Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 10
Урок внеклассного чтения в 3 классе Учитель Клеймёнова Наталья Валентиновна
Тема: Пермский писатель Л.И. Давыдачев. Повесть «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».
Цель:
-
Способствовать эмоциональному восприятию литературного произведения;
-
Содействовать формированию умений учащихся работать с обложкой и титульным листом книги, как источником информации о содержании литературого произведения;
-
Формировать у учащихся понимание особенностей творчества Давыдачева;
-
Расширять знания учащихся о пермском писателе Л.И. Давыдачеве;
-
Формирование у учащихся отношения к событиям и герою повести;
-
Закреплять у учащихся навыка выразительного чтения в тексте.
Ход урока:
1) Воспроизведение у учащихся знаний о пермских писателях и их
произведениях:
На доске: Е.Ф. Трутнева Е.А. Пермяк Д.Н. Мамин-Сибиряк В.И. Воробьёв Л.И. Кузьмин
— Ребята! Прочитайте фамилии писателей. У меня на столе на карточках написаны названия произведений этих писателей. (Возвращение слона», «Капризка», «Серая шейка», «Торопливый ножик», «Ёлка»).Сейчас кто-нибудь из поможет мне разобраться кому из писателей принадлежат эти произведения.
(7 учащийся прикрепляет карточки с названиями произведения напротив нужной фамилии автора).
— Книги этих авторов были выпущены Пермским книжным издательством. Скажите, почему областное издательство было заинтересовано в публикации этих писателей?
(Потому, что все они являются нашими земляками — пермскими писателями. Они жили и работали в городе Перми и нашей области).
2) Сообщение темы и цели урока:
С вашей помощью мы сегодня совершим экскурсию в детскую библиотеку и познакомимся с творчеством ещё одного пермского писателя, фамилию которого вы назовёте в ходе урока.
Пожалуйста, тише, мы уже с вами в библиотеке. Как вы знаете, здесь не принято говорить громко. Давайте остановимся у той полке с книгами. Настя, Вика, Ян! Познакомьте нас с произведениями которые мы здесь видим. (Дети берут книги и рассматривают их обложки, сообщают сведения, которые там находят).
Сценка: {вдруграздаётся: — Читай, дети прислушиваются…} Ян: — Тихо! Я слышу какой-то разговор!
Настя: — Давайте прислушаемся!., {они остаются у книжной полки, а перед ними и классом появляется мальчик и девочка). Аделаида: — Читай!
Иван глядит в открытую книгу и что-то мямлит Аделаида: — Громче читай! Иван {начинает очень громко) Аделаида {даёт ему подзатыльник):
— Читай нормально!
Иван: — А это какая буква?
Аделаида: {называет букву)
Иван: {роняет книгу и делает вид, что у него болит живот) Аделаида: — Я позову врача, (выходит из кабинета). Иван: (тоже пытается выйти, но Аделаида его ловит). Аделаида: — Куда собрался?
Иван: {садиться на стул) — Покажи мне как правильно читать. Аделаида: (увлекается чтением), а Иван сбегает. Вика: — Где-то я это уже слышала! Ян: — Да, что-то знакомое …
Настя: — Подождите … Ведь это я читала в книге (берёт с полки книгу и показывает её всем). Затем читает по обложке: Л.И. Давыдычев «Многотрудная, полная невзгодами опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».
-
Спасибо, ребята! Можете пройти на свои места.
-
А вы читали? (обращаясь к классу).
-
№0
3) Работа над составлением характеристики главного героя книги.
-
Кто главный герой повести? {Иван Семёнов?)
-
Каким вы себе его представляете? Как он выглядит? Давайте попробуем нарисовать его словесный портрет. {Словесное рисование Ивана).
-
А вот это ваши рисунки, на которых вы изобразили Ивана, {показ рисунков).
-
А теперь давайте назовём качества характера Ивана Семёнова, {учитель записывает их на доске).
-
Ребята! Какие из этих качеств вам нравятся в Иване, а какие нет.
-
А какие-то из них есть у вас? {наверное…)
Вывод: Как и у каждого человека у Ивана есть и положительные и отрицательные качества, Только надо научиться побеждать в себе всё отрицательное, как это сделал Иван в конце повести и лен от него отступила. А все положительные качества надо в себе взращивать {воспитывать), чтобы они преобладали в вас.
4) Физкультминутка:
-
Ребята, вспомните, какую болезнь придумал себе Иван, чтобы не выполнять домашнее задание? {лунатизм, называя себя лунатиком. Зачитываем отрывок из книги — о лунатизме).
-
Вы хотите, как Иван Семёнов, почувствовать себя лунатиком? Тогда закрывайте глаза. Встаньте, выйдите из-за парты, вытяните руки вперёд, остановитесь , присядьте, поднимитесь развернитесь в обратную сторону, сделайте 3 шага вперёд. Откройте глаза, сядьте за свои парты.
-
Каковы ваши ощущения?
Вывод: Трудно человеку ориентироваться с закрытыми глазами в пространстве. Поэтому использовать отговорку о лунатизме я вам не советую
5) Работа над особенностями повести:
— А теперь поработаем с титульным листом книги. Какие сведения вы можете получить из него о ней?
{Автора, название книги, название издательства, в каком городе издана, кто
оформил фамилию художника).
{2 человека рассказывают о своих книгах).
-
Сколько слов в названии этого литературного произведения? {31)
-
Правда, необычно? Такое название привлечёт читателя к книге? {Да)
-
А сколько глав в повести? {8)
-
Вы обратили внимание на их названия? Что там необычного?
{Они многословны, каждая наделена на смысловые части имеющие своё название).
— Давайте наедем главу 4 {читаем хором) и прочитаем название её частей. Вывод:- Писатель через такие необычные названия, пытается дать повод для
раздумий читателю. Какие интересные истории будут ждать его.
— А что необычного вы увидели в самом тексте?
{строчки могут располагаться столбиками, по диагонали; буквы разных размеров;, частые повторения слогов, слов выражений: «Гвардии рядовой Иван Семёнов»).
— Вы часто смеялись при чтении повести? Почему? {она весёлая, юмористическая смешная, забавная).
— И конечно же именно своим юмором она привлекает к себе читателей в наши Дни.
6) — А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд и проверить, то как
внимательно вы читали эту книгу
(сетка кроссворда на магнитной доске и у каждого ребёнка на парте, карточки с вопросами на партах) Вопросы:
-
Как звали бродячего кота в повести? {Бандюга).
-
Кем работал отец Ивана? {Пекарь).
-
Имя самого несчастного человека на всём белом свете? {Иван).
-
Как назвать человека, который ничего не хочет делать, лениться? {Лодырь).
-
Как имя девочки, которая стала буксиром Ивана Семёнова.^делаида).
-
Как звали пса, который помогал деду Голова Моя Персона? (Былхеост).
-
В каком классе училась Аделаида? {четвёртый).
-
Кем могла стать Аделаида, если бы родилась мальчиком? (Борец)
-
Качество характера, которое помогло Ивану первый раз сделать уроки. (Упрямство.)
1 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 |
|
|
|
|
|
| |||||
|
| 3 |
|
|
|
| |||||
| 4 |
|
|
|
|
| |||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
| |
| 8 |
|
|
|
|
| |||||
9 |
|
|
|
|
|
-
Что получилось по вертикале в 4 столбце? (Давыдачев).
-
Чья это фамилия? (Автора написавшего книгу про Ивана Семёнова).
-
А как его зовут? (Лев Иванович).
7) Сведения о жизни и творчестве писателя:
-
Сейчас катя расскажет нам о Льве Ивановиче Давыдычеве. Ей было дано задание, сделать сообщение о его жизни и творчестве. (Я обращает внимание детей на портрет писателя, висящий на доске).
-
А откуда ты взяла все эти сведения? (показывает библиотечный справочник).
-
Спасибо, Катя! Ребята! Можем ли мы дополнить список пермских пистелей новым именем? (Да)
-
Каким? (Л.И. Давыдачев)
-
А какое запишем произведение? («Жизнь Ивана Семёнова» краткое название)
8) Итог урока: — Наш урок завершается.
И я надеюсь, что весёлые и поучительные истории, рассказанные писателем в этой книге, станут для вас настоящими уроками жизни и помогут вам вырасти довольно таки неплохими людьми, каким стал сын писателя, для которого Лев Иванович и стал сочинять первые истории.
Захотелось ли вам прочитать другие произведения Л. Давыдачева?
-
Обращаю ваше внимание на выставку книг Л. Давыдачева. Все их можно взять в библиотеках нашего города и школы.
-
Я благодарю вас за активную работу на уроке.
-
За участие в инсценировке ребята получают …
-
Катя за сообщение …
-
За активное обсуждение книги …
PS: — подумайте, как сделать так, чтобы учиться в школе и не отвечать на уроках (ваши идеи)
V
it Л&СЛ Л ШкМ. ^ЪШ
Ш)
В ssrgg UJiefi о/я и /