Павлова Е.Ю. учитель высшей категории ГБОУ гимназии № 1

города Похвистнево Самарской области

ТИКО – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Объемного моделирования. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

Тема: Числа от 10 до 20. (урок математики в 1 классе)

Цели:

  • упражнять в чтении, моделировании, записи и сравнении чисел второго десятка на основе практической работы с конструктором ТИКО;

  • отрабатывать навыки конструирования;

  • обучать взаимодействию, работе в паре, распределению функций между учащимися во время совместного конструирования.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

  • умение действовать в соответствии с алгоритмом;

  • исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;

  • представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Ход урока

  1. Организационный момент

Я приглашаю вас на урок – открытие новых знаний. Проверим, готовы ли мы отправиться в путь.

В дорогу мы возьмем багаж:

Линейку, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж.

Как понимаете слово саквояж?

Проверьте свои предположения по словарю. (Группы проверяют по орфографическому словарю, в Интернете – викисловарь).

Саквояж (буквально дорожная сумка) – багажная принадлежность, как правило, кожаная, среднего или чуть больше среднего размера с небольшой ручкой.

Зачем нам целый саквояж знаний? (Для открытия новых знаний необходимо использовать уже имеющиеся).

  1. Актуализация опорных знаний.

За 5 минут составить как можно больше примеров из конструктора ТИКО «Арифметика» с ответом 10. (Проверка 1, 2, 3 –покажи).

Расскажите все, что знаете о числе 10.

  1. Открытие нового знания.

Составьте из маленьких квадратов дорожку (в наборе ТИКО «Геометрия» их ровно 10).

Какой длины получилась дорожка?

Давайте договоримся, что маленькие квадраты – это единицы, а прямоугольники будут обозначать десятки.

Кто понял, какой фигурой мы можем заменить 10 маленьких квадратов? Сколько возьмем прямоугольников, объясните.

Составьте число 12. Кто расскажет, как он рассуждал?

Сколько в числе 12 десятков и единиц?

Составьте число 14. Сколько десятков и единиц?

Сравните числа 12 и 14. Каким способом это можно сделать?

1 способ – пересчет квадратов.

2 способ – приложение квадратов друг к другу.

3 способ – наложение фигур друг на друга.

Вывод: 12 ˂ 14

  1. Первичное закрепление.

Задания по группам: сравнить с помощью квадратов числа 17 и 15, 14 и 16, 13 и 15, 18 и 20.

У группы, которая сравнивает 18 и 20 проблема, т.к. маленьких квадратов только 10, что делать? (Заменить прямоугольником). Группа рассказывает все, что знает о числе 20.

(Группы по ходу работы заполняют карточки: □ ˂ □

10 + 7 = □

+ □ = 17

17 — □ = 10

17- 10 = □ и т.д

  1. Повторение и обобщение.

Слуховой диктант

Приготовьте детали: большой квадрат – 1 (Что можете о нем рассказать? Длина стороны – 10 см, т.е. 1 дм), квадрат маленький – 3, прямоугольник – 1, шестиугольник – 2.

Задание:

А) Соедините маленькие квадраты друг за другом. Расположите фигуру горизонтально.

Б) К первому и третьему квадрату снизу прикрепите по одному шестиугольнику.

В) К первому и второму квадрату сверху прикрепите большой квадрат.

Г) К большому квадрату слева по центру горизонтально прикрепите прямоугольник.

Какая фигура получилась?

Сосчитайте, сколько фигур вы использовали для конструирования танка?

Сколько надо прибавить к 7, чтобы получилось 10?

Какое двузначное число спряталось в фигуре танка?

  1. Итог и рефлексия.

Что нового узнали?

Что понравилось?

В чем испытывали затруднение?

Покажите свою активность на уроке? (ладошка)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here