Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе.
Тема урока: «Поэтическая речь в произведениях А. Л. Барто». Закрепление.
Тип урока: урок- путешествие
Цели:
-расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;
-формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
-побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
Задачи занятия:
-закрепление полученных знаний в игровой форме;
-введение новых слов в лексику детей;
-формирование полного ответа на вопрос;
-формирование умения работать в группе;
Оборудование: портрет А.Л. Барто, выставка книг, стихотворение «Мы не заметили жука», «Веревочка», аудиозапись стихов поэтессы.
I.Орг. момент.
— Как вы думаете, для чего люди путешествуют?
— Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.
II.Формулировка темы и постановка цели.
— Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие.
— Какие цели мы поставим перед собой, прежде, чем отправимся в путешествие?
Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.
Что за чудо — синий дом!=
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! ( Автобус)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)
—Итак, отправляемся в путешествие. (На доске появляется автобус или самолет, в зависимости от того, что выбрали учащиеся. Дети имитируют средство передвижения.
III. Актуализация знаний.
1 остановка.
— Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:
В ней поселились мудрецы
В застекленные дворцы.
В тишине наедине
Они откроят тайны мне.
—Сейчас мы отправимся в путешествие в школьную библиотеку.
Перед дверью, ведущей в школьную библиотеку, дети останавливаются и прочитывают табличку. Выясняется значение слова «библиотека». В библиотеке выставка книг с произведениями А. Л. Барто. Дети рассматривают книги, рассказывают, кто какие читал, находят книги А. Л. Барто на книжных полках.
— Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве?
— А.Л. Барто писала стихи для детей.
— Я вижу, что вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и ее произведениях?
IV. Работа с новым материалом.
Рассматривание портрета писательницы.
— Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова: « Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!».
— Это — известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек — стихи Агнии Барто.
-«Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: «Почитать тебе Барто?» — и он кивнет головой. Барто — это для него значит — понятные, веселые и интересные стихи, это значит — он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. (С. Михалков)».
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
— Перенесемся в другую библиотеку.
Дети имитируют передвижение.
— 1925 год. Библиотека балетной школы.
Мы оказались в просторном зале. На стульях сидят мальчики и девочки. У стены стоит учительница. Перед детьми стоит маленькая худенькая девочка лет 16. Она читает стихи, обращаясь к человеку с бородкой. Когда она закончила читать, человек встал , поблагодарил и с улыбкой сказал:
-А еще у вас стихи есть? Только не такие грустные. Знаете, вам надо писать стихи – веселые и смешные.
-Хорошо, я подумаю, Анатолий Васильевич.
Это была А. Л. Барто и народный комиссар просвещения Луначарский.
Прошло три года, и в 1928 году на большом концерте Барто читала свое стихотворение «Снегирь».
— Прочитайте самостоятельно стихотворение, подготовьтесь к выразительному чтению.
Дети читают стихотворение, текст, которого есть у каждого.
Вторичное чтение вслух, логически законченными частями. Обсуждение прочитанного.
2 остановка. «Детский сад»
— Всего несколько месяцев назад вы дошкольниками были и ходили…..(дети дополняют) в детский сад. В стране, по которой мы путешествуем тоже есть детский сад.
( Учитель прикрепляет к доске табличку с надписью «Детский сад»)
— Чем занимаются дети в детском саду?
(Учитель включает аудиозапись с циклом стихов «Игрушки» А. Л. Барто и предлагает детям послушать и, если есть желание, читать вместе с детьми, чье чтение записано на аудиокассету. После чтения учитель просит ребят вспомнить, когда они впервые услышали эти стихи, какие воспоминания связаны с ними, какое настроение они у них вызывают.)
Физкультминутка. Инсценировка отрывка из стихотворения «Веревочка»
3 остановка. «Школа».
Стоит дом,
Кто в него войдет —
Тот ум приобретет.
Дети отгадывают загадку.
(На доске появляется надпись «Школа».)
— Ребята, в этой школе учатся герои стихов А. Л. Барто. Давайте с ними познакомимся. Мне думается, что некоторые из них чем-то похожи на вас.
(ученики читают стихотворение.)
— Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?
— А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. Читая ее стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.
(ученики читают стихотворение « Любочка».)
— Согласны ли вы, что стихи А. Л. Барто – это «незаметное воспитание»?
Физкультминутка.
4 остановка «Переулок знатоков»
— Готовясь к сегодняшнему путешествию, мы с вами прочитали и запомнили много стихов А. Л. Барто. Приглашаю вас принять участие в конкурсе чтецов.
Дети читают понравившиеся стихи наизусть, объясняя, почему выбрали то или иное стихотворение.
— Сегодня прозвучало много стихов А. Л. Барто. Вы побывали и в роли слушателей, и в роли исполнителей. Давайте посмотрим, кто был самым внимательным.
(Избирается жюри из 3-х человек . Можно пригласить старшеклассников или родителей.)
— Работать будем в группах по 6 человек. У каждой группы текст викторины.
-Как зовут мальчика, героя стихотворения «Буква Р»?
-Что потеряла девочка в театре (стихотворение «В театре)
-О чем мечтает Маша в стихотворении «Первоклассница»?
— Кого было жалко Наташке в стихотворении «Не одна»?
-Как звали резиновую куклу, которую герои стихотворения мыли бензином?
-Как звали девочку-ревушку?
-Он – мальчик лет 8, ему бабушку купила пугач, но не отдала в руки.
-Герой стихотворения «Мама или Я?»
-Девочка, которая «тронь ее нечаянно, сразу «Караул!»
-Как зовут мальчика, который выручил бабушек, стал старшим братом, у него похудела черепаха, он вытряс из Андрюшки хитрости.
-«Устала болтать, помогите остановиться». От кого могла прийти такая телеграмма?
-«Таблицу умножения выучил». От кого могла прийти такая телеграмма?
-«Я не сижу на скамейке, а помогаю полоть сорняки, поливать растения». От кого могла прийти такая телеграмма.
Жюри подводит итог викторины.
V. Закрепление знаний.
— Подходит к концу наше путешествие. Возвращаемся в свой класс.
( Дети имитируют движение)
— Как называется страна, по которой мы путешествовали?
(Дети предлагают названия.)
— Что нового узнали?
VI. Итог урока:
— что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
-Достигли ли мы поставленных перед собой целей ?
— Какое стихотворение вам понравилось больше всего?