Урок литературного чтения во 2 классе
по теме: Как помочь любимой мамочке В.Осеева «Сыновья».
.Открытый урок к празднику «День Матери».
Выполнила: учитель начальных классов Попирайко Неонила Николаевна
Цель урока: создание условий для знакомства с произведением «Сыновья».
Задачи:формировать умение анализировать художественное произведение, видеть позицию автора через образы и поступки героев и выражать свое отношение к происходящему;
учить определять основную мысль произведения;
развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение;
совершенствовать умения составлять структурную схему произведения;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях с мамой, желание всегда ей помогать;
Тип урока: первичное изучение и запоминание новых знаний и умений учащихся.
Планируемые результаты:
-
Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, составлять структурную схему произведения
-
Предметные результаты – познакомятся с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения, видеть позицию автора через образы и поступки героев,
-
Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в группах, участвовать в обсуждении, в дискуссии.
Оборудование: текст «Сыновья», карточки с пословицами о семье, о матери для каждой группы, книжная выставка, портрет В.Осеевой.
Технологическая карта урока:
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
УУД. | |
1.Организационный момент. Цель:заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока. |
| Ребята здороваются с гостями.
|
|
2.Проверка домашнего задания. Цель:установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания: пословицы о маме. Работа в группах. | — Ребята, давайте вспомним, какой праздник мы будем с вами отмечать? -Какие пословицы вы подобрали о маме? Учитель фиксирует на доске карточки с пословицами о маме от каждой группы.
| Ответы учеников. | Познавательные УУД – произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, коммуникативные УУД – развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, |
3.Сообщение темы и целей урока. Цель:организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта. | -Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Валентины Осеевой «Сыновья». — Как вы думаете, о ком предположительно пойдет речь? — Цель нашего урока познакомиться с текстом произведения и увидеть позицию автора через образы и поступки героев. А для этого перед чтением текста давайте поставим себе задачи: 1.Объяснить соответствие заглавия содержанию; 2. Находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям; 3.Анализировать поведение героев с точки зрения морали; 4.Выражать своё отношение к героям, мотивируя ответы. | — Ответы учеников
| Познавательные УУД — логическое предположение обще-учебных речевых высказываний, коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации, личностные УУД – учебная мотивация, регулятивные УУД – постановка цели. |
4. Знакомство с рассказом «Сыновья»,первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста. | Приготовьтесь слушать и читать рассказ. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными, или вас удивили. — Чтение рассказа учителем до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья?» — Как вы думаете, понравились ли эти мальчики — сыновья старику? (Учитель дочитывает рассказ до конца) — Вот так закончила свой рассказ Валентина Осеева. -А все ли ваши предположения совпали с авторскими? — Как вы думаете почему? Словарная работа. — Во время чтения рассказа, вам встретились незнакомые слова? — Давайте с вами порассуждаем, а кто герои этого рассказа. — Мальчики или сыновья? — Сколько было мальчиков? — А сколько было сыновей? Физминутка Мамам дружно помогаем: | Ответы детей — Старичок, 3 женщины-матери, мальчики-«сыновья». Начало заполнения структурной схемы произведения. | Регулятивные УУД — самоконтроль чтения, прогнозирование, познавательные УУД–чтение, получение информации, личностные УУД – нравственное, этическое ориентирование, коммуникативные УУД – кооперация усилий. |
| — Давайте перечитаем ещё один раз и порассуждаем, сколько же было сыновей на самом деле? — А когда будем читать, подумайте, какие бы вы задали вопросы своим одноклассникам по этому произведению? Вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: Зачем? Почему? С какой целью? — Что говорили о своих сыновьях женщины? Найди в тексте слова первой женщины. — Найдите слова второй женщины и прочитайте. -А какие слова сказала мама третьего мальчика? -Почему женщины хвалили своих сыновей? — Выбираем самую удачную пословицу к этой части рассказа. — Как вы понимаете смысл этой пословицы? — Подходит ли она к рассказу «Сыновья»? — Как вёл себя первый мальчик? (Прочитайте слова из текста) — Видим ли мы заботу о маме первого сына? — Что делал второй мальчик? (Подтвердите словами из текста) -Заботиться ли о маме второй сын? — Как поступил третий мальчик? (Прочитайте) — О чём говорит поступок третьего сына? — Кто из героев рассказа сделал вывод, что здесь только один сын? -С какой целью автор вводит старенького старичка? — Почему он его так называет? Как к нему относится автор? -Словами какого героя автор высказывает свою позицию к происходящему в рассказе? Работа в группах. -Сейчас каждая группа получит конверт с пословицами и вы должны посовещавшись, определить, какая пословица носит в себе главную идею рассказа. Пословицы в конверте: С матерью жить – горя не знать. Сердце матери лучше солнца греет. О любви к маме говорят дела, а не слова. Нет милее дружка, чем родная матушка. — Ну, а теперь поговорим о сыновьях. — Найдите в тексте предложение о сыне. — А вы думаете этот сын? — И этот сын? (Обсуждение по ходу -ситуации на уроке) — Один мальчик сын, а другие ещё не стали сыновьями. Один показывает акробатические трюки, другой поёт, да всё это хорошо, если они где-то выступают, поют, но не в данной ситуации. — А как вы думаете, мальчик-силач и мальчик-певец слышали они вывод старенького старичка? — Станут ли они сыновьями? — А как называется рассказ? — Может здесь название не точное, как бы вы назвали этот рассказ? | Чтение цепочкой. Ответы детей. Обсуждение в группах и ответы ребят. Ответы детей. — Сыновья. -Заполнение схемы. Дети выбирают пословицу Всякой матери свое дитя мило. Записывают в схему.
Дети читают отрывок о первом мальчике.
Дети читают отрывок из текста о втором мальчике.
Дети читают отрывок о третьем мальчике.
Ответы и рассуждения детей. Заполнение схемы по ходу рассуждений.
Дети находят пословицу и завершают заполнение схемы рассказа.
| Регулятивные УУД — целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция, познавательные УУД — умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения, коммуникативные УУД – обмен информации, взаимодействие, личностные УУД – развитие готовности к сотрудничеству. |
6.Домашнее задание. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | — Дома выполните задание в рабочей тетради к этому рассказу. |
|
|
7. Итог урока. Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. | — Какое правило из этого рассказа нам надо взять? — Так смогли ли мы выполнить все задачи, которые ставили в начале урока? (учитель открывает доску, где записаны задачи урока) | Ответы детей. | Регулятивные УУД — контроль, самооценка — выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, познавательные УУД – сравнение, обоснование, личностные УУД — этическая оценка, развитие толерантности, коммуникативные УУД – передача собственного мнения. |
8.Рефлексия. Цель: зафиксировать содержание, которое закреплено и уточнено на уроке, оценить собственную коррекционную деятельность, зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности. | — Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына, дочери, внука, внучки, рабочего, служащего, мамы, папы, пешехода и т.д. — Но мы с вами все сыновья и дочки, а скоро вся страна будет праздновать замечательный праздник День Матери. — У вас на столах есть сердечки, возьмите каждый сердечко и напишите самые красивые слова о своей маме. -Вручите сердечки и схемы рассказа своим мамам. — Спасибо за урок. | — День матери. Ребята записывают слова для мам на листочках-«сердечках» и вручают мамам схемы рассказа и сердечки. | Регулятивные УУД — актуальный рефлексивный контроль, познавательные УУД – извлечение необходимой информации, личностные УУД – развитие сопереживания, отзывчивости. |