Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

«Лексика. Фразеология»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна

г. Москва

2014

Цели и задачи:

1)проверить знания учащихся по темам «Лексика. Фразеология»;

2)развивать умение учащихся работать с текстом

Контрольная работа

Часть 1

1.Укажите слова, которые не являются синонимами:

а)учитель-преподаватель б)злой- жестокий в)думать – мыслить г)глубоко-мелко

2.Укажите слова, которые являются антонимами:

а)очи – глаза б)болезнь – недомогание в)поднимать- опускать г)старательный-усердный

3.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Беды да печали на ПОЧТОВЫХ примчали:

а)неологизм б)устаревшее в)заимствованное г)многозначное

4.Укажите слова с иноязычными корнями:

а)акваланг б)челобитная в)фонетика г)терраса д)пахать

5.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Дубровский хорошо знал СИИ места:

а)архаизм б)историзм в)неологизм г)диалектизм

6.Укажите исконно русские слова:

а)агнец б)белый в)цитата г)глава д)голова

7.Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Мы поехали в лес, или, как говорят у нас, в ЗАКАЗ:

а)общеупотребительное б)устаревшее в)диалектизм г)профессионализм

8.Укажите самое старое слово:

а)кроссовки б)ботфорты в)пейзаж г)магнитофон

9.Определите значение выделенного устаревшего слова в предложении В ХОЛЕ да в почёте всяк умён:

а)забота, уход б)сильный мороз в)свобода в проявлении чего-нибудь д)обилие материальных ценностей, денег

10.Восстановите пословицу, вставив на месте пропуска диалектное слово

Сладко , да дело знает

а)говорит б)рассказывает в)бает г)толкует

11.Какое сочетание слов не является фразеологизмом:

А)хороший товарищ б)играть роль в)закадычный друг г)заклятый враг

12.В каком ряду приведены фразеологизмы-синонимы:

а)кот наплакал, видимо-невидимо

б)шутливый, ироничный

в)попасть впросак, попасть в трудное положение

г)от альфы до омеги, от корки до корки

Прочитайте текст

(1)Загадка – жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. (2)Загадка – испытание сообразительности отгадывающего. (3) Понятие «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати» — думать, рассуждать; отсюда «гадание» — раскрытие скрытого.

(4)В основе многих загадок лежит метафора. (5)Однако метафоричность не обязательное условие жанра: ряд загадок построен на образном определении тех или иных признаков неназванного предмета. (6)Иногда загадка представляет собой прямо поставленный вопрос, часто шутливого, юмористического характера. (7)Чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную сферу, ему не свойственную: «Белое поле, черное семя; кто его сеет, тот разумеет (книга, письменная речь).

(8)Издревле загадка служила одним из средств передачи знаний от старшего поколения к младшему. (9) Она была неотъемлемой частью народной педагогики, средством воспитания остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления. (10)Игровой характер подобного метода обеспечил его популярность и в общении родителей с детьми разного возраста, и на молодёжных посиделках, где в долгие зимние вечера звучали песни, прибаутки, загадывались друг другу загадки. (11)Здесь же устраивались и состязания по составлению загадок, приобщавшие собравшихся к народным поэтическим традициям, побуждавшие к творчеству.

13.Определите тему текста:

а)загадка б)метафора в)народные традиции г)роль загадки в воспитании

14. Какое высказывание противоречит содержанию текста?

а)Загадка как жанр народного творчества восходит к глубокой древности.

б)В основе любой загадки лежит метафора.

в)При помощи загадок старшее поколение передавало свой опыт младшему.

г)Загадка – испытание сообразительности отгадывающего.

15.К какому стилю относится текст?

а)разговорный б)публицистический в)официально-деловой г)научный

16.Найдите среди предложений 10-11 слово со значением «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений»________________________

17.Какое из слов является термином:

а)метафора б)поколение в)сообразительность г)творчество

Часть 2

1.Дайте определения:

Синонимы –

Антонимы –

Диалектизмы –

Профессионализмы –

Общеупотребительные слова –

Заимствованные слова –

Исконно русские слова –

Неологизмы –

Архаизмы –

Историзмы –

2.Выпишите из предложений синонимы:

Командир хвалил Ваську за смелость и решительность. Мария Дмитриевна, медсестра, тоже превозносила его талант разведчика и безудержную отвагу.______________________________________________

3.Выпишите из предложения антонимы:

Смотри же, без меня тут не ленись, не хандри, а работай. ______________

4.Замените архаизмы современными синонимами:

Вирши — __________________

Брег — ____________________

Десница — _________________

Ланиты — __________________

5.Подберите к иноязычным словам синонимы:

Фантазия — ___________________

Комфортный — ________________

Дискуссия — __________________

Аргумент — __________________

6.Объясните фразеологизмы:

Лезть в бутылку — ________________________________

Дать голову на отсечение — _________________________

Перемывать косточки — ___________________________

Кануть в Лету — _________________________________

7.Замените слово фразеологизмом:

Бездельничать — ___________________________________________

Обманывать — _____________________________________________

Мало — ___________________________________________________

Быстро — __________________________________________________

Список использованной литературы:

1.Нарушевич А.Г., Голубева И.В. «Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты. 6 класс». – М.: «Просвещение», 2014. – С. 17-30.

2.Поникарова Л.А., Бабаркина О.А. «Русский язык. Лексика, фразеология, стилистика в таблицах и заданиях». – М.: «Просвещение», 2012. – С. 4-41.

Ответы:

Часть 1

Часть 2

1

г

2

Смелость – решительность — отвага, хвалил — превозносила

2

в

3

Ленись — работай

3

б

4

Стихи, берег, правая рука, щеки

4

а, в, г

5

Мечта, уютный, спор, доказательство

5

а

6

Горячиться, быть уверенным, сплетничать, исчезнуть

6

б, д

7

Бить баклуши, водить за нос (вешать лапшу на уши), кот наплакал (с гулькин нос), сломя голову

7

в

8

8

б

9

а

10

в

11

а

12

г

13

а

14

б

15

г

16

традициям (традиция)

17

а

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here