Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 10

Урок внеклассного чтения в 3 классе Учитель Клеймёнова Наталья Валентиновна

Тема: Пермский писатель Л.И. Давыдачев. Повесть «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».

Цель:

  • Способствовать эмоциональному восприятию литературного произведения;

  • Содействовать формированию умений учащихся работать с обложкой и титульным листом книги, как источником информации о содержании литературого произведения;

  • Формировать у учащихся понимание особенностей творчества Давыдачева;

  • Расширять знания учащихся о пермском писателе Л.И. Давыдачеве;

  • Формирование у учащихся отношения к событиям и герою повести;

  • Закреплять у учащихся навыка выразительного чтения в тексте.

Ход урока:

1) Воспроизведение у учащихся знаний о пермских писателях и их
произведениях:

На доске: Е.Ф. Трутнева Е.А. Пермяк Д.Н. Мамин-Сибиряк В.И. Воробьёв Л.И. Кузьмин

— Ребята! Прочитайте фамилии писателей. У меня на столе на карточках написаны названия произведений этих писателей. (Возвращение слона», «Капризка», «Серая шейка», «Торопливый ножик», «Ёлка»).Сейчас кто-нибудь из поможет мне разобраться кому из писателей принадлежат эти произведения.

(7 учащийся прикрепляет карточки с названиями произведения напротив нужной фамилии автора).

Книги этих авторов были выпущены Пермским книжным издательством. Скажите, почему областное издательство было заинтересовано в публикации этих писателей?

(Потому, что все они являются нашими земляками — пермскими писателями. Они жили и работали в городе Перми и нашей области).

2) Сообщение темы и цели урока:

С вашей помощью мы сегодня совершим экскурсию в детскую библиотеку и познакомимся с творчеством ещё одного пермского писателя, фамилию которого вы назовёте в ходе урока.

Пожалуйста, тише, мы уже с вами в библиотеке. Как вы знаете, здесь не принято говорить громко. Давайте остановимся у той полке с книгами. Настя, Вика, Ян! Познакомьте нас с произведениями которые мы здесь видим. (Дети берут книги и рассматривают их обложки, сообщают сведения, которые там находят).

Сценка: {вдруграздаётся: — Читай, дети прислушиваются…} Ян: — Тихо! Я слышу какой-то разговор!

Настя: — Давайте прислушаемся!., {они остаются у книжной полки, а перед ними и классом появляется мальчик и девочка). Аделаида: — Читай!

Иван глядит в открытую книгу и что-то мямлит Аделаида: — Громче читай! Иван {начинает очень громко) Аделаида {даёт ему подзатыльник):

— Читай нормально!

Иван: — А это какая буква?

Аделаида: {называет букву)

Иван: {роняет книгу и делает вид, что у него болит живот) Аделаида: — Я позову врача, (выходит из кабинета). Иван: (тоже пытается выйти, но Аделаида его ловит). Аделаида: — Куда собрался?

Иван: {садиться на стул) — Покажи мне как правильно читать. Аделаида: (увлекается чтением), а Иван сбегает. Вика: — Где-то я это уже слышала! Ян: — Да, что-то знакомое

Настя: — Подождите Ведь это я читала в книге (берёт с полки книгу и показывает её всем). Затем читает по обложке: Л.И. Давыдычев «Многотрудная, полная невзгодами опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».

  • Спасибо, ребята! Можете пройти на свои места.

  • А вы читали? (обращаясь к классу).

  • 0

3) Работа над составлением характеристики главного героя книги.

  • Кто главный герой повести? {Иван Семёнов?)

  • Каким вы себе его представляете? Как он выглядит? Давайте попробуем нарисовать его словесный портрет. {Словесное рисование Ивана).

  • А вот это ваши рисунки, на которых вы изобразили Ивана, {показ рисунков).

  • А теперь давайте назовём качества характера Ивана Семёнова, {учитель записывает их на доске).

  • Ребята! Какие из этих качеств вам нравятся в Иване, а какие нет.

  • А какие-то из них есть у вас? {наверное…)

Вывод: Как и у каждого человека у Ивана есть и положительные и отрицательные качества, Только надо научиться побеждать в себе всё отрицательное, как это сделал Иван в конце повести и лен от него отступила. А все положительные качества надо в себе взращивать {воспитывать), чтобы они преобладали в вас.

4) Физкультминутка:

  • Ребята, вспомните, какую болезнь придумал себе Иван, чтобы не выполнять домашнее задание? {лунатизм, называя себя лунатиком. Зачитываем отрывок из книги — о лунатизме).

  • Вы хотите, как Иван Семёнов, почувствовать себя лунатиком? Тогда закрывайте глаза. Встаньте, выйдите из-за парты, вытяните руки вперёд, остановитесь , присядьте, поднимитесь развернитесь в обратную сторону, сделайте 3 шага вперёд. Откройте глаза, сядьте за свои парты.

  • Каковы ваши ощущения?

Вывод: Трудно человеку ориентироваться с закрытыми глазами в пространстве. Поэтому использовать отговорку о лунатизме я вам не советую

5) Работа над особенностями повести:

А теперь поработаем с титульным листом книги. Какие сведения вы можете получить из него о ней?

{Автора, название книги, название издательства, в каком городе издана, кто

оформил фамилию художника).

{2 человека рассказывают о своих книгах).

  • Сколько слов в названии этого литературного произведения? {31)

  • Правда, необычно? Такое название привлечёт читателя к книге? {Да)

  • А сколько глав в повести? {8)

  • Вы обратили внимание на их названия? Что там необычного?

{Они многословны, каждая наделена на смысловые части имеющие своё название).

Давайте наедем главу 4 {читаем хором) и прочитаем название её частей. Вывод:- Писатель через такие необычные названия, пытается дать повод для

раздумий читателю. Какие интересные истории будут ждать его.

— А что необычного вы увидели в самом тексте?

{строчки могут располагаться столбиками, по диагонали; буквы разных размеров;, частые повторения слогов, слов выражений: «Гвардии рядовой Иван Семёнов»).

Вы часто смеялись при чтении повести? Почему? {она весёлая, юмористическая смешная, забавная).

И конечно же именно своим юмором она привлекает к себе читателей в наши Дни.

6) А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд и проверить, то как
внимательно вы читали эту книгу

(сетка кроссворда на магнитной доске и у каждого ребёнка на парте, карточки с вопросами на партах) Вопросы:

  1. Как звали бродячего кота в повести? {Бандюга).

  2. Кем работал отец Ивана? {Пекарь).

  3. Имя самого несчастного человека на всём белом свете? {Иван).

  4. Как назвать человека, который ничего не хочет делать, лениться? {Лодырь).

  1. Как имя девочки, которая стала буксиром Ивана Семёнова.^делаида).

  2. Как звали пса, который помогал деду Голова Моя Персона? (Былхеост).

  3. В каком классе училась Аделаида? {четвёртый).

  4. Кем могла стать Аделаида, если бы родилась мальчиком? (Борец)

  5. Качество характера, которое помогло Ивану первый раз сделать уроки. (Упрямство.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  • Что получилось по вертикале в 4 столбце? (Давыдачев).

  • Чья это фамилия? (Автора написавшего книгу про Ивана Семёнова).

  • А как его зовут? (Лев Иванович).

7) Сведения о жизни и творчестве писателя:

  • Сейчас катя расскажет нам о Льве Ивановиче Давыдычеве. Ей было дано задание, сделать сообщение о его жизни и творчестве. обращает внимание детей на портрет писателя, висящий на доске).

  • А откуда ты взяла все эти сведения? (показывает библиотечный справочник).

  • Спасибо, Катя! Ребята! Можем ли мы дополнить список пермских пистелей новым именем? (Да)

  • Каким? (Л.И. Давыдачев)

  • А какое запишем произведение? («Жизнь Ивана Семёнова» краткое название)

8) Итог урока: — Наш урок завершается.

И я надеюсь, что весёлые и поучительные истории, рассказанные писателем в этой книге, станут для вас настоящими уроками жизни и помогут вам вырасти довольно таки неплохими людьми, каким стал сын писателя, для которого Лев Иванович и стал сочинять первые истории.

Захотелось ли вам прочитать другие произведения Л. Давыдачева?

  • Обращаю ваше внимание на выставку книг Л. Давыдачева. Все их можно взять в библиотеках нашего города и школы.

  • Я благодарю вас за активную работу на уроке.

  • За участие в инсценировке ребята получают

  • Катя за сообщение

  • За активное обсуждение книги

PS: — подумайте, как сделать так, чтобы учиться в школе и не отвечать на уроках (ваши идеи)



V


it Л&СЛ Л ШкМ. ^ЪШ


Ш)

В ssrgg UJiefi о и /



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.