Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Клочковская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края

Урок математики в 5 классе по теме

«Сложение и вычитание дробей

с одинаковыми знаменателями»

Урок разработала учитель математики

Рожкова Н.А.

с. Клочки

2013 г.

Введение

Данный урок является последним уроком в теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем»,т.е.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Исходя из этого поставлены следующие

Цели урока:

Образовательные:

* формирование знаний о правиле сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

* овладение учащимися правилами на уровне обязательной подготовки.

Развивающие:

* развивать:

1) навык:

— сравнения дробей,

— обозначения и нахождения доли числа,

— нахождения неизвестных компонентов при сложении и вычитании;

2) вычислительные навыки учащихся через использование рациональных способов;

3) надпредметные навыки учащихся: постановка цели, самоконтроль и взаимоконтроль, умение обобщать и делать выводы;

4) внимание учащихся;

Воспитательные:

*воспитывать у учащихся :

— личностную рефлексию,

— сознательное отношение к труду,

— аккуратность.

При постановке целей урока, я исходила из того, что учащиеся владеют основами данной темы. В начале урока все учащиеся привлекаются к постановке цели урока для себя (целеполагание), т.е. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Исходя из целей урока, подобрано содержание образования. Оно соответствует принципам личностно-ориентированного обучения, особенностям развития учащихся данного класса, их уровню обученности и обучаемости.

Реализация целей осуществляется в течение всего урока. При организации урока учитываются:

Средства обучения: интерактивная доска; слайды; тетради учащихся, карточки для индивидуальной работы; учебник «Математика 5», Н.Я. Виленкин, «Мнемозина», 2007 г.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная;

Методы обучения: иллюстративный, проблемно-сообщающий, частично-поисковый (сочетание репродуктивных и продуктивных методов);

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный;

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

На уроке реализуются основные психологические и валеологические требования.

Развитие навыка работы над изученной темой осуществляется путем чередования разных видов деятельности учащихся, что способствует и снятию утомления. Логически продуман переход от одного вида деятельности к другому. На уроке обеспечивается активное участие каждого ученика в процессе образования. Темп и ритм урока оптимальны. Задания для самостоятельной работы подобраны с учетом осуществления дифференцированного подхода к сильным и слабым ученикам.

При подведении итогов урока проводится рефлексия, дается балльная и вербальная оценка деятельности учащихся.

Методическая цель данного урока: организация учебной деятельности учащихся с использованием ИКТ.

Ход урока.

Деятельность учителя

Время

(минут)

Деятельность учащихся

1. Организационный момент:

-приветствую учащихся,

-проверяю их готовность к уроку, явку на урок (взглядом).

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

2. Проверка домашнего задания

(Слайды 2-5)

3. Работа над пройденным материалом

(слайд 6)

1.- Какова тема нашего урока?

— Откройте тетради и запишите

дату и тему урока.

— Какие операции с дробями вы

уже умеете выполнять?

— Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

— Какие умения и навыки мы будем совершенствовать?

— Я думаю, что нам всем вместе удастся добиться успеха в достижении поставленных целей.

Поэтому девизом нашего урока будут слова «В споре рождается истина» (слайд 7)

— Сформулируйте правило сложения дробей.

(слайд 8 – 1 часть)

— Сформулируйте правило вычитания дробей.

(слайд 8 – 2 часть)

— А какие действия с дробями мы еще можем проводить?

Сформулируйте правило сравнения дробей.

(слайд 8 – 3 часть)

2. Выполнение заданий из учебника

— № 1017 (б, г, е)

— 1012 (в)

(слайд 9)

3. Устный счет

(слайд 11)

4. № 1018(а, в)

Когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.

5. Физминутка

Потрудились – отдохнём

Встанем , глубоко вдохнём,

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Отвели свой взгляд налево,

Отвели свой взгляд направо,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд.

— Садимся удобно за парту и продолжаем работать.

6. № 1014 (слайд 12)

4. Домашнее задание

1039

1042 (слайд 13)

5. Подведение итогов урока.

— Удалось ли вам достичь тех целей, которые вы ставили перед собой в начале урока?

— Если не удалось, то почему?

-Что предстоит для этого сделать? (слайд 14)

— Давайте оценим свою работу на сегодняшнем уроке.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке (слайд 15)

и выставляет им отметки.

1

3

31

2

3

Приветствуют учителя и садятся за парты

Учащиеся обозначают устно доли чисел.

(передают тетради с домашним заданием на первую парту)

Проговаривают тему урока

Записывают в тетради дату и тему урока

— Складывать, вычитать, сравнивать.

Называют задачи поочередно

— Совершенствовать навык сложения, вычитания, сравнения дробей…….

Проговаривают правило (2-3 чел)

Проговаривают правило (2-3 чел)

Сравнение дробей.

Формулируют

Работают в тетрадях, на интерактивной доске поочередно 3 человека с комментированием.

Работают самостоятельно.

(проверяют по слайду 10)

Вычисляют и проговаривают правило нахождения неизвестного компонента).

В это время несколько учащихся работают по индивидуальным карточкам и сдают их на проверку учителю

(см. приложения).

Выполняют задание самостоятельно по вариантам.

(Проверка: работа в паре)

Повторяют движения за учеником.

Садятся за парту

Коллективный разбор задачи и запись решения на доске (1 чел) и в тетрадях

Записывают задание в дневник, обращаются к заданиям и задают вопросы (у кого они возникли) по выполнению д/з.

— На уроке я узнал…

— Мне было легко…

— Я пока затрудняюсь…

— Я узнал новое…

— Я понял, мне необходимо поработать над темой…

Проводят взаимооценку

Заключение

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого учащегося ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.

Для обучения деятельности использовала побуждающий и подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока.

В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, воображение, стимулировала желание узнать больше, используя при создании слайдов местный материал. Использовала задания развивающего характера. Создавала «ситуацию успеха», когда ребенок выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, индивидуальные и парная формы работы.

На уроке были реализованы принципы наглядности, индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На этапе рефлексии каждый ребенок попытался сам оценить свою работу. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

Литература:

  1. Виленкин Н.Я., «Математика 5», «Мнемозина», 2007 г.

  2. Диск «Учим дроби»

  3. Чесноков А.С., «Дидактические материалы по математике, 5 кл», М, 2006 г

Приложения:

1 1.Обозначь дробью закрашенную часть фигуры (ответ запиши под фигурой в квадратике):

  1. Обозначь дробью незакрашенную часть фигуры (ответ запиши под фигурой в квадратике):

2 1.Обозначь дробью закрашенную часть фигуры (ответ запиши под фигурой в квадратике):

2.Обозначь дробью незакрашенную часть фигуры (ответ запиши под фигурой в квадратике):

3

Сравни дроби:

а)   б)   в)   г)  

д)   е)  ж)  

4

Вычисли:

а)  +  =  б)  +  =  в)  = 

г)  +  =  д)  =  е)  +  = 

Запиши выражение, в ответе которого получилась неправильная дробь:

5

Вычисли:

а)  =  б)  =  в)  +  = 

г)  =  д)  +  =  е)  +  = 

Запиши выражение, в ответе которого получилась неправильная дробь:

12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here