МБОУ «ООШ с. Рогаткино Красноармейского района, Саратовской области»

Урок по литературе в 6 классе:

Стихи Сергея Есенина

Разработала

учитель русского языка и литературы

Шин Елена Филипповна

2014

Урок по литературе в 6 классе

Тема: Стихи Сергея Есенина

Цель: Своеобразие лирики С .Есенина: тема родины, любовная лирика.

Оформление урока: портрет С. Есенина, иллюстрация к стихам поэта, выполненные учащимися

Музыкальное оформление урока: песня « Конь» (на стихотворение С. Есенина, в исполнении группы «Любэ»).

Работа с понятиями: троп, эпитет, сравнение, метафора, звукопись, цветопись

Ход урока

Эпиграф к уроку:

О, Русь- малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Такую озерную тоску

  1. Звучит песня « Конь»

  2. Объяснение темы и постановка цели урока

  3. Беседа с учащимися:

— Что такое Родина? Вместите понятие «родина» в одно слово, например, существительное: дом, речка, поле, лес…; в прилагательное: любимая, прекрасная…( Дети продолжают )

-Что для поэта означает слово « родина»? Прочитаем стихотворение « За горами, за желтыми долами…»

— Найдите существительные, которые указывают на то, что видит поэт, вспоминая о родине

( Ученики перечисляют )

— Какие стихи Есенина о Родине, о любви к родному краю вы знаете? Расскажите наизусть или прочитайте выразительно

(2-3 ученика читают)

-Давайте прочитаем стихотворение, строки из которого стали эпиграфом к уроку: « Запели тесаные дроги…»

В 1 строфе поэт создает пейзажную зарисовку: часовенку, кресты на кладбище, придорожные кусты, равнины, поле, и воспроизводит звуки: «запели тесаные дроги», « О, Русь малиновое поле», « звенят родные степи»

— Поэт активно использует цветопись в стихах. Что вы понимаете под этим термином?

— Приведите примеры цветописи из стихотворений Есенина( «лунное поле», «лес зеленый», «маковая заря», « голубеет песок» и др.)

Примеры записываются в тетрадь

— Какие краски больше любил Есенин и чаще использовал в стихотворениях?

— Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. В его произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые средства.

-Вспомните что такое троп? ( троп- это слово или оборот речи, употребленное для достижения большей выразительности, иначе художественное средство языка)

— Какие тропы вы знаете? Раскройте эти понятия

(Ученики перечисляют: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, метафора,- и дают определения понятиям)

— Приведите примеры из стихотворений Есенина

Учащиеся приводят примеры и записывают в тетрадь эпитеты( «рыжий месяц», «листва золотая», «в кустах багряных», «роща золотая»); сравнения («месяц всадник унылый», «как сережки, прозвенит девичий смех», «и березы стоят, как большие свечки»); метафоры («желтые поводья месяц уронил», «как повиснет заря на мосту», «лижут сумерки золото солнца»)

— Есенин находил для выражения своей любви к Родине удивительно точные, яркие, прекрасные слова!

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты, Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

  1. Творческая мастерская.

— Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли

(Ученики получают текст стихотворения Есенина « Звезды» с пропущенными тропами. Задание: самостоятельно- «вместо поэта»- подобрать наиболее соответствующее слова из предложенных, найти синонимы)

Звезды

Звездочки…., звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу….?

Частые звездочки, звездочки…….!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания…………!

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятия широкие?

Смотрите нежно так, сердце……..

Звезды небесные, звезды……..!

Задание:

1.Подберите синоним к слову « светлые» (ясные)

2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать

3. подберите синоним к слову 2 частые»(тесные)

4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный

5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать

6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие

Домашнее задание: продолжить работу в творческой мастерской; сравнить « свой» вариант со стихотворением « Звезды»

Список использованной литературы:

  • Карпов И. П.,Шенцева Н.В. «Новое о судьбах крестьянской поэзии 20-30-х годов и о С. Есенине»,Йошкар –Ола, 1990.

  • Карпов И. П. «Русская литератуа 20-ого века»,Московский лицей, 2001

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here