Ленинградская область

Волосовский район

МОУ «Бегуницкая СОШ»

Математика

1 класс

Тема урока «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»

УМК «Школа России» Сергованцева Ольга Григорьевна,

учебник «Математика» учитель 1 «Б» класса.

1класс.

Авторы учебника:

М. И. Моро, С. И. Волкова,

С. В. Степанова,

Москва «Просвещение»

2011 г.

д. Бегуницы

2013 г.

Тема урока: Общие приемы вычитания с переходом через десяток.

Тип урока: открытие нового знания.

УМК: «Школа России»

Учебник: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, 1 класс.

Проблема: как вычитать числа с переходом через десяток.

Новое знание: при переносе чисел с переходом через десяток используем прием вычитания по частям прием, основанный на взаимосвязи суммы и слагаемых.

Цели: познакомить с общими приемами табличного вычитания в пределах 20.

Задачи: развивать умение решать простые и составные задачи;

Формировать УДД.

Предметные:

  • правильно вычитать числа с переходом через десяток.

Личностные:

  • проявлять интерес к новому знанию.

Метапредметные УДД:

регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные:

  • работать с учебником, находить в нем информацию о вычитании чисел с переходом через десяток;

коммуникативные:

  • осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач;

  • слушать и понимать речь других.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин.)

— Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, всё ль у вас в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. Актуализация знаний (10 мин)

  • Запись числа

  • Минутка чистописания. Запись числа 11.

— что можете сказать о числе 11?

— повторим состав числа 11. ( запись состав числа 11 цепочкой)

* Устный счёт

1. Математический диктант (читаю примеры , дети пишут ответы)

8+3 6+6 7+6

7+7 7+4 8+5

7+5 9+9 8+8

9+4 8+6 6+5

8+7 9+5 8+4

9+8 9+2 9+3

* Проверяем, читаем ответы каждого столбика .

Итоги: Быстро и правильно решили примеры.

2. Запишите выражения и вычислите результаты

1 слагаемое 9

2 слагаемое 5

Найдите сумму

Прочитайте выражение, объясняя как решали.

Уменьшаемое 15

Вычитаемое 5

Найдите разность

Прочитайте выражение, объясняя как вычитали

3. Работа над задачами

* Катя вырезала для украшения класса 10 флажков. Ей осталось вырезать ещё 5.

Сколько всего флажков надо вырезать Кате?

* Кате надо вырезать 15 флажков . Она вырезала 10 флажков.

Сколько флажков ей осталось вырезать?

*Катя вырезала для украшения класса 10 красных флажков и 5 синих.

На сколько меньше синих флажков вырезала Катя, чем красных?

Итоги: Молодцы! Работали быстро и правильно.

  1. Физминутка

— Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. Создание проблемной ситуации (5 мин.)

— В математике очень много вычислений с числами, где надо выполнить переход через десяток. На уроках математики будем знакомиться с этими приемами. А сейчас отгадайте загадку:

— Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался….(колобок) Выставляю рисунок Колобка.

— Сегодня мы составим математическую сказку о Колобке и научимся решать новые примеры на вычитание.

5. Работа с презентацией.

2 слайд. Учитель читает начало сказки.

3 слайд. Решение примеров и задачи:

16-6-*=7 13-3+*=18

11-1-*=8 17-7+*=14

15-5-*=4 12-2+=19

Малыш съел 2 плюшки, а Карлсон – на 5 плюшек больше. Сколько плюшек съел Карлсон?

4 слайд. Учитель читает дальше сказку.

5 слайд. Вот такие примеры решал Колобок. Решите их и вы.

20-10-4= 12-2-8= 2+7-5=

2+8-3= 3=6-4= 13-3=

— Посмотрите на примеры внимательно.

— Какой пример отличается от других? (13-3, т.к. в нем 1 действие).

— Придумайте и решите примеры, похожие на этот.

Ученики составляют примеры, цепочкой:

11-1 16-6 12-2

17-7 14-4 18-8

15-5 19-9

6 слайд. Учитель читает сказку дальше.

7 слайд. Из каких фигур построим корабль? (дети записывают номера фигур)

— Проверяем.

8 слайд. Учитель читает.

— Закатился Колобок на кораблик и поплыл.

Вокруг много примеров. И начал он думать, как их решить.

Примеры оказались новыми.

9 слайд.

— Давайте подумаем, как решить примеры. На помощь Колобку пришли его друзья, маленькие Колобки.

1 способ:

— Как мы вычитаем число 5? (по частям)

— Почему мы сначала вычли 2? (чтобы получить 10)

— Почему потом вычли 3? (потому что надо вычесть 5, а 5 –это 2 и 3)

Ученики ещё раз читают первый способ вычитания по учебнику и записывают решение в тетрадь:

12 -5 =7

2 3

2 способ:

— Колобок решил этот пример и по-другому. Он вспомнил, что 12 – это 5 да 7.

— Как этот пример помог Колобку решить новый пример? (если из суммы 12 вычесть одно слагаемое — 5, то получим другое слагаемое – 7)

Чтение второго способа в учебнике и запись в тетради:

12 – 5 = 7

5 7

6.Работа с учебником, с. 81.

* Решение примеров № 2 с комментированием, цепочкой.

11 слайд. Учитель читает.

— Увлекся Колобок решением примеров и не заметил, как подкралась Лиса и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем!»

— Не ешь меня, я выполню все твои задания!

12 слайд.

— И задала Лиса ему задание: решить 2 задачи.

Задачу 1 решаем устно.

Задачу 2 решаем коллективно, составляем план решения задачи.

— Что узнаем сначала?

— Что узнаем потом?

Запись решения самостоятельно. Проверка. Запись ответа под диктовку учителя.

13 слайд. Чтение учителем.

7. Итоги урока

— Какие новые вычислительные приемы мы разбирали сегодня?

— Кому нравится первый способ вычитания — по частям?

— Кому проще вычитать по таблице вычитания?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here