УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(4 класс, 3 четверть).
Тема: И.А.Бунин «Листопад».
Цель: Познакомить уч-ся с новым произведением И.А.Бунина.
Учебные задачи:
— учить детей наблюдать за ритмом, построением стихотворной строки, строфы, видами рифм, познакомить с новым понятием «охватная» рифма;
— закреплять понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение;
— учить понимать чувства поэта и выражать свои;
— учить читать выразительно наизусть стихи И.А.Бунина.
Планируемые результаты:
предметные: уметь видеть и передавать красоту осенней природы и
настроение автора;
личностные: эстетические ценности и чувства, этичность, чувство гордости
за Родину с её необыкновенной природой.
Оборудование: портрет И.А.Бунина, портреты поэтов А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, А.Н. Майкова, картины художников (Левитан «Золотая осень» и др.), рисунки детей и родителей на тему осени, муз. произведение
П.И. Чайковского «Времена года» и Г. Свиридова «Октябрь».
Ход урока.
-
Организация класса.
-
Проверка домашнего задания ( на доске записано число, висит портрет И.А. Бунина и подписаны инициалы).
а) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…»;
б) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Детство».
— какие авторы назвали свои произведения таким же заголовком?
в) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Шире, грудь, распахнись для принятия…»
— назовите основные темы стихотворений Ивана Алексеевича Бунина
(дети отвечают)
— молодцы, вы совершенно правы, И.А. Бунин писал о природе, Родине и
людях.
(решаемая проблема: актуализация знаний обучающихся).
1
3. Работа над новым материалом.
а) вводная беседа
— сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением И.А. Бунина, а вот о чём пойдёт речь в этом произведении, вы должны мне сказать сами, посмотрев на рисунки, которые вы нарисовали вместе со своими родителями (на доске оформлена выставка детских рисунков).
(Дети называют тему урока).
— действительно, сегодня мы будем говорить о самом прекрасном времени
года. Именно осень воодушевляла на творчество поэтов, композиторов,
художников, музыкантов.
— а скажите, произведения, каких поэтов об осени, мы учили? (1 слайд) — чтение стихотворений детьми наизусть (показ портретов авторов):
( читают призёры конкурса чтецов на тему: «Осенняя пора! Очей
очарованье…»)
А.С. Пушкин «Осень». (2 слайд)
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А.Н. Майков «Осень». (3 слайд)
Кроет уж лист золотой Мох не приподнят, не взрыт
Влажную землю в лесу… Грудой кудрявых груздей;
Смело топчу я ногой Около пня не висит
Вешнюю леса красу. Пурпур брусничных кистей.
С холоду щёки горят: Долго на листьях лежит
Любо в лесу мне бежать, Ночи мороз, и сквозь лес
Слышать, как сучья трещат, Холодно как-то глядит
Листья ногой загребать. Ясность прозрачных небес…
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлёк:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок.
К.Д. Бальмонт «Осень». (4 слайд)
Поспевает брусника, Все деревья блистают
Стали дни холоднее. В разноцветном уборе.
И от птичьего крика Солнце реже смеётся,
В сердце только грустнее. Нет в цветах благовонья.
Стаи птиц улетают Скоро Осень проснётся
2
Прочь, за синее море. И заплачет спросонья.
(решаемые проблемы:
1. настроить детей на восприятие нового произведения;
2. выражать при чтении своё отношение к различным состояниям
природы);
б) знакомство с произведением И.А. Бунина «Листопад».
— мы прослушали сейчас несколько произведений об осени и вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своём прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину и назвать её «Осенний лес»?
— сейчас мы услышали в стихотворении А.С.Пушкина такие слова: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса». Подберите синонимы к слову «багрец». (Багрянец, багряный, багровый). Этими словами называют густой, тёмный оттенок красного.
— а вы видели багряные листья?
— художники и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы. (5 слайд: картина Левитана «Золотая осень»).
— сегодня мы познакомимся с прекрасным произведением И.А. Бунина об этом времени года, которое называется «Листопад» и обратим внимание на то, какие краски использует поэт. (6 слайд).
— давайте сразу начнём оформлять титульный лист, что мы уже сможем расположить на нём? А вот жанр и тему вы назовёте после того, как прозвучит это произведение. (7 слайд).
— а помогут мне его прочитать мои помощники-консультанты (комбинированное чтение стихотворения под музыку Григория Свиридова «Осень», включить музыку).
1 ученик:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
3
2 ученик:
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листиков шуршанье.
Учитель:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льёт;
Играя, в небе промелькнёт
Скворцов рассыпанная стая –
И снова всё кругом замрёт.
— назовите жанр этого произведения
— какова его тема?
( решаемые проблемы:
1. образец выразительного чтения;
2. умение видеть и передавать красоту осенней природы и настроение
автора при чтении поэтического произведения;
3. развитие поэтического восприятия окружающего мира;
4. пробуждение чувства ритма;
5. формирование специальных умений: называть фамилию автора, заго-
ловок, определять жанр и тему услышанного произведения);
в) первичное восприятие работа над содержанием
— понравилось ли вам это стихотворение?
— что понравилось?
— что не понравилось?
( решаемая проблема: умение высказывать своё мнение об услышанном
произведении );
4
г) работа с содержанием произведения
— какие чувства вы испытали, прослушав стихотворение?
— какие слова были непонятны? (подсед – молодой ярус деревьев).
— какие цвета, краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?
— какие цвета неизвестны вам и вы не можете их представить?
(Багровый, переходит в фиолетовый).
— чтобы ярче показать тот или иной предмет, какой поэтический приём использует Бунин?
— что такое эпитет? Найдите их в тексте. (8 слайд).
— что напомнил осенний лес поэту? С чем сравнивает он его?
— видели ли вы хотя бы на картине терем? Чем терем отличается от современного дома?
— терема строились в Древней Руси. Кто жил в этих теремах? (9 слайд).
— все терема были украшены резьбой, вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.
— листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? (Листья берёзы).
— какие деревья напомнили поэту вышки?
— что напомнило поэту оконца русских теремов? (Просветы между клёнами).
— а чем пахнет в этом тереме?
— какое выразительное средство помогло донести до нашего сознания красоту осеннего леса? (Сравнения). (10 слайд).
— что такое сравнение?
— найдите их в стихотворении.
— как вы представляете такую картину: «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»?
— какой поэтический приём использует поэт, чтобы рассказать об осени?
(11 слайд).
( По мере ответов детей, на доске появляются определения:
Эпитет – яркое, образное описание предмета.
В толковом словаре Ожегова лексическое значение этого слова звучит
так:
Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей
изобразительности.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного
предмета другому.
Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на
неодушевлённые.
Олицетворение – воплощение чего-нибудь в образе живого существа.
С.И. Ожегов.).
5
— какова осень в представлении поэта – весёлая или грустная?
— как вы догадались?
— кого называют вдовой?
— а о чём грустит осень?
— как можно догадаться, что осенняя красота леса – последняя,
недолговечная? (Играет последний мотылёк, молчание мёртвое).
— что нарушает тишину?
— как поэт описал это шуршание, что помогло ему? ( Звукопись,
шипящие звуки).
— в каком произведении мы уже слышали такой приём?
(Бальмонт «Камыши»).
— давайте повторим, какие выразительные средства необходимы для
выразительного чтения любого поэтического произведения? (12 слайд)
— как будем читать это произведение – быстро или медленно?
— своеобразием этого стихотворения является то, что в нём строфы имеют разное количество строк. Поэтому автор использует разные виды рифм.
( решаемые проблемы:
1. развитие умения обобщать, сравнивать и делать выводы;
2. обогащение речи учащихся:
3. повторение изученного материала и умение применять знания при изучении нового произведения );
д) работа над выразительными средствами
— чтение стихотворения и выделение рифм (у каждого ребёнка на столе напечатанное стихотворение);
работа в группах:
1 группа – 1 часть стихотворения;
2 группа — 2 часть;
3 группа — 3 часть.
(применение коммуникативных технологий)
в первой строфе рифма перекрёстная ( на доске схема 1-3 строки,
2-4 строки );
во второй – парная (1-2 строки, 3-4 строки);
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает…
Рифмуются 1-4 строки, 2-3 строки.
Проблема: как называется такая рифма?
— Такая рифма называется охватной. (новое понятие).
— запомните, ребята, меняется ритм – меняется и рифма. Помните об этом при чтении.
— проверка по тексту (слайды 13, 14, 15).
( решаемая проблема: умение работать в группах );
6
г) отработка выразительного чтения
— чтение стихотворения детьми с соблюдением логических пауз и логического ударения.
д) выполнение заданий в рабочей тетради
с. 37, з. 5
4. Закрепление и повторение изученного.
а) рубрика «Картинная галерея» (слайд 16).
— а сейчас мы отправимся в картинную галерею и познакомимся с выдающими произведениями художников (дети смотрят, а учитель читает стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»).
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь лес стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
( решаемая проблема: умение передавать свои чувства при чтении поэтического произведения ).
5. Итог урока.
— скажите, ребята, что нового вы узнали на уроке?
— понравилось ли вам новое произведение и чем?
— какое у вас было настроение на этом уроке? (слайд 17).
6. Домашнее задание.
— задание по выбору: можно выучить всё стихотворение, а можно найти это произведение в полном объёме и прочитать его выразительно,
«Р. т.». с. 38, з. 5
7