Бавыкина Светлана Аркадьевна
Класс: 4 «Е»
Дата: 18.10.2014
Предмет: математика
№ урока по расписанию: 2
Тема урока: Нахождение нескольких долей целого
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
Цели: учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Задачи: научить решать задачи на нахождение нескольких долей целого.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
1 этап Организационный момент: Слайд 1 — Наш урок будет состоять из нескольких этапов (частей). На каждом этапе вы будете вспоминать пройденное, изучать новое, закреплять изученное. Из этих этапов (частей) сложится целый урок. У вас на парте модель сегодняшнего урока – это мандарин. В конце урока мы к нему вернёмся, а пока… …Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем , запоминаем, Ни минутки ни теряем.
| Создаёт эмоциональный настрой на работу по новой теме. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Подготовка класса к работе. Планирование учебного сотрудничества с учителем. | |||||||||||||||
2 этап Проверка домашнего задания: Слайд 2 — Кто смог разгадать ребус на полях?
| Выводит на экран задание, вызывает учащегося к доске для комментированного выполнения задания.
| Анализируют задание, выявляют закономерность, объясняют последовательность выполнения. | |||||||||||||||
3 этап Актуализация знаний: Слайд 3 1.Индивидуальная работа по карточкам — Реши уравнения. (карточки крепятся на доске, по одному ученику с каждого ряда выходят решать уравнения.) х + 420 =1200 — 250 (2 ряд) х-16 =102:2 (3 ряд) — Поменяйтесь тетрадями, проверьте решение уравнения у своего соседа, при необходимости укажите на недочёты в работе. 2.Индивидуальная работа у доски — Вычисли удобным способом. (карточки крепятся на откидных досках) 23 + 24 + 25 + 26 + 27 (1вариант) 36 + 25 + 64 + 100 + 75 (2 вариант) 3.Устный счет: Переход на презентацию «Устный счёт» 1. Выполните действия. 2. Найдите Х. Переход на физкультминутку для глаз Переход на слайд 4 (основная презентация)
| Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения задания, контролирует выполнение работы, осуществляет выборочный контроль. Организует взаимопроверку. Побуждает к аргументированному высказыванию своего мнения. Организует фронтальную устную работу при выполнении задания на устный счёт. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу над заданием. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Выполняют задание в тетради, находят верный путь решения, сравнивают своё решение с решением одноклассника на доске, проверяют правильность выполнения задания у своего соседа, анализируют решение и делают выводы о правильности выполнения. | |||||||||||||||
4 этап Самоопределение к деятельности: Слайд 4 (У каждого ученика полоска цветной бумаги длиной 20 см.) —Возьмите полоску. Измерьте ее длину.
| Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Даёт комментарии к ходу выполнения. Побуждает к аргументированному высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к формулировке темы урока. | Выполняют задание учителя, комментируют полученные результаты, обсуждают ход выполнения задания. Анализируют выполненную работу, объясняют свой выбор. Формулируют тему и цель данного урока. | |||||||||||||||
5 этап Работа по теме урока: Слайд 6 Работа по учебнику
—Что находили во втором действии? (Длину четырех таких долей.)
Давайте сделаем вывод: Слайд 7 Чтобы найти несколько долей от целого надо: 1) найти величину одной доли 2) величину одной доли умножить на количество взятых долей
№291 (с. 64). Слайд 8
Переход на презентацию «Задачи»
—Сколько вопросов поставлено к одному условию? Сколько —Заполните таблицу к первой задаче и решите ее. на доске. Проверка.)
Решение; 36 : (21 : 7) = 12 (дн.). Ответ: 36 кг масла хватит на 12 дней. — Чем отличается вторая задача? (Расход масла за один день неодинаковый, он увеличивается на 1 кг.) (Заполнение таблицы на доске и в тетрадях.)
—Сколько знаков вопроса? Сколько действий будет в решении задачи? (Три.) (Те, кто знает, как решать задачу, записывают решение самостоятельно, с остальными работает учитель.)
3 + 1 = 4 (кг).) — Как ответить на главный вопрос задачи? (36: 4 = 9(дн.).)
| Организует учащихся для решения проблемной ситуации. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Напоминает обучающимся, как такое задание можно выполнить. Контролирует выполнение работы. Задаёт вопросы наводящего характера. Подводит обучающихся к выводу об алгоритме выполняемых действий. Организует самостоятельную работу с учебником, коллективную проверку выполнения задания. | Самостоятельно работают с учебником. Составляют план выполнения задания и определяют алгоритм для заданий предложенного типа. Выполняют задание в тетради. Производят самопроверку выполненного задания по образцу на доске. Строят цепочки логических рассуждений и делают выводы по ходу решения задачи. | |||||||||||||||
6 этап Физкультминутка: Слайд 9 Тема физкультминутки тесно связана с математикой. — Необходимо подпрыгнуть, если вы согласны с тем, что увидите на доске, или присесть, если не согласны, т.е. нашли ошибку.
| Обеспечивает мотивацию правильного и внимательного выполнения упражнений. Отмечает степень правильного выполнения. | Анализируют задание, делают вывод «верно-неверно», выполняют движение согласно своему выводу. | |||||||||||||||
7 этап Закрепление изученного материала: Слайд 10 Вычислите, чему равно: 12 км =(500м) 14 м =(25 см) 15 см =(2 мм) 110 дм =(1 см) Слайд 11 Найдите: 4/7 ОТ ЧИСЛА 28 2/6 ОТ ЧИСЛА 36 3/8 ОТ ЧИСЛА 72 | Устанавливает степень осознанности воспринятого учащимися материала. Делает первичное обобщение. Организует фронтальную работу у экрана и в тетради. Побуждает к высказыванию аргументированного мнения по ходу задания. Акцентирует внимание на результативных ответах обучающихся. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения и доказывая правильность своего решения. Осуществляют самооценку. | |||||||||||||||
8 этап Рефлексия: Слайд 12 Выполнение задания на странице 64.(самостоятельно) — Проверка задания: площадь одной доли каждого квадрата равна 1 см2 — Почему? Площадь всего квадрата равна 4 см2 4:4=1 (см2) – площадь одной доли — Найди площадь 34 долей каждого квадрата: 1∙3=3(см2) – площадь трёх долей
Переход на слайд «Рабочая тетрадь» (если есть время) Выполнение заданий в рабочей тетради (Самостоятельное выполнение. Учащиеся по цепочке называют ответы и объясняют решение.) № 9 (с. 54). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
—Оцените свою работу на уроке. — Вот теперь мы можем вернуться к модели урока – к мандарину. Отделите от мандарина столько долек (частей), сколько этапов урока у вас вызвали затруднение и положите на предложенную тарелочку (тарелочка на столе у учителя). — Я вижу, что затруднений было совсем мало, но нам надо будет ещё поработать. — Оставшиеся дольки вы сможете скушать на перемене!
| Организует рефлексию. Организует беседу по уточнению и конкретизации полученных знаний. Подводит учащихся к выводу о степени усвоения полученного на уроке материала. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | |||||||||||||||
9 этап Подведение итогов урока
| Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Осуществляет оценку учебной деятельности. | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | |||||||||||||||
10 этап Домашнее задание: Слайд 13 «Домашнее задание» Учебник: № 292, 294 (с. 64) | Даёт комментарий к домашнему заданию | Записывают задание в дневник. |