МБОУ СОШ №61 г. Иваново,

Орлова Татьяна Геннадьевна, учитель математики.

Пояснительная записка

Третий урок по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». На первом уроке отрабатывались умения и навыки сложения смешанных чисел, на втором уроке – вычитание смешанных чисел из натурального числа, на данном уроке – вычитание смешанных чисел, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.

В 2013 году отмечалось 95-летие Ивановской губернии, поэтому урок проходит в форме экскурсии по Ивановской области. Вообще, связь математического содержания урока с историей и географией родного края хорошо воспринимается детьми и оказывает на них серьезное воспитательное воздействие, активизирует познавательный интерес учащихся.

Дидактические игры, используемые на уроке, делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся положительный настрой на учение. Шифры и коды к заданиям позволяют учителю легко и быстро определить результат работы учащихся, а также дают дополнительную информационную справку.

Учебник: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Математика, 6. М. Мнемозина, 2008.

Конспект урока для 6 класса «Вычитание смешанных чисел»

Цели урока:

Обучающая: изучить правило вычитания смешанных чисел; вырабатывать навыки и умения вычитать смешанные числа.

Развивающая: развивать внимание, память, мышление, математическую речь учащихся.

Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимовыручку; прививать любовь к малой Родине.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-экскурсия.

План урока:

1. Организационный момент 1мин.

2. Проверка знаний учащихся 10мин.

3. Устная работа 5мин.

4. Актуализация опорных знаний 5мин.

5. Объяснение нового материала 5мин.

6. Закрепление изученного материала 13мин.

7. Дидактическая физкультминутка 2мин.

8. Итог урока 2мин.

9. Домашнее задание 2мин.

Оборудование:

1. Административная карта Ивановской области.

2. Математическое лото.

3. Кодированные упражнения.

4. Паззл.

5. Учебное электронное издание. Математика 5-11. Новые возможности для усвоения курса математики. ООО «Дрофа», 2004.

6. Рыбки- карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие ребят. Объявление учителем темы урока и запись её учащимися в тетрадях.

Постановка учащимися цели урока.

Учитель: сегодня наш урок будет посвящен 95-летию Ивановской губернии. Мы отправимся на экскурсию по родному Ивановскому краю, узнаем много нового и интересного, а для этого вы должны быть внимательны и активны на уроке.

2. Проверка знаний.

Учащимся даются задания.

1 ученик. Выполняет задание на компьютере. (УЭИ. Раздел «Числа и вычисления». П.3.5. Сложение и вычитание дробей, №9).

2 ученик. Работает с математическим лото.

Лото состоит из большой карты с заданиями и карточек с ответами, которых больше, чем заданий на большой карте. Учащийся выполняет упражнение и накрывает карточкой с ответом соответствующее задание на большой карте. Числа на оставшихся карточках надо расположить в порядке возрастания. Если примеры решены правильно, то буквы на обратных сторонах карточек составляют слова.

Большая карта с заданиями:

Карточки с ответами:

6

0

П р и в о л ж с к

Ш у я

После проверки задания учитель сообщает учащимся, что

Города Приволжск и Шуя – районные центры в Ивановской области. Приволжск славится производством ювелирных изделий, Шуя –изготовлением гармоней.

Учащиеся находят эти города на карте.

3 ученик. Собирает паззл.

Из карточек составьте равенства между обыкновенными и десятичными дробями.

.

4 и 5 ученики. Выполняют кодированные упражнения.

В-1. Вычислите и сократите результат:

1) ; 2) ;

3) ; 4) .

Кодированные ответы:

1) ; 2) ; 3); 4) 5; 5) ; 6) 7; 7) ; 8) ; 9) .

Ответ-код: 1871

В-2. Вычислите и сократите результат:

1) ; 2) ;

3) ; 4) .

Кодированные ответы:

1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) 7; 7) ; 8) 5,7; 9) .

Ответ-код: 1932

В 1871 году село Иваново, и Вознесенский Посад объединились в город Иваново-Вознесенск Шуйского уезда Владимирской губернии.

В 1932 году город Иваново-Вознесенск переименован в город Иваново.

6 ученик. Выполняет задание на закрытой доске.

Вычислите: а) ; б) ; в) ; г) .

Целые части полученных результатов составляют число 1918.

20 июня 1918 года – день рождения Иваново-Вознесенской губернии, в которую вошла северная часть Владимирской и южная часть Костромской области.

7 ученик. Опрос у доски + задание.

Как сложить смешанные числа, и на каких свойствах сложения основано сложение смешанных чисел? Решите уравнение: х.

Ответ: 21.

21 – количество административных районов Ивановской области.

Найдите и посчитайте их по карте.

3.Устная работа. (Проводится с остальными учащимися)

Вычислите: Н Ь

У М

Р Н

З Е

Е

Ф

Самостоятельно в тетрадях:

Расположите результаты первого столбца в порядке возрастания, а второго столбца в порядке убывания. Проверяем, получаются слова: Фрунзе, Мень.

Фрунзе Михаил Васильевич – первый губернатор;

Мень Михаил Александрович – действующий губернатор.

4. Актуализация опорных знаний

Посмотрите на карту Ивановской области. Какие крупные реки протекают по её территории?

Найдем их общую протяженность, выполнив действия (самостоятельно с последующей проверкой):

1); 2) ; 3) ; 4).

Выпишем целые части полученных результатов, получим число

3930км – общая протяжённость рек Ивановской области.

5. Объяснение нового материала.

-Посмотрите на карту, назовите крупные города нашей области. Найдем количество городов Ивановской области. Для этого выполним вычитание смешанных чисел, у которых дробные части имеют разные знаменатели. Подумайте, как это сделать. (Учитель комментирует и записывает решение на доске).

1) ; 2) .

Выпишем целые части полученных результатов, получим число

17 городов в Ивановской области.

Формулируется правило вычитания смешанных чисел, учащиеся находят его в учебнике.

6. Закрепление изученного материала.

1. Решить №377(з,и,к,л,м) на доске и в тетрадях. Учащиеся по цепочке выходят к доске, передавая следующему эстафетную палочку – мел.

з) ; и) ; к) ; л) ; м) .

На листочках, лежащих на партах изображена волшебная таблица. Пользуясь полученными результатами, учащиеся находят выигрышные ячейки и определяют шифр.

21 345кв. км – площадь Ивановской области.

1

2

3

4

5

6

7

8

Самостоятельно выполняют это упражнение:

1 ряд: н) ; 2 ряд: о) ; 3 ряд: п) .

-Проверьте себя с помощью волшебной таблицы и помогите товарищу по парте.

2. Самая крупная река – Волга. По нашей области Волга протекает на протяжении 173км. Чтобы отправиться в путешествие по Волге надо решить задачу.

№396. Теплоход по течению реки проходит 33км за 1ч. Скорость течения 2км/ч. Найдите скорость теплохода против течения.

3. Решить №379 по рядам. Обсудить в парах, в каких дробях надо выполнить действие.

1 ряд: б) ; 2 ряд: в) ; 3 ряд: г) .

Вычеркните из таблицы полученные ответы и соответствующие им буквы.

к

у

в

л

а

с

т

ь

1,3

Оставшееся в таблице слово:

Увать – древнее название реки Уводь, на которой расположен областной центр.

7. Дидактическая физкультминутка. (Проводится между выполнением тренировочных упражнений).

-Посмотрите на карту и найдите Горьковское водохранилище. Это любимое место отдыха настоящих рыбаков. Отправимся и мы на рыбалку. На закрытой доске прикреплены рыбки, на спинках которых изображены числа и соответствующие им буквы.

С ) ; У) ; Д) ; А) ; К) ; Щ) ; У) ; К) ; А) .

Рыба считается пойманной, если на ней изображено «волшебное» число, которое можно перевести в конечную десятичную дробь. Если число «волшебное» — поднимаем руки вверх, если нет – убираем руки за голову.

Из букв составить название хищных рыб, обитающих в водоемах Ивановской области.

8. Итог урока.

Чему мы научились?

Что нового узнали?

Как выполнить вычитание смешанных чисел?

Закончите предложение:

Мы хотим, чтобы наша область была….

9. Домашнее задание.

Выучить правило п. 12; №390, №415(е,ж,з,и).

Найдем эти упражнения в учебнике. Посмотрите, справитесь ли вы с домашним заданием?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here