Технологическая карта урока, разработанная в соответствии с ФГОС НОО
Плотникова Елена Алексеевна | |
Учебный предмет | Математика |
Автор учебника | М.И.Моро, 2014 год |
Класс | 1 класс |
Тема урока | «Ознакомление с задачей в 2 действия» |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
«Ознакомление с задачей в 2 действия» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во учебных часов | Раздел из учебного курса «Работа с текстовыми задачами» Урок №1. Всего в разделе 14 уроков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | Предметные результаты | Личностные и метапредметные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради. Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи. Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
| Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение(Регулятивные УУД). Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной тезаурус уроков | Задача, условие, вопрос, решение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология,окружающий мир | Индивидуальная (учебник, тетрадь), парная (работа в парах), фронтальная (учебная и организационно – деятельностная работа)
| — основные: учебник «Математика», часть 2, с.61 – 62, электронное приложение к учебнику М.И.Моро(решение задач в два действия) — дополнительные: — лист (для самооценки) — презентация «Задача» — шаги учебной деятельности — электронные физкультминутки — алгоритм самооценки — тетрадь по математике для обучающихся1 класса № 2, экран, проектор, компьютер | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели: — актуализировать требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; — установить тематические рамки; — уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
| Ученики проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. -Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Разгадывают ребус(задача) — А что такое задача? — Хотите узнать? (Да) Ученики проговаривают девиз урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». -Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) Ученикипроговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. — Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. — Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке). Ученики знакомятся с оценочной «Карточкой успеха», которую они будут заполнять на каждом этапе урока: если справились с заданием самостоятельно– будут закрашивать квадрат жёлтым цветом; если справились, но допустили ошибки — зелёным цветом, если не справились, возникли трудности с выполнением данного задания — красным цветом. «Карточка успеха»
| Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Учебно – познавательная деятельность. Постановка и решение учебно – практической задачи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания | Диагностические задания, результаты деятельности учеников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Актуализация знанийучащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: актуализировать опорные знания и способы действий; выявить уровни знаний.
| Работа в парах. Ученики рассматривают картинки с изображением аквариумных рыбок и ознакомятся с некоторыми из них.Работа по карточке№ 1
Занесите данные таблицы в пустую диаграмму. Напротив названия каждой рыбки закрасьте столько клеточков, сколько указано в таблице.
Оцените свою деятельность в « Карточке успеха».
Катя сделала 6 закладок, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделала Даша? — Что нужно найти в задаче?
— Как удалось получить результат? Какое решение записали? Ученикиоценивают свою деятельность в « Карточке успеха»
| Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Осуществлять самоконтроль и самооценку (Регулятивные УУД)
Осуществлять самоконтроль и самооценку (Регулятивные УУД)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Физминутка для глаз | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: создание условий для укрепления глазных мышц и снятия усталости, помощь школьникам в переключении их деятельности. | Посмотрите на экран и проследите за движущимися предметами. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Создание проблемной ситуации. Постановка цели и задач урока. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: организовать выполнения обучающимися пробного учебного действия; выявить места (шага, операции) затруднения. | Решите задачу На первой проволоке 7 шариков, а на второй – на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках? Запишите решение. — Какое решение записали? — Так, у нас получились разные решения. Странно! — Почему не смогли решить одинаково задачу, или вообще не решили её? — Какая проблема возникла? В чём затруднения? Чего мы не знаем? — Какова будет цель нашего урока? Нас. 62 учебника и прочитайте задачи урока. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III этап. Организация и самоорганизация познавательной деятельности обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Формирование новых понятий и способов действий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: организовать составления совместного плана действия; реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках.
| Под руководством учителя сформулировать план решения задачи — О чём говориться в задаче! (о шариках) — Давайте на экране сделаем схематический рисунок. — Что такое 7? (столько шариков на первой проволоке) — Обозначим этот отрезок на слайде. — Известно, сколько шариков было на второй проволоке? (нет) — А что сказано о числе шариков на второй проволоке? (их на 3 больше) — Что значит «на 3 больше»? (это столько же и ещё 3) — Можно ли узнать, сколько шариков на второй проволоке? (да) — Каким действием? (Сложением) — Запишите первое действие.(7+3=10(ш.)) — Повторим,сколько шариков на первой проволоке? На второй проволоке? — Можно ли теперь узнать, сколько шариков на двух проволоках? — Каким действием? (Сложением) — Запишите второе действие. (10+7=17(ш.))
-Ребята, удалось ли нам получить результат? — А сейчас давайте сравним нашу позицию с позицией учебника, как авторы рассуждали при решении данной задачи.с. 62 — Совпали наши позиции? (Да) — Ребята, как вы думаете, как называются задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие? — Задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие, называются простыми задачами. — Сегодня мы впервые встретились с задачей, в решение которой больше одного действия? Как вы думаете, как называются такие задачи? — Так вот, задачи, в решении которых больше одного действия, называются составными. — Ребята, чтоб вам было понятно, как решать данные задачи, каждый раз будем проговаривать план решения составной задачи. Обратите внимание на памятку,которая лежит у вас на столе. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: восстановление физических и духовных сил; снятие утомления. | Дружно с вами мы считали, про задачи рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
| Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: организовать выполнения обучающимися самостоятельной работы, самопроверки по эталону; выявить места и причины затруднения. |
Прочитайте задачу № 2,с.62 Читают задачу, пользуясь памяткой.Устанавливают зависимость между данными, представленными в задаче. Делают вывод, что нельзя ответить на вопрос задачи одним действием. Составьте план решения данной задачи (под руководством учителя). Запишите решение самостоятельно. Проверьте, справились ли вы с решение данной задачи. Удалось ли получить результат? Сравните свое решение с записью решения на слайде. Оцените свою деятельность в « Карточке успеха».
(Задание из электронного приложения к учебнику М.И.Моро) | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учитель задаёт вопрос: -Какова была тема урока? -Какие затруднения у нас возникли в начале урока? — Что мы делали, чтобы выйти из затруднения? — С какими понятиями познакомились на уроке? — Как отличить простую задачу от составной? — Какое умение развивали при выполнении заданий? -Всё ли у вас получилось на уроке? В чём вы затруднялись? При ответе можете использовать данные слова на доске. (Рефлексия) — Я попрошу вас оценить свою деятельность на уроке. Встаньте те, у кого в« Карточке успеха» больше квадратов жёлтого цвета. Возьмите жёлтый цветочек. — Поздравляю вас с успехом на уроке! — Встаньте те, кому нужна ещё помощь, у кого на карточке больше квадратов зелёного цвета. Возьмите зелёный цветочек. Замечательно, вы тоже не плохо потрудились. — Есть ребята, у кого много красных квадратов? Возьмите красный цветочек. Не расстраивайтесь, на следующем уроке у вас всё получиться! | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |