Муниципальное общеобразовательное учреждение

Информационно – технологический лицей № 24

Г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)

Работа с одарёнными детьми

на уроках математики и во внеурочной деятельности

5-11 класс

подготовила:

учитель математики

Веслополова Ольга Юрьевна

г. Нерюнгри

2011

Работа с одарёнными детьми

на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Веслополова Ольга Юрьевна, учитель математики

МОУ ИТЛ №24 г. Нерюнгри.

Работа с одарёнными детьми актуальна тем, что она определена обучением учащихся в общеобразовательном учреждении повышенного уровня, которое требует интенсивности образовательного уровня обучения. Содержание лицейского образования, используемые методы, средства, организационные формы обучения и педагогические технологии, ориентированные на развитие познавательных и творческих способностей обучающихся, формирование готовности к решению проблемных ситуаций действительности.

В лицее созданы все условия для работы и совершенствования своих методов и приемов в работе с одарёнными детьми , а также широкому участию обучающихся в различных видах олимпиад.

Как известно, что в педагогическом процессе основой работы с одарѐнными учащимися является совершенствование таких факторов как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы еѐ достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.

Чтобы реализовать это на практике, необходим целый комплекс мер в работе с одарёнными учащимися:

  • системный подход к обучению одарённых детей;

  • своевременная диагностика их способностей;

  • соответствующее их потребностям программное обеспечение;

  • предъявление им заданий более высокого мыслительного уровня.

Так как основой работы с одарёнными детьми является развитие творческих способностей, то особое внимание должно быть уделено развитию креативности мышления, которое опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей и самовыражения, т.е. способностью видеть проблемы, плавностью потока идей и мыслей, гибкостью и оригинальностью мышления.

Важную роль играет систематизированное наблюдение учителя за саморазвитием одарённого школьника. Ведь когнитивный стиль одарённого школьника базируется в своей основе на самоуправлении в умственной деятельности. Развитие самооценки связано с формирование у него такого личностного качества, как рефлексивность. Полноценное формирование действий самоконтроля и самооценки является условием становления рефлексии, средством еѐ функционирования.

Практика работа с одаренными детьми подтверждает и тот факт, что стратегию саморегуляции одарённого школьника определяет позитивная концепция учителя. Великий педагог К. Д. Ушинский на этот счѐт говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». Это в полной мере относится к работе с одарѐнными детьми, которая бы позволила свободно проявлять свои способности, развиваясь в силу своего дарования как уникальной личности.

Работа с одарѐнными детьми актуальна для меня и лицея, в котором я работаю, прежде всего, тем, что она определена обучением учащихся в общеобразовательном учреждении повышенного уровня, которое требует интенсивности образовательного уровня обучения. Содержание лицейского образования, используемые методы, средства, организационные формы обучения и педагогические технологии ориентированы на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, формирование готовности к решению проблемных ситуаций действительности.

Мы разработали программу деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми.

В этой программе выделяются элементы подготовки, которые опираются на глубокое толкование понятий и фактов, а также усвоение дополнительных сведений, идей и подходов. Ведь каждому одарѐнному школьнику нужно поставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам.

Важнейшие цели, которыми я руководствовалась при составлении программы, следующие:

во-первых, развитие творческих способностей учащихся, дивергентности мышления, т.е. способности видеть проблемы, плавности идей и мыслей, гибкости и оригинальности мышления;

во-вторых, самораскрытие одаренных учащихся, которая охватывает умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывает индивидуальные различия детей;

в-третьих, коммуникативная адаптация, где необходимы условия для взаимосвязи содержания и процессуальных компонентов, учения с социальными и эмоциональными аспектами деятельности учащихся, где одним из продуктивных результатов коммуникативной адаптации являются творческие, исследовательские работы;

в-четвѐртых, удовлетворение потребностей в новой информации, ведь одарѐнный ребѐнок должен быть широко информирован, его характеризует неуѐмное любопытство и самостоятельность в учении.

Практика показывает, что реализация данной программы способствует более детальному изучению и раскрытию индивидуальных способностей учащихся, поддержке саморазвития и самостановления ученика как личности, индивидуально-личностному развитию школьника, реализации индивидуального подхода обучения. Особо важную роль в реализации программы имеет образовательная среда, общая атмосфера, микроклимат в классе, где ценится ум, оригинальность мышления, творческая самостоятельность.

Занимаясь подготовкой к олимпиадам разного уровня, я, как учитель, понимаю, что одарѐнным детям нужна разноплановая подготовка и различные технологий которые используются для работы с ними.. Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся. Это — технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, технология личностно- ориентированного обучения и методика обучения в «малых группах».

I. Технология проблемного обучения.

Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность обучающегося может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

— осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

— формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

— доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

— общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения — развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет обучающимся приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

2. Методика обучения в малых группах.

Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что группа разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие эффективное.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ обучающиеся получают индивидуальные оценки, а «малые группы» — определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

3. Технология проектного обучения

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования — учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, позволяет обучающимся учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

4. Технология личностно-ориентированного обучения.

Личностно ориентированный подход в обучении — это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому обучающемуся, его творческой индивидуальности в условиях классно — урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества и развития каждого обучающегося.

Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная с учётом возможностей и способностей каждого. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ребенка, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития и в большей степени, чем традиционное обучение отвечает задачам работы с одаренными детьми.

Изначально система образования должна строиться в направлении от ученика к целям, содержанию и технологиям обучения и воспитания, а не наоборот.

Учет этой избирательности в обучении дает возможность не только повысить эффективность усвоения знаний, мотивацию учения, но и выявить устойчивость ее проявления на разных этапах школьной жизни. На этой основе может быть составлен «индивидуальный профиль» лицеиста как яркое проявление его индивидуальности. Этого можно достичь в обучении, целью которого является не обеспечение одинаковых условий для всех обучающихся и достижение каждым планируемых результатов, а создание самых разнообразных содержаний, методов и средств обучения, в которых обучающиеся выбирают и осваивают наиболее соответствующие их профилю варианты.

При личностно-ориентированном обучении каждый ребенок имеет возможность включить в процесс обучения свои собственные личностные функции, его субъектный опыт становится востребованными, а ученический коллектив предоставляет возможность совместного развития. Другими словами ученик становится подлинным центром образовательного процесса.

Целью личностно-ориентированного обучения является развитие личности лицеиста, стремление к переходу к саморазвитию, самопознанию, самоопределению, к выбору индивидуальной траектории обучения, формирование интереса к собственному я, кто на самом деле я, могу ли я, если захочу, быть успешным.

Таким образом, исходя из принципов личностно-ориентированного обучения:

  • ребенок учиться только через действие;

  • имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;

  • успешен в учении, когда ему хорошо, когда его поддерживают и вдохновляют.

Исходя из собственного опыта работы с одарѐнными детьми, остановлюсь лишь на некоторых основных моментах, имеющих непосредственное применение к основным формам подготовки учащихся к олимпиадам:

  • урок;

  • внеурочная работа

  • очно-заочное обучение.

1. Урок

Практика подтверждает, что глубоко не правы те учителя, которые не уделяют внимания при проведении уроков по подготовке учащихся к олимпиадам. Где, как не на уроке, именно одарѐнные дети могут отличиться от своих сверстников способностью придумывать что-то необычное, быстрее и оригинальнее других решать математические задачи. Учить же, развивать

одарѐнных детей только вне урока нереально, так как именно на уроке идѐт формирование интереса к предмету через решение нестандартных нетрадиционного содержания задач. Именно на уроке всегда можно найти место, где вместе с образовательными задачами решать и задачу развития ученика.

Основные задачи, которые я решаю в процессе преподавания математики, следующие:

  • выявлять и развивать продуктивное, эвристическое, творческое, дивергентное и креативное мышление учащихся;

  • формировать устойчивую мотивацию к учению и самосовершенствованию;

  • обучать навыкам самообразования и научно-исследовательского труда;

  • формировать внутреннюю потребность в непрерывном самосовершенствовании.

Эти задачи преподавания математики соответствуют социальному заказу общества, выявлению противоречий и затруднений, которые встречаются в массовой практике и успешно решаются в моѐм опыте работы.

Особое внимание обращаю на поддержку идей, способов мыслительной деятельности ученика, поиска различных возможностей решения задач, приобщаю школьника к творческой деятельности, использую различные формы инновационной работы, основанной на личностно-

ориентированном взаимодействии с обучающимся.

Чтобы довести каждого ученика до вершины Олимпа, я считаю, и уверена в этом, что нужно, начиная с 5 класса, развивать у учащихся мыслительную деятельность, погружать каждого ученика в творческое, исследовательское поле.

Для развития креативности мышления своих учеников я использую следующие учебные задания.

I. Задания для развития гибкости мышления.

Эти задачи требуют разработать несколько способов использования

законов и явлений.

В задачах на развитие гибкости мышления на уроках я стараюсь:

1. Установить взаимосвязи между изучаемым материалом и

конкретным заданием, для чего необходимо:

— вычленить проблему;

— составить план решения;

— сформулировать гипотезы;

— выбрать и обосновать лучший способ решения.

2. Установить сходство и различия, причинно-следственные связи.

3. Объяснить смысл явления с подтверждением закономерностей собственными примерами.

Задания для развития гибкости мышления включаю в устный счѐт, чем развиваю у детей не только гибкость мышления, но и понимание взаимосвязей между величинами.

На одном и том же уроке мы решаем примеры и задачи различных типов, разбираем, обсуждаем и сравниваем условия и особенности их решения.

II. Задания для развития оригинальности мышления.

В задачах такого вида я учащимся предлагаю следующую схему рассуждений:

  1. Определить «правильность» условия задачи.

  2. Придумать свою, необычную задачу.

  3. Предложить совершенно иной способ решения данной задачи.

Я вижу, что выполняя подобные задания, мои ученики с удовольствием находят недочѐты в предлагаемых мной заданиях, придумывают свои варианты, в том числе задачи с фантастическими, несуществующими персонажами.

III. Задания для развития беглости.

По моему мнению, нахождение нескольких возможных решений, выбор лучшего способа решения, установление сходства и различия, определение причинно-следственных связей помогают обучать на уроке навыкам самообразования и научно-исследовательского труда.

навыкам самообразования и научно-исследовательского труда.

IV. Задания для развития креативности мышления.

Для развития креативности мышления, умения мыслить и действовать самостоятельно, иметь собственное независимое мнение я предлагаю такие задания:

  1. Сформулировать свои вопросы.

  2. Определить, в чѐм заключается противоречие, сформулировать и конкретизировать его.

  3. Высказать свои критические замечания.

  4. Самостоятельно оценить ответы одноклассников.

  5. Исправить ошибки.

V. Задания для развития логического мышления.

Особое внимание в своей педагогической практике я уделяю заданиям по развитию логического мышления, т.к. умение логически мыслить, на мой взгляд, — одно из непременных условий формирования всесторонне развитой личности. С этой целью я включаю в образовательный процесс особые правила решения логических задач:

  1. Переформулировать задачу, перевести еѐ с образного, художественного языка на математический.

  2. Выбрать рациональное решение и довести его до логического окончания.

  3. Определить, все ли данные задачи использованы при решении.

  4. Установить, приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задачах.

Моѐ глубокое убеждение, что задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процессов. Решение задачи является процессом, показывающим творческую деятельность индивидуума, решающего данную задачу. Именно в ней выражается новое пробуждение мысли.

Для меня решение любой задачи — это сложный комплекс, в состав которого входят активно действующие математические знания и соответствующие им специальные умения и навыки, опыт в применении и определѐнная совокупность сформированных свойств мышления или мыслительных умений. Мыслительные умения – это органичное сочетание качеств научного мышления, определѐнных нравственных качеств личности (увлечѐнности, настойчивости, стремления к творчеству и т.п.).

При решении математической задачи перед учащимися я ставлю проблему, начиная от преобразования условий задачи с помощью некоего инструментария (соответствующие знания, умения и навыки) до получения необходимого результата. На мой взгляд, подобное преобразование это как раз и есть процесс создания чего-либо нового, в данном случае решения, а активный поиск пути решения это и есть процесс творческого мышления учащихся, что для меня является основополагающим в работе.

Для развития дивергентного (открытого, творческого) мышления и выявления личностей, способных видеть и ставить задачи, стремящихся выйти за рамки поставленных условий, я использую следующие виды творческих задач.

  1. Исследовательская задача.

  2. Конструкторская задача.

  3. Прогностическая задача.

  4. Задача с достраиваемыми условиями.

  5. Нестандартная задача.

  6. Занимательная задача.

2. Внеурочная работа

В своей внеклассной и внешкольной работе я использую новые формы работы такие, как математические турниры, математические бои, математическая регата. Это очень интересные и захватывающие мероприятия, которые детям очень нравятся.

Подобного рода мероприятия очень полезны для обучающихся в познавательном развивающем направлении, ведь за регату предлагается 12 задач, если учесть, что учитель после каждого тура подробно разбирает решение задач, причём несколько способов. Дети приучаются работать в группах, помогают, объясняют друг другу те вопросы, которые вызывают наибольшие затруднения, учатся также сопереживать, болеть друг за друга и команду в целом.

Для развития предметных компетентностей учащихся, направленных на совершенствование умения решать задачи в самом широком смысле слова, на основе постепенного и последовательного овладения различными этапами общего метода решения задач, приемами составления «задач-спутников», обращением к аналогиям, обобщению и специализации я составила рабочую программу по математике для довузовской подготовки старшеклассников. На занятиях мы разбираем решение нестандартных задач группы С.

Таким образом, приходим к выводу, что в работе с одарёнными детьми нужно и надо использовать всевозможные формы внеклассной и внешкольной работы, главное, чтобы было интересно детям и приносило пользу.

  1. Очно-заочное обучение.

Из опыта знаю, что работа с одарёнными детьми – это многогранный процесс, и только всестороннее комплексное его использование принесёт определённые плоды. Очень помогает обучению в заочной физико-технической школе при МФТИ, ЗФМШ при НГУ, ЗФМШ при МГУ, дистанционной математической школе «Школа плюс» Новосибирского центра продуктивного обучения.

Хочу обратить ваше внимание на работу этой школы.

ДМШ адресована учителям математики, занимающимся дополнительным математическим образованием учащихся 2-10-х классов. О системе работы школы можно узнать по адресу: ds _nsk @mail .ru . Годовой цикл рассчитан на 20-30 часов и завершается дистанционной олимпиадой. Обучающимся прошедшим полный годовой цикл выдается сертификат.

Такая форма обучения не даёт малейшей возможности застояться, остановиться (иначе будешь отчислен), а с другой стороны, приучает учащихся работать индивидуально в меру своих способностей и возможностей реализовать себя

В ходе проведения занятий я пытаюсь развивать логическое мышление обучающихся, математическую интуицию, учу переформулировать задачи, выделять частные случаи, обобщать, прививаю навыки ведения дискуссии, обсуждения задач. Большое внимание уделяю умению обучающихся применять нестандартные методы для решения различных задач.

В своей работе стараюсь использовать принципы:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Вместе с тем ресурсов одного учителя бывает недостаточно для подготовки обучающегося к олимпиаде. Для хорошего выступления обучающихся требуется работа команды. Благодаря совместной деятельности по работе с одарёнными детьми, у меня сложились тесные отношения с преподавателями СВФУ («Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»). Мы приглашаем преподавателей для проведения на базе лицея семинаров для одарённых школьников и учителей математики лицея.

Сетевое взаимодействие направлено на выявление и методическое сопровождение одаренных обучающихся, интересующихся математикой, способных к логическому мышлению, готовых прилагать усилия для достижения целей.

Занятия по сетевому расписанию предусматривали возможность привлечь талантливых учащихся, разработать и внедрить многоуровневую схему подготовки к олимпиадам (как поставленную ближайшую задачу). Такая система способствует эффективному созданию условий для выявления, развития талантливых обучающихся и их социально- психологической поддержки, если они в ней нуждаются.

Сетевая работа ориентирована на раннее выявление склонностей детей к математическому мышлению, создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала, создание условий для вовлечения в научно- исследовательскую деятельность, обеспечения всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.

Такое сетевое взаимодействие можно осуществить при помощи обучающей среды Moodlе. Moodlе предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде – разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Эта программу можно использовать для создания и проведения дистанционного курса.

Мной и учителем информатики Чистяковой Риммой Нагиджановной разработан курс «Аналитическая геометрия». Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов и направлен оказать помощь при решении задач повышенной сложности уровня С.

Олимпиадный тренинг как подготовка обучающихся к олимпиаде достаточно эффективен. Особенное внимание уделяется тем разделам, на которые традиционно мало внимание уделяется в школе на уроках или вообще не рассматриваются такие как: метод математической индукции; знание элементарных фактов и теорем геометрии.

Разрабатываются формы мониторинга достижений и потребностей, обучающихся принимающих участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня и форм.

В 2011–2012 учебном году в целях повышения эффективности подготовки к ЕГЭ по математике, Московский институт открытого образования (МИОО) продолжает проведение серии диагностических и тренировочных работ по математике для обучающихся IX и XI классов общеобразовательных учреждений.

В этом году лицей вошел в список участников СтатГрада. Мы приняли участие в диагностических работах по математике, физики, биологии, химии, литературе. В ноябре был открыт многоцелевой банк заданий по многим предметам. Принимая участие, в работе СтатГрада мы знакомимся с уровнем предлагаемых заданий, обучающиеся могут по независимой экспертизе проверить свои знания и приготовиться к государственному экзамену. Уровень предлагаемых тестов высокий. Есть над чем задумать.

Ожидаемые результаты в ходе реализации программы мы видим в:

1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

2. Изменении шкалы социальных ценностей молодежи лицея на увеличение значимости такой категории как «знание».

3. Увеличении числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

4. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

5. Организации проектно-исследовательских работ учащихся.

6. Повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

7. Создании системы работы с одаренными детьми.

8. Разработке и апробации новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми.

9. Выявлении проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Практика моей работы показывает, что работа с одарёнными детьми даёт возможность развивать способности ребёнка, используя личностно-ориентированное обучение и формировать их познавательные и исследовательские компетенции.

Используемая литература:

1. Рождение победителя. Методические рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам по предметам естественно-математического цикла. Белгород: БРИПКППС, 2005.

2. Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – 4-е изд.

М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Барулин В. В. Одарённость. Проблемы и исследования. //Лучшие

страницы педагогической прессы. № 6. 2003. С.83-92.

4. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников/М.: Сентябрь, 2003.

5. Психологические проблемы самореализации личности. Вып.5/Под. ред.

Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылёвой.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,

2001.

6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения

школьников/М.: «Сентябрь», 2003.

7. Хабибуллин К. Я. Обучения учащихся творческой деятельности в

процессе решения задач//Школьные технологии. № 4. 2002. С.115-119.

8. Хоменко Н. Н. Теория решения изобретательских задач –

ТРИЗ//Школьные технологии. № 5. 2000. С. 215-218.

9. Ширяева В.А. К вопросу о том, как мы учим: «закрытая» задача сегодня

«открытая» задача завтра//Школьные технологии. № 4. 2002. С.174- 188

10. Инновационный проект подготовки учащихся к олимпиадам. авт.-сост. В.В.Пустовалова.- Волгоград: Учитель,2011. С.131-135.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here