Ленинградская область
Волосовский район
МОУ «Бегуницкая СОШ»
Математика
1 класс
Тема урока «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»
УМК «Школа России» Сергованцева Ольга Григорьевна,
учебник «Математика» учитель 1 «Б» класса.
1класс.
Авторы учебника:
М. И. Моро, С. И. Волкова,
С. В. Степанова,
Москва «Просвещение»
2011 г.
д. Бегуницы
2013 г.
Тема урока: Общие приемы вычитания с переходом через десяток.
Тип урока: открытие нового знания.
УМК: «Школа России»
Учебник: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, 1 класс.
Проблема: как вычитать числа с переходом через десяток.
Новое знание: при переносе чисел с переходом через десяток используем прием вычитания по частям прием, основанный на взаимосвязи суммы и слагаемых.
Цели: познакомить с общими приемами табличного вычитания в пределах 20.
Задачи: развивать умение решать простые и составные задачи;
Формировать УДД.
Предметные:
-
правильно вычитать числа с переходом через десяток.
Личностные:
-
проявлять интерес к новому знанию.
Метапредметные УДД:
регулятивные:
-
определять цель деятельности на уроке;
-
учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные:
-
работать с учебником, находить в нем информацию о вычитании чисел с переходом через десяток;
коммуникативные:
-
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач;
-
слушать и понимать речь других.
Ход урока
-
Организационный момент (1 мин.)
— Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, всё ль у вас в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-
Актуализация знаний (10 мин)
-
Запись числа
-
Минутка чистописания. Запись числа 11.
— что можете сказать о числе 11?
— повторим состав числа 11. ( запись состав числа 11 цепочкой)
* Устный счёт
1. Математический диктант (читаю примеры , дети пишут ответы)
8+3 6+6 7+6
7+7 7+4 8+5
7+5 9+9 8+8
9+4 8+6 6+5
8+7 9+5 8+4
9+8 9+2 9+3
* Проверяем, читаем ответы каждого столбика .
Итоги: Быстро и правильно решили примеры.
2. Запишите выражения и вычислите результаты
1 слагаемое 9
2 слагаемое 5
Найдите сумму
Прочитайте выражение, объясняя как решали.
Уменьшаемое 15
Вычитаемое 5
Найдите разность
Прочитайте выражение, объясняя как вычитали
3. Работа над задачами
* Катя вырезала для украшения класса 10 флажков. Ей осталось вырезать ещё 5.
Сколько всего флажков надо вырезать Кате?
* Кате надо вырезать 15 флажков . Она вырезала 10 флажков.
Сколько флажков ей осталось вырезать?
*Катя вырезала для украшения класса 10 красных флажков и 5 синих.
На сколько меньше синих флажков вырезала Катя, чем красных?
Итоги: Молодцы! Работали быстро и правильно.
-
Физминутка
— Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
-
Создание проблемной ситуации (5 мин.)
— В математике очень много вычислений с числами, где надо выполнить переход через десяток. На уроках математики будем знакомиться с этими приемами. А сейчас отгадайте загадку:
— Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался….(колобок) Выставляю рисунок Колобка.
— Сегодня мы составим математическую сказку о Колобке и научимся решать новые примеры на вычитание.
5. Работа с презентацией.
2 слайд. Учитель читает начало сказки.
3 слайд. Решение примеров и задачи:
16-6-*=7 13-3+*=18
11-1-*=8 17-7+*=14
15-5-*=4 12-2+=19
Малыш съел 2 плюшки, а Карлсон – на 5 плюшек больше. Сколько плюшек съел Карлсон?
4 слайд. Учитель читает дальше сказку.
5 слайд. Вот такие примеры решал Колобок. Решите их и вы.
20-10-4= 12-2-8= 2+7-5=
2+8-3= 3=6-4= 13-3=
— Посмотрите на примеры внимательно.
— Какой пример отличается от других? (13-3, т.к. в нем 1 действие).
— Придумайте и решите примеры, похожие на этот.
Ученики составляют примеры, цепочкой:
11-1 16-6 12-2
17-7 14-4 18-8
15-5 19-9
6 слайд. Учитель читает сказку дальше.
7 слайд. Из каких фигур построим корабль? (дети записывают номера фигур)
— Проверяем.
8 слайд. Учитель читает.
— Закатился Колобок на кораблик и поплыл.
Вокруг много примеров. И начал он думать, как их решить.
Примеры оказались новыми.
9 слайд.
— Давайте подумаем, как решить примеры. На помощь Колобку пришли его друзья, маленькие Колобки.
1 способ:
— Как мы вычитаем число 5? (по частям)
— Почему мы сначала вычли 2? (чтобы получить 10)
— Почему потом вычли 3? (потому что надо вычесть 5, а 5 –это 2 и 3)
Ученики ещё раз читают первый способ вычитания по учебнику и записывают решение в тетрадь:
12 -5 =7
2 3
2 способ:
— Колобок решил этот пример и по-другому. Он вспомнил, что 12 – это 5 да 7.
— Как этот пример помог Колобку решить новый пример? (если из суммы 12 вычесть одно слагаемое — 5, то получим другое слагаемое – 7)
Чтение второго способа в учебнике и запись в тетради:
12 – 5 = 7
5 7
6.Работа с учебником, с. 81.
* Решение примеров № 2 с комментированием, цепочкой.
11 слайд. Учитель читает.
— Увлекся Колобок решением примеров и не заметил, как подкралась Лиса и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем!»
— Не ешь меня, я выполню все твои задания!
12 слайд.
— И задала Лиса ему задание: решить 2 задачи.
Задачу 1 решаем устно.
Задачу 2 решаем коллективно, составляем план решения задачи.
— Что узнаем сначала?
— Что узнаем потом?
Запись решения самостоятельно. Проверка. Запись ответа под диктовку учителя.
13 слайд. Чтение учителем.
7. Итоги урока
— Какие новые вычислительные приемы мы разбирали сегодня?
— Кому нравится первый способ вычитания — по частям?
— Кому проще вычитать по таблице вычитания?