Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Началовская средняя общеобразовательная школа»
Приволжского района Астраханской области
Путешествие в страну математику
(Игра для учеников 4 класса)
подготовила
учитель математики
Пономарева Светлана Федоровна
с. Началово
2011
«Путешествие в страну математику»
.( Игра для учеников 4 класса)
Цели:
-
показать красоту математики, её роль в нашей жизни;
-
развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность обучающихся;
-
вырабатывать интерес к предмету.
Оборудование:
-
проектор;
-
жетоны;
-
раздаточный материал;
-
презентация.
(На доске висит плакат с нарисованной страной «Математика» и по ней идет игра. Ребята выбирают ту остановку, которая им нравится. Эту игру могут вести старшеклассники.)
Ведущий:
Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим на всё взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может и учёным
И будешь математику любить
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, мы посетим страну Математику. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, на берегу озера Ребусного, отдохнем на поляне Фигурной, посетим замок Эрудит, пройдём по Сказочному лесу, и одолеем гору Художественную, остановимся на улице Поэтической и побываем на острове Капитанов. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания. Находчивость и смекалку. За правильные ответы команды будут получать жетоны, а в конце путешествия мы определим команду-победительницу. Не забудем мы и про ваших болельщиков, они тоже будут помогать своим командам за их правильные ответы команде дополнительный жетон. Маршрут путешествия вы будете выбирать сами. Итак, в путь!
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач.
Мы в поход отправляемся смело-
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся. Что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Перед тем как выбрать, маршрут давайте познакомимся с командами.
(Представления команд на 3-5 минут например: название, эмблема, девиз).
Попасть в страну Математика, минуя деревню Историческая, нельзя. Поэтому первую остановку мы отдохнём перед трудным путешествием, а в это время ребята из старших классов расскажут нам о знаменитых людях – математики (Ребята из старших классов показывают презентации о знаменитых ученых математики: Пифагор, Архимед)
1.Озеро Ребусное
Здесь командам предлагается решить ребусы и расшифровать анаграмму.
Ребус:
1.
Т 4=А
2.
Анаграмма: ЛОМОЦДЕ
2.Поляна Фигурная
На этой поляне надо из данных геометрических фигур сложить квадрат. Для этого готовый квадрат разрезается на части, образуя различные фигуры. Участники игры должны собрать этот квадрат заново.
3.Замок Эрудит.
Здесь командам предлагается ответить на 6 вопросов для каждой команды. За каждый правильный ответ жетон.
1.На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось на грядке? ( ни одного)
2. Дед, баба, внучка, жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12)
3.Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)
4. 7*8 = (56)
5.Какие геометрические фигуры есть у вас во рту? (углы)
6.Сколько лет рыбачил старик из сказки «О рыбаке и рыбки» прежде, чем ему попалась золотая рыбка? (30 лет и3 года)
1.Горело 5 свечей. Одну из них потушили. Сколько свечей осталось? (одна остальные сгорели)
2.Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)
3. 9*8 = (72)
4.Цифра в классном журнале – это ….(отметка)
5.В комнате – четыре угла. В каждом углу сидит по кошке. Напротив каждой кошки ещё три кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4)
6.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (корень)
1.Какая цифра красуется в каждой витрине? (три)
2.По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? (9)
3. 6*7 = (42)
4.Один ослик нёс 10 кг сахара, а другой 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее?
5.Сколько героев в сказке «Курочка Ряба»? (4)
6. Какие цифры «пишут» лётчики в небе? (восьмёрки)
4.Гора Художественная
Командам надо на альбомном листочке нарисовать картину с помощью математических знаков и цифр. Потом рассказать, что они нарисовали. У какой команды больше использовано знаков и цифр та и выиграла.
Пока команды рисуют проводится игра с болельщиками. (Назвать песни, где упоминаются цифры).
5.Улица Поэтическая
Команде надо придумать четверостишье на заданные рифмы.
Остаток – недостаток
Частное – опасное
Копейка – линейка
Скобка – коробка
Пока команды думают и сочиняют проводиться игра с болельщиками: «Устный счёт»
От каждой команды приглашается болельщик из зала и получает карточку с заданием. (На обратной стороне карточки можно нарисовать разные картинки, связанные с математикой). К каждой карточке приколота конфета. Если болельщик правильно ответил, то конфета его, и за правильный ответ команда получает дополнительный жетон.
Примеры: (25*4-5*20)*17= 278:(234:9-26)= (12*5-20*3)*19=
После проверки заданий болельщиков
Ведущий: Попав как множитель средь чисел
Нуль сразу сводит всё на нет
И потому в произведенье
Нуль один за всех несёт ответ
Относительно деленья
Школьник, помни твердо то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено!
(Старшеклассники показывают небольшую сценку про ноль)
Ведущий: Вот это Ноль иль ничего,
Послушай сказку про него
Сказал весёлый круглый ноль
Соседке единице:
Ноль: С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.
Ведущий: Она окинула его сердитым
Гордым взглядом
Единица: Ты, ноль, не значишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Ведущий: Ответил ноль:
Ноль: Я принимаю свою вину, что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Длина и худощава.
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль
Пусть говорят, что мы ничто,
С двумя нулями вместе.
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести.
6.Сказочный лес
Каждая команда получает карточки с заданиями. Выполните действия и расшифруйте запись.
1234 3214 12345 12453 12343 34312
лето ? сайра ? насос ?
7. Ведущий: Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути
Владеть он будет океаном: воздушным, водным и земным.
Остров капитанов
Вызываются капитаны команд, они должны за 1 мин. назвать по таблице цифры? Кто больше тому 3 жетона, чуть поменьше 2 жетона, и 1 жетон. (На экране проектируется таблица).
Заключение: На этом наше путешествие подошло к концу. Как вам оно понравилось? (можно сделать солнышки из разных цветов и прикрепить на ватман.) Жюри подводит итоги. Идёт награждение.
Список использованной литературы
1.Газета Математика издательский дом «Первое сентября» №45, 1998 г.
2.Газета «Последний звонок», №5, 2005г.
3.Газета Математика издательский дом «Первое сентября» №24, 2002 г.
4. Интернет-ресурсы.