Урок по русскому языку в 4 классе на тему:
«Имя числительное: общее значение».
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи.
Задачи:
-
познакомить учащихся с порядковыми и количественными числительными
-
формировать умение находить числительные в тексте
-
формировать умение задавать вопросы к числительным
-
научить учащихся различать порядковые и количественные числительные.
Оборудование:
Учебник: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. Русский язык 4 класс. М., — «Вентана – Граф», — 2008.
В.Волина Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО», 1996.
Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. М., Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
Карточки, наглядные пособия.
План урока
-
Организационный момент
-
Подготовительный этап
-
Изучение нового материала
-
Физкультминутка
-
Закрепление
6) Итог урока.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организа- цинный момент
2.Подготови- тельный этап
3.Изучение нового материала
4.Физкульт- минутка
5.Закрепление
6 Итог урока.
|
— Здравствуйте ребята. — Садитесь. Посмотрите, у всех есть книга, тетрадь, ручка.
— Ребята, на доске написаны слова, давайте прочитаем их и вставим пропущенные орфограммы. Считать, ты, девять, к…рандаши, деревя…ный, в…далеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умн…жать, шесть, умный, п…рта, вычитать, м…шина, вы.
— Молодцы ребята. Теперь назовите имена существительные. — Запишите их. Назовите имена прилагательные. — Запишите их. Назовите глаголы.
— Запишите их. Назовите местоимения. — Запишите их. Назовите наречия.
— Запишите их. Ребята, посмотрите у нас остались слова. Как вы думаете почему?
— Правильно. Слова девять, второй, шесть – это имена числительный. Имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов – два стола, пять дней, шестнадцать этажей – или порядок предметов при счете – второй стол, пятый день, шестнадцатый этаж.
А сейчас ваш одноклассник расскажет вам историю возникновения части речи.
— Вот видите ребята, какая важная часть речи имя Числительное. Числительные бывают двух видов:
Имена числительные, которые называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько? Это количественные числительные (восемь,два,четыре). Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопрос Какая? Какой? Какое? Какие? Это порядковые числительные (первый, пятый, седьмой). Например, сколько страниц? Семнадцать. Какая страница по счету? Семнадцатая. Сколько остановок? Пять. Какая остановка по счету? Пятая. Откройте учебник на странице 77. Прочитайте задание.
— Сделайте два столбика. Озаглавьте первый сколько? Второй, какой? Будем выполнять работу по цепочке. Сколько? Какой? Восемь, десять, третий, Двадцать, пятнадцатый, Восемнадцать, второй, сорок Один, пятьдесят, шестой, сотый. Одиннадцать, Тридцать три.
— К данному упражнению я добавила слова. Давайте, выполним самостоятельно, а потом проверим. — Молодцы ребята.
— Ребята, вы, наверное устали. Давайте проведем физкультминутку.
Мы писали, мы писали наши пальчики устали. Мы немножко отдохнем и опять писать начнем.
— Как вы думаете, на какую часть речи похоже имя числительное? — Правильно. Но отличаются они тем, что числительное можно записать цифрой, а существительное нельзя. Например, два – 2, двойка — ? Пять – 5, пятерка — ? Теперь давайте запишем предложения и постараемся найти, где существительное, а где числительное.
1) На столе лежало семь книг (числит) 2) Автобус семерка проехал мимо меня (сущ) 3) Маша съела четыре конфеты (числит) 4) Сегодня на уроке Маша получила четверку (сущ). — Молодцы ребята.
— А теперь от количественных числительных нам нужно образовать порядковые числительные. Сколько? Два, одиннадцать, тринадцать, пятнадцать, семнадцать, девятнадцать, восемь, девять, шесть, четыре. — Молодцы. Запишите их. А теперь попробуйте сделать самостоятельно, а потом вместе проверим. Пять, двенадцать, четырнадцать, шестнадцать, восемнадцать, двадцать.
— Молодцы ребята. Откройте учебник на стр.78 упр.3. Прочитайте задание.
Когда три курицы идут, Порядок соблюдая, То первой первая идет, За ней спешит вторая. А третья, как там ни крути, Всегда шагает позади.
— Назовите числительные.
— Какие это числительные?
— Молодцы. Запишите. — Откройте стр. 77 упр.2. Прочитайте задание. Неделя. Вместе с другом захотели Мы однажды подсчитать: Сколько дней у нас в неделе – Три, четыре или пять? Мы до вечера пыхтели, Но найти ответ сумели, И ответа нет верней: Ровно семь в неделе дней. — Назовите числительные. — Задайте вопросы и определите, какие это числительные. — Запишите в тетради числительные вместе с вопросами. — Посмотрите на задание ниже. Прочитайте.
Понедельник — ….. день недели, вторник — …, среда — ….., четверг — …., пятница — …, суббота — …, воскресенье — …. — Задайте к ним вопросы. Какие это числительные? Запишите в тетрадь.
— А теперь небольшая самостоятельная работа. Выпишите и определите, какие это числительные.
От тебя до профессора идти пятнадцать минут. От профессора до школы – столько же. На пришивание одной пуговицы мы затратили семь плюс четыре и плюс восемь, затратили девятнадцать минут. Теперь, конечно, дело пойдет быстрее. Натренировались. Считай – по пятнадцать минут. На брюках их пять, а на пиджаке – четыре. Простой расчет!
— Ребята, скажите, с какой частью речи мы сегодня познакомились? — Что называет имя числительное?
— На какие два вида делятся числительные? — На какой вопрос отвечают количественные числительные? — На какие вопросы отвечают порядковые числительные? — Молодцы ребята. А теперь давайте запишем домашнее задание стр.78 упр.4. |
— Здравствуйте. — У всех.
Дети читают слова хором. — Слова: карандаши и парта это словарные слова, их написание надо запомнить. — Слово деревянный пишется с удвоенной -н- так как это слово исключение. — Слово вдалеке пишется слитно, так как это наречие. — В слове умножать пишется буква о, проверочное слово умножить. — карандаши, парта, пенал, машина. — быстрый, умный, деревянный. — считать, умножать, вычитать. — ты, он, вы. — вдалеке, завтра.
— Эти слова не относятся ни к одной из перечисленных частей речи.
— Числительные любят счет! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая. А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора. — Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное подсчитайте количество голосов. Кто–то крикнул «Много», и Существительное подхватило: — Много! — Вы же не считали! Или вы не хотите считать? — Уважаемый Председатель,- вступился Глагол. – Существительное умеет считать по порядку, у него единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества. — Но кто же тогда подсчитает нам голоса?- расстроился Председатель. — Числительное!!! Хором выдохнул зал. Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
— Запишите в два столбика: 1)количественные числительные 2)порядковые числительные
— Сколько? Двенадцать, семь, семьдесят, Четыре, восемь, двадцать пять. Какой? Девятый, пятый, двадцать шестой, четвертый, сорок восьмой.
— на существительное
— в первом и третьем предложении числительное
— Во втором и четвертом предложении существительное.
— Какой? Второй, одиннадцатый, тринадцатый, пятнадцатый, семнадцатый, девятнадцатый, восьмой, девятый, шестой, четвертый.
— пятый, двенадцатый, четырнадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый, двадцатый.
— Прочитайте текст. Найдите и выпишите имена числительные. Задай к ним
вопросы и определи, какие это числительные – порядковые или количественные.
— три, первой, первая, вторая, третья. — три – колич. числительное. Первой, первая, вторая, третья – порядковые числительные. — Прочитай стихотворение. Выпиши имена числительные, задай к ним вопросы.
— три, четыре, пять, семь. — Сколько? Количественные числительные.
— Продолжи предложение, используя имена числительные. — первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой. — Какой? Порядковые числительные.
— Имя числительное.
— количество предметов, порядок предметов при счете.
— количественные и порядковые. — Сколько
— Какой? Какая? Какое? Какие?
|
От тебя до профессора идти пятнадцать минут. От профессора до школы – столько же. На пришивание одной пуговицы мы затратили семь плюс четыре и плюс восемь, затратили девятнадцать минут. Теперь, конечно, дело пойдет быстрее. Натренировались. Считай – по пятнадцать минут. На брюках их пять, а на пиджаке – четыре. Простой расчет!
| |
От тебя до профессора идти пятнадцать минут. От профессора до школы – столько же. На пришивание одной пуговицы мы затратили семь плюс четыре и плюс восемь, затратили девятнадцать минут. Теперь, конечно, дело пойдет быстрее. Натренировались. Считай – по пятнадцать минут. На брюках их пять, а на пиджаке – четыре. Простой расчет!
| От тебя до профессора идти пятнадцать минут. От профессора до школы – столько же. На пришивание одной пуговицы мы затратили семь плюс четыре и плюс восемь, затратили девятнадцать минут. Теперь, конечно, дело пойдет быстрее. Натренировались. Считай – по пятнадцать минут. На брюках их пять, а на пиджаке – четыре. Простой расчет!
|
От тебя до профессора идти пятнадцать минут. От профессора до школы – столько же. На пришивание одной пуговицы мы затратили семь плюс четыре и плюс восемь, затратили девятнадцать минут. Теперь, конечно, дело пойдет быстрее. Натренировались. Считай – по пятнадцать минут. На брюках их пять, а на пиджаке – четыре. Простой расчет!
| От тебя до профессора идти пятнадцать минут. От профессора до школы – столько же. На пришивание одной пуговицы мы затратили семь плюс четыре и плюс восемь, затратили девятнадцать минут. Теперь, конечно, дело пойдет быстрее. Натренировались. Считай – по пятнадцать минут. На брюках их пять, а на пиджаке – четыре. Простой расчет!
|