

Пряный – ароматный, острый по вкусу, запаху

Дозорила – сторожила, охраняла

Хорониться – прятаться

— Как описана мать – лебедь? Как вела себя лебёдушка?

— Что может сейчас произойти?

  1. Читается 4 часть (15-23 четверостишие)

Доблестный – мужественный, отважный

Расщелина – глубокая щель, трещина в камне

— Какая беда приближалась? Как автор описывает орла? Сразу ли орёл увидел лебёдушку? Что он увидел сначала? Почему же лебёдушка его не увидела? Как он показывает, что опасность близка? Как повела себя лебёдушка, увидев тень орла?

— Можете ли вы предугадать, что было дальше?

  1. Читается 5 часть (24-28 четверостишие)

Колыхалось – колебалось, мерно покачивалось

— Что вы чувствуете?

— Могла ли она спастись? Почему она этого не сделала? Как автор оценивает произошедшее? Что смогла ещё сделать мама-лебедь для своих детушек? Для чего она это сделала? Удалось ли деткам спастись? Почему из глаз лебёдушки катились «слёзы горькие»? Прочитайте последнюю строфу. Какие слова вы уже встречали в этом стихотворении? Зачем автор дважды их использует?

— Понравилось ли вам это стихотворение? Почему? Чему оно вас научило? Чем поразило?

— Вернёмся к нашему кластеру, можем ли мы сказать, что это произведение о родине? Почему?

Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери – лебеди, которая внимательна к своим детям.

  1. Стратегия «Перепутанные логические цепочки»

— Прочитайте эти цепочки. Что заметили? Исправьте ошибки. Почему вы так считаете?

1. Подымалась красна зорюшка

2. Выплывала белоснежная лебёдушка

3. И гуляли детки малые

4. Надвигалась туча чёрная

5. И впилися когти острые

  1. Описание главных образов.

— Какие два образа противопоставлены в данном произведении?

Лебёдушка Орёл

Работа по группам.

1 группа – определение жанра произведения

2группа – выписать из текста эпитеты и глаголы, характеризующие лебёдушку

3группа — выписать из текста эпитеты и глаголы, характеризующие орла

4группа – подобрать синонимичные пары к паре лебёдушка – орёл

1 группа – русская народная песня – Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом.

Содержание – природа, чувства и переживания, события и праздники, быт русского народа.

Основной признак русской народной песни – мелодичность

Виды – трудовая, колыбельная , лирическая, обрядовая, солдатская, свадебная и др.

Былина – русская народная эпическая песня — сказание о богатырях

Наиболее общие признаки былин: эпический характер, то есть обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои (чаще всего богатыри), развернутость, распространенность событийного повествования, следствием которых является значительный объем произведений (иногда — более пятисот стихов); специфический стиль, особая манера построения рассказа, описаний персонажей

Русская народная сказка — Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

Структура – зачин, развитие сюжета, кульминация, развязка

2 группа. — лебёдушка белоснежная, лебедь белая, ноги помертвелые, родимой матушки, слёзы горькие, тело нежное, перья белые

Дозорила, выплывала, стала звать, гоготала, созывала, не гуляла, не видала, встрепенулася, закричала

3 группа – молодой орёл, крыло могучее, когти острые, глаза орлиные, грозный взмах, как точка чёрная

Кинулся со злобою, кинулся как стрела, замер, впилися когти

4 группа – лебёдушка – орёл

Белое – чёрное

Добро – зло

Счастье- Беда

Радость- Горе

Жизнь — смерть

III. Рефлексия.

  1. Проект «Суд над орлом»

А) выбор действующих лиц – судья, секретарь, прокурор, защитник, подсудимый, истец

Секретарь: Встать! Суд идёт!

Судья: Поступил судебный иск от учащихся 4 класса МОУ-СОШ № 4, которые обвиняют орла в преднамеренном убийстве лебёдушки.

Слово представляется прокурору.

Прокурор выступает и поясняет обстоятельства дела, опираясь на материал собранный на уроке.

Пострадавшие — лебедята

Свидетель 1 — солнышко

Свидетель 2 – змея

Судья: Слово предоставляется защитнику.

Защитник должен построить свою речь, опираясь не только на текст учебника, но и на знания о хищниках.

Судья : Последнее слово представляется подсудимому!

Орёл высказывает свою точку зрения на произошедшее.

Секретарь: Суд удаляется на совещание для принятия решения.

Судья: Суд вынес приговор. Каждый из сидящих в зале уже вынес свой приговор орлу. Помог его вынести С.Есенин. Он учит нас любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы. Его стихотворение “за душу берет” и находит отклик в душе каждого из нас.

У: Стихотворение написано кровью сердца. Сам Есенин говорил: “Быть поэтом – это значит…кровью чувств ласкать чужие души…” .

Что дал вам этот урок?

(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)

Домашнее задание: по выбору

  1. Выяснить роль цвета в поэзии Есенина. ( выписать из текста все цветовые эпитеты, проследить как они меняются от начала произведения к концу. Нарисовать цветовую картину стихотворения)

  2. Выяснить роль звуков в поэзии Есенина. (выписать из текста все звуковые эпитеты, проследить их проявление от начала произведения к окончанию. Подобрать музыку, которая бы передавала те же чувства, что и стихотворение Есенина «Лебёдушка»)

  3. Выяснить роль сравнений в произведении Есенина «Лебёдушка». Записать их в тетрадь. Зарисовать некоторые из них.

  4. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Список использованной литературы

1. Учебник «Родная речь» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, 4 класс 2 часть

2. Есенин С.А. Черемуха. Москва Детская литература 1976г.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  • 1. Картинки с http://www.google.ru

  • 2. Музыка к презентации http://www.mp3minus.ru/search/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here