МОУ «Очкуровская СОШ»
Урок литературы во 2 классе
И. Соколов – Микитов
«Узоры на снегу»,
И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»
учитель начальных классов
МОУ «Очкуровская СОШ»
Никишина Ольга Ивановна
2011 год
Тип урока: обучающее чтение
Цели урока: Продолжить знакомить детей с творчеством И.Соколова – Микитова; прививать любовь к природе, учить понимать природу;
работать над развитием выразительной речи, мышления, расширить кругозор детей.
Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина « Литературное чтение 3 класс», тетрадь, запись на доске, цветные карандаши, таблица №1, кружки, ИКТ.
Ход урока.
1. Организация класса
— Прозвенел уже звонок.
Ну, а ты проверь, дружок,
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Должен помнить каждый:
Урок сегодня очень важный.
2. Актуализация знаний.
Вы попробуете сами определить тему, над которой мы продолжим работать.
( Слайд №1) — зима
Разминка для глаз.
Возьмите таблицу №1.
ж | а | н | г | л | с | ы |
| |
й | е | о | ц | к | ь | у | ъ | ю |
з | д | е | б | я | ф | щ | ш |
|
и | п | ч | х | м | р | э | т |
|
Игра » Буквенное поле».
Назовите буквы в алфавитном порядке?
Кто назвал все буквы?
На какой букве вы остановились? ( За 1 мин)
Игра » Фотоглаз».
На доске: зима, лес, сугроб, узоры, снегирь, снежинки.
Сколько слов вы запомнили?
Назовите эти слова? (Слайд №2)
3. Проверка домашнего задания.
— Над каким произведением работали? ( Г. Скребицкий « Как белочка зимует»)
По рядам:
1 – й ряд 2 –й ряд 3 – й ряд
Выразительное Пересказ Рисунок к произведению
Чтение
4. Изучение нового материала
— И сегодня на уроке …. (Слайды № 3,4,5)
— Готовы? А теперь посмотрите в учебники и скажите, с каким произведением мы сегодня с вами познакомимся?
— Кто автор? (Слайд №6)
-Кто из вас захотел оказаться там? Но ведь в лесу много снега, идти трудно, холодно.
(предположительные ответы: можно встать на лыжи)
-Именно это я хотела от вас услышать: свежий зимний воздух, прогулка на лыжах доставит вам много радости и взбодрит ваш организм.
-Скажите, а много зверей вы встретите в это время в лесу? Почему мы думаем, что они спят?
-Послушайте,как описал жизнь зверей зимой в лесу И.Соколов-Микитов
(учитель читает рассказ «Узоры на снегу» с.156-157)
-
Какие узоры на снегу увидел автор?
Работа по учебнику стр.145.
-
Работа в парах – чтение по абзацам
-
1 часть » Жужжащее чтение». 1 абзац.
Вопрос: Чтобы вы нарисовали к этой части?
-
Чем покрыта земля?
-
Что это за скатерть?
-
Какая она? Почему?
Найдите и прочитайте эти предложения в тексте.
-
Какие сугробы в лесу?
-
Когда они могут быть глубокими?
-
Как автор говорит о лесе?
-
С чем он сравнивает снег? Почему?
-
Чтение за диктором 2 абзаца.
-
Что видят на снежной скатерти охотники?
-
Как эти узоры можно назвать по-другому? Прочитайте.
-
Как вы понимаете, выражение » читать следы».
-
Как можно озаглавить эту часть?
План.
-
Зима в лесу.
-
Узоры на снегу.
-
Лес – дом.
4. Физминутка. (Музыкальная зарядка)
-
Чтение по 1 предложению 3 абзаца
— Найдите и прочитайте, как передвигался зайчик?
— Чем питался зайчик?
— Что нам рассказывает автор о горностае?
— За кем он охотился?
— На что похожи следы старой лисицы?
— Как передвигались по опушке волки? Почему?
— Как нам автор рассказывает о лосях?
— Почему они копытами поднимали снег?
Озаглавьте 2 часть.
-
3 часть. Самостоятельно. Подготовка к пересказу.
-
Каких еще птиц и зверей можно встретить в лесу?
-
Чем они кормятся?
Озаглавьте 3 часть.
— О каких узорах вы услышали?
— Какие звери встретились нам? Всех зверей вы представили? Какой зверь не знаком?
6 . Просмотр ролика (3,5 минуты)
-Ребята, посмотрите на меня и моргните, кто хочет побывать сегодня в роли охотника?
-
7 . Игра «охотники» в группах : соединить название животного с изображением его следов.
-
Проверка на слайдах (№8 -13)
8 . Работа в тетради на печатной основе с.71
-Я вам предлагаю отгадать кроссворд, только работать вы будете вдвоем, чтобы и быстрее, и правильнее, и помочь друг другу.(Проверка проходит фронтально)
9. Рефлексия.
— на все ли наши вопросы мы получили ответ у автора?
— составить обложку для произведения в группах,на листах
— Что вы можете сказать об авторе как о человеке? Мог ли написать этот интересный рассказ человек, который редко бывает в лесу? Что может заставить человека часто бывать в лесу?
— Что интересного и полезного вы узнали на уроке?
-Для чего составили план?
10. Д.З, по выбору: кто считает, что надо поупражняться в чтении – читает, или пересказывает, или найти следы различных животных для кроссворда.
Ребята, мне хочется узнать ваше впечатление о сегодняшнем уроке.
Кому понравился урок, у кого хорошее настроение, кто доволен своей работой, прикрепите к нашей коллективной работе снежинки, а кто считает, что у него что-то не получилось, или просто плохое настроение, того прошу прикрепить снеговую тучку.