МБОУ «ООШ с. Рогаткино Красноармейского района, Саратовской области»
Урок по литературе в 6 классе:
Стихи Сергея Есенина
Разработала
учитель русского языка и литературы
Шин Елена Филипповна
2014
Урок по литературе в 6 классе
Тема: Стихи Сергея Есенина
Цель: Своеобразие лирики С .Есенина: тема родины, любовная лирика.
Оформление урока: портрет С. Есенина, иллюстрация к стихам поэта, выполненные учащимися
Музыкальное оформление урока: песня « Конь» (на стихотворение С. Есенина, в исполнении группы «Любэ»).
Работа с понятиями: троп, эпитет, сравнение, метафора, звукопись, цветопись
Ход урока
Эпиграф к уроку:
О, Русь- малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Такую озерную тоску
-
Звучит песня « Конь»
-
Объяснение темы и постановка цели урока
-
Беседа с учащимися:
— Что такое Родина? Вместите понятие «родина» в одно слово, например, существительное: дом, речка, поле, лес…; в прилагательное: любимая, прекрасная…( Дети продолжают )
-Что для поэта означает слово « родина»? Прочитаем стихотворение « За горами, за желтыми долами…»
— Найдите существительные, которые указывают на то, что видит поэт, вспоминая о родине
( Ученики перечисляют )
— Какие стихи Есенина о Родине, о любви к родному краю вы знаете? Расскажите наизусть или прочитайте выразительно
(2-3 ученика читают)
-Давайте прочитаем стихотворение, строки из которого стали эпиграфом к уроку: « Запели тесаные дроги…»
В 1 строфе поэт создает пейзажную зарисовку: часовенку, кресты на кладбище, придорожные кусты, равнины, поле, и воспроизводит звуки: «запели тесаные дроги», « О, Русь малиновое поле», « звенят родные степи»
— Поэт активно использует цветопись в стихах. Что вы понимаете под этим термином?
— Приведите примеры цветописи из стихотворений Есенина( «лунное поле», «лес зеленый», «маковая заря», « голубеет песок» и др.)
Примеры записываются в тетрадь
— Какие краски больше любил Есенин и чаще использовал в стихотворениях?
— Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. В его произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые средства.
-Вспомните что такое троп? ( троп- это слово или оборот речи, употребленное для достижения большей выразительности, иначе художественное средство языка)
— Какие тропы вы знаете? Раскройте эти понятия
(Ученики перечисляют: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, метафора,- и дают определения понятиям)
— Приведите примеры из стихотворений Есенина
Учащиеся приводят примеры и записывают в тетрадь эпитеты( «рыжий месяц», «листва золотая», «в кустах багряных», «роща золотая»); сравнения («месяц всадник унылый», «как сережки, прозвенит девичий смех», «и березы стоят, как большие свечки»); метафоры («желтые поводья месяц уронил», «как повиснет заря на мосту», «лижут сумерки золото солнца»)
— Есенин находил для выражения своей любви к Родине удивительно точные, яркие, прекрасные слова!
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты, Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
-
Творческая мастерская.
— Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли
(Ученики получают текст стихотворения Есенина « Звезды» с пропущенными тропами. Задание: самостоятельно- «вместо поэта»- подобрать наиболее соответствующее слова из предложенных, найти синонимы)
Звезды
Звездочки…., звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу….?
Частые звездочки, звездочки…….!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания…………!
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятия широкие?
Смотрите нежно так, сердце……..
Звезды небесные, звезды……..!
Задание:
1.Подберите синоним к слову « светлые» (ясные)
2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать
3. подберите синоним к слову 2 частые»(тесные)
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие
Домашнее задание: продолжить работу в творческой мастерской; сравнить « свой» вариант со стихотворением « Звезды»
Список использованной литературы:
-
Карпов И. П.,Шенцева Н.В. «Новое о судьбах крестьянской поэзии 20-30-х годов и о С. Есенине»,Йошкар –Ола, 1990.
-
Карпов И. П. «Русская литератуа 20-ого века»,Московский лицей, 2001