Денисенко Жанна Николаевна

МБОУ СОШ №21 г.Шахты

Учитель начальных классов

Литературное чтение

2 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: «Сказки народные и литературные».

В.И. Даль. «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка»

Цели:

Обучающая:

  • Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»

  • Формирование понятия об авторской и народной сказках

  • Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.

Развивающая:

  • Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений

  • Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

Воспитывающая:

  • Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества

  • Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.

Тип урока: обобщение.

Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой на урок).

— Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.

— Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.

2. Целеполагание.

Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,

— А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Слайд 1.

— Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров)

— Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему?  (Не знаем тему урока).

III. Определение темы урока.

— Тема урока запрятана в ребусе: Слайд 2.

(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется «Снегурочка»)

— В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).

— Это и есть тема нашего урока.

— Снежинка со словом ХОЧУ заменилась на снежинку со словом МОГУ. Слайд 3.

— Теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д.

— На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль). Слайд 4.

— Если у сказки есть автор, значит она… (авторская) А сейчас вспомним наше домашнее задание.

— Краткий пересказ

— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. Откройте учебники на стр. Обратите внимание, что записано под названием (она народная)

— Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? (чтобы сравнить)

— Мы сравним обе эти сказки Слайд 5.

IV. Чтение сказки целиком ) Слайд 6, 7.

— А сейчас мы прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы.

— Начнём с первой части (“тихое чтение”)

а) – Прочитайте, как начинается сказка.

— Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

— В какой ещё сказке встречаются слова “жили – были”?

б) Выборочное чтение.

— Найдите то место, где говорится, как в доме деда и бабы появилась Снегурочка.

— Прочитайте описание внешнего вида Снегурочки.

Чтение второй части “по цепочке”

— Почему дед и баба стали лелеять Снегурочку?( 1- 2 ответа)

— Кто из них прав? Докажите свой выбор.

(Вот мы и открыли тайны некоторых слов)

— Какой стала Снегурочка с приходом весны?

— Как ты считаешь,… ?

— А что хочет сказать… ?

— Прочитайте слова, которые говорят о ласковом отношении деда и бабы к Снегурочке.

— Как Снегурочка обращается к своим близким?

— Что самое главное в этой части? (“Снегурочка боится огня”)

д) Чтение третьей части (“ про себя” с последующим заданием)

— Когда вы будете читать 3 часть сказки, обратите внимание на иллюстрацию. Рассмотрите иллюстрацию к этой части.

— Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.

— Подбери заголовок к 3части. ( “Растаяла Снегурочка”)

— Отличается она от сказки Даля?

V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.

— Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений. (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)

Снегурочка: Слайд 8.

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

— Какое определение подходит? Почему?

— У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 9.

— Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в  Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).

— А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).

VI. Сравнительный анализ произведений

— Снежинка со словом МОГУ меняется на снежинку со словом ДЕЛАЮ. Слайд 10.

— Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку.

1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 11.

1 вариант — “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”

2). Автор. (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

2 вариант – сказка народная

3). Герои. (выбор правильного варианта ответа) Слайд 12.

— Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк

Лиса

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Коровушка

(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

4). Жанр произведения

— Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки” Слайд13.

Приметы сказки:

Зачин

Присказка

Волшебство

Троекратный повтор

Устаревшие слова Концовка

Добро побеждает зло

5) Определим тип сказки по алгоритму Слайд 14.

— Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 15.

Зачин

Основная часть

Концовка

6) — Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?

Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)

Вывод: зачин в сказках одинаковый

V. Физминутка:

— “Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.

Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.

7) Сравнение основной части сказки.

— Как появилась Снегурочка в вашей сказке.

— За что старики любили Снегурочку?

— Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети восстанавливают содержание сказки)

Карточка 1 варианта: Карточка 2 варианта:

Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снегурочка с подружками пошла в лес.

8) Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)

— Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?

Основная мысль:

Расставание с близкими дорогими людьми всегда тяжело, поэтому нужно всегда думать о том, как ваши поступки могут отразиться на близких вам людях. Нужно уважать чувства других людей. Если бы Снегурочка не прыгала через костер, она бы вернулась домой, и все были бы счастливы.

VI. Обобщение.

VIII. Итог урока.

— Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?

Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.

В сказках добро побеждает зло.

Обе сказки по-своему хороши.

Обе Снегурочки понравились и т.д.

— В чём различия сказок авторских и народных?

— Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)

(Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”) Слайд 16.

Работа с репродукцией В. М. Васнецова “Снегурочка”

— Рассмотрите, как изобразил Снегурочку известный русский художник В. М. Васнецов в 1899 году.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

Боярышня ! Живая!

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

IХ. Рефлексия. Слайд17.

— Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?

(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания) Слайд18.

Х. Оценки за урок.

ХI. Домашнее задание Слайд19.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here