Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №9»

ХМАО — Югра Тюменской области

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема правды и лжи в рассказе Н. Н. Носов «Карасик»

подготовила

учитель начальных классов

Коваленко Людмила Алексеевна

г. Нягань

2011

Урок чтения.

Тема: Тема правды и лжи в рассказе Н. Н. Носов «Карасик».

Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством Н. Н. Носова.

2. Формирование сознательного читателя, читательских умений и навыков.

3. Отрабатывать навык быстрого и выразительного чтения.

  1. Учить детей задумываться о прочитанном; сопереживать героям рассказа;

оценивать их поступки и поведение; учить понимать главную мысль

произведения, его идею.

  1. Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение

анализировать.

  1. Воспитывать доброе отношение ко всему живому, честность, правдивость.

  2. Приобщать учащихся к чтению детской художественной литературы.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями для детей,

художественные книги, магнитофон, карточки со словами.

Ход урока.

1. Орг. момент.

  • Здравствуйте, ребята!

  • Я очень рада нашей встрече!

  • Вы любите читать?

  • Послушайте внимательно отрывки и подумайте,

из каких произведений они взяты?

1. «Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! – закричали ребята.

— Я у – у –у – хо – хо – жу! – говорит Вовка.

— Почему?

— Шляпы бо – боюсь!»…

2. « — Мишка, — говорю, — что это? Почему каша лезет?

  • Куда?

  • Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать.»

3. «Котька пришёл домой радостный:

— Мама, я тебе огурцов принёс!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов,

и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.

— Где ты их взял? – говорит мама.

— На огороде».

Учитель: — Вам они знакомы?

А кто написал эти рассказы?

(на экране появляется портрет Н.Н.Носова)

Кто является главными героями рассказов Носова?

Что вы знаете об этом писателе? ( 2 –3 ответа)

Учитель: Николай Николаевич Носов написал очень много интересных рассказов о детях, но оказывается, он был не только писателем, но и режиссёром. Он занимался постановкой фильмов и мультфильмов. Выставка книг.

  • Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним рассказом, а каким, вы должны догадаться сами, разгадав кроссворд.

(на экране появляются картинки с рыбами, ребята угадывают,

и появляется кроссворд)

1. м — к — у —

2. н — л — — а

3. ё — ш

4. — у — а

5. с — р о —

6. н — л — м

7. о — у — ь

8. карасик

Как называется рассказ, прочитайте.

— В каких случаях мы говорим карасик?

(на экране появляется портрет Носова, название произведения, а внизу карасик)

Я озвучиваю его:

  • Я карасик пресноводный

Из семейства карповых

В речке я родился, вдруг,

Я попал в аквариум.

Учитель: — Какая же история приключилась с нашим карасиком, об этом вы узнаете,

прочитав рассказ.

— Приготовьте свои волшебные указки. Страница учебника 34.

Чтение под «звуковой ориентир».

  • Вам понравился рассказ?

  • А что больше всего вас взволновало, тронуло душу?

Ответы детей!

  • Давайте разберёмся. Почему так случилось?

  • Назовите героев рассказа:

(Ребята называют героев рассказа, а я на доске пишу схему, на экране появляются

картинки: Виталик, Мурзик, Серёжа, карасик)

интересовался

кормил

менял воду

заботился

— Как плавал карасик, покажите.

Как он резвился в аквариуме, выпускал воздух, нырял.

— А как ему стало в банке, покажите

(тесно, негде развернуться)

Каким был карасик?

Физминутка!!!

серебристый

красивый

хороший

маленький

Как к нему относился Виталик сначала?

  • Изменилось ли его отношение к рыбке потом? — Почему?

привык

забывал кормить

обменял

Сразу ли согласился Виталик на обмен? (Ответы ребят)

И всё же, ОБМЕНЯЛ!

  • Прав ли он был? Почему?

  • Правильно ребята. Потому что это братья наши меньшие.

— Прочитайте слова из повести «Маленький принц.»

На экране слова: А. Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»

На экране появляется картинка с. 37

  • Закройте глаза и представьте состояние мальчика.

  • Какие чувства он испытывал?

растерянность

задумался

волновался

боялся

переживал

— За кого переживал Виталик? (За карасика, Мурзика)

А больше всего он переживал за … СЕБЯ.

— Почему? (Боялся, что мама его накажет, …)

  • А можно было бы всё это избежать? Можно!

— Если бы Виталик сразу сказал маме …ПРАВДУ!

  • Что такое, правда?

( честность, добро, справедливость, свет, солнце…)

( на экране появляется рисунок)

правда

— Для чего нужна, ПРАВДА?

Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы составьте из них предложение.

Работа в группах «Грамконструктор»

1

пострадать

От твоего

может

невинный

обмана

.

2

совершил

нужно

признаться

поступок

Если ты

то в этом

плохой

.

говоришь

становится

правду

Когда ты

то тебе

самому

легко на душе

3.

Правда — светлее солнца, правда — чище ясного неба.

Даль.

  • Спасибо за урок! Вы работали очень хорошо! Молодцы!

Дома: — Придумайте своё продолжение рассказа…

— Как бы ты поступил на месте Виталика? Подумай!

— Представь себя на месте Мурзика, как бы ты себя повёл?

Список используемой литературы

1. Н. Н. Носов «Мишкина каша». РИО «Самовар 1990»

2. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here