Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №85

c углубленным изучением отдельных предметов

Урок литературы в 10 классе на тему: «Две Катерины» — Урок сравнительного анализа по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и драме А.Н. Островского «Гроза».

Выполнила:

Королева М.М

МБОУСОШ №85

Сормовского района

г. Нижний Новгород

Нижний Новгород

2014

Тема:

«Две Катерины» -Урок сравнительного анализа по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и драме А.Н. Островского «Гроза». 10 класс.

Цель урока:

  1. проследить драму любви обеих женщин;

  2. глубже постичь язык образов и Островского, и Лескова, объединенных общностью нравственных проблем, эстетических исканий;

  3. задуматься над истоками человеческих поступков, природой человеческой души.

Этот урок проходит в классе, где ребята разделены на группы. Задания для групп общие. В начале урока каждая группа получает карточки с заданиями, и распределяют речи. Выслушивается мнение каждой группы по вопросам.

Вопросы для групп:

  1. Какие черты купеческого быта в повести Лескова напоминают нам город Калинов? Что общего в положении Катерины Измайловой и героини Островского.

  2. Как рождается чувство любви в душе героини Островского и в душе Катерины Измайловой? Можно ли увидеть в начале любовной истории проявление волевой натуры обеих женщин.

  3. Как относится писатель к зародившемуся в душе Катерины Измайловой чувству любви? Сочувствует ли он ей и желает ли успеха ее борьбе за счастье?

  4. Как показывает Лесков три преступления Катерины Измайловой? Какое преступление выглядит самым страшным? Почему?

  5. Какою показывает Лесков свою героиню после разоблачения? Какие наблюдения за человеческой душой делает Лесков, рассказывая о жизни каторжан?

  6. Как уходит из жизни героиня Островского и как Катерина Измайлова? О чем заставляет задуматься такой финал? Противостоит ли художественная версия Лескова развитию женского характера в драме Островского «Гроза»?

  7. Что же в любви зависит от самого человека?

Дается время для обсуждения вопросов в группах, чтобы ребята пришли к единому мнению и выслушиваются ответы каждой группы. Ребята принимают ответы, с чем-то соглашаются, что-то опровергают, опираясь на тексты.

Группы отвечают на поставленный вопрос первыми по очереди. Если другие группы согласны, то они говорят, что дополнений нет. Могут быть заданы дополнительные (уточняющие) вопросы группам, по данным учителем вопросам самими учащимися. К уроку ребята читают статьи критических классиков и современные литературоведческие работы, материалы из газет, журналов.

Примерные ответы учащихся на вопросы:

На 1-й вопрос

Это общее свойственно всему купеческому сословию. Это то же «темное царство» с его «смертельной тоской однообразной жизни». Во многом судьбы Катерин похожи: скука купеческого дома, отсутствие детей, затворничество, невозможность любить мужа. Здесь все «из-под неволи», и те же сладкие воспоминания о жизни в девичестве. Учащиеся приводят цитаты о посещении церкви, о цветах героини Островского. И у Лескова Катерина Измайлова, «живя девушкой в бедности, привыкла к простоте и свободе». Правда, ее воспоминания о девичестве лишены той поэтической прелести, которой живут рассказы героини Островского. Они обыденны, но характер тот же: пылкий, решительный: «пробежать бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку молодца подсолнечною лузгою». Катерина Львовна «читать была неохотница, да и книг к тому же, окромя киевского патерика, в доме их не было».

Итак, черты сходства: «скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться».

Различие: мечтательная, поэтическая, решительная Катерина Измайлова.

Обе способны на горячие безудержные поступки, обе смелые, волевые натуры.

На 2-й вопрос

Любовь рождается в них как протест против беспросветной скуки, как, по словам Добролюбова о Катерине, «желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы». Полюбившая Бориса героиня Островского, пережив мучительные раздумья о «грехе», о том, что она «грешница», преодолев эти сомнения («Будь, что будет, а Бориса я увижу») бросается в любовь безудержно («Коли я ради тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда»), но с самого начала любовь эта сопряжена с мотивом «будущей гибели» («Зачем ты пришел, погубитель мой?»), («Ведь это значит, что вы ее совсем загубить хотите». Кудряш-Борису). Может быть, потому так горячо и страстно любит Катерина Бориса, что за эту любовь заплачено с самого начала ценой жизни.

Отмечают учащиеся и самый момент первой встречи с возлюбленным. У Островского Катерина идет, «потупив глаза в землю, говорит с испугом, но, не подымая глаз», и проходит немало времени, пока она, уже начав разговор с Борисом, решается взглянуть на него.

— Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе (Поднимает глаза и смотрит на Бориса. Небольшое молчание. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь) (Кидается к нему на шею)

Борис (обнимая Катерину) – жизнь моя!

Катерина Островского соединяет в этом эпизоде и трепетность, стыдливость первого чувства и горячую беззапретность истинной любви.

Совсем по-другому развивается чувство Катерины у Лескова. Старый, нелюбимый муж, строгий свекор, тоскующая купеческая жена, полюбившего веселого гулевого парня. Само знакомство с Сергеем начинается с веселой и шуточной игры, а любовные сцены легки и беспечны, в них с самого начала подчеркивается «чувственные начала». (зачет цитаты из текста)

Автор подчеркивает легкость, простоту, беспечность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here