Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Петропавловского района Алтайского края

Конспект урока
по развитию речи

Сочинение

по картине М.А. Врубеля

«Царевна – Лебедь».

Подготовила

учитель начальных классов

Прокопьева Людмила Николаевна

с. Алексеевка

2014

Тема: Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь».

Цель:

  • Учить детей описывать картину;

  • Формировать умение составлять художественное описание картины;

  • Уметь определять основную мысль сочинения;

  • Выбирать точные слова в устной и письменной речи для описания картины;

  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства;

  • Развивать чувство прекрасного.

Ход урока.

I. Подготовка к восприятию картины.

Дети, дома вы прочитали сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Какие необычные, фантастические элементы вы бы выделили в этой сказке?

(Царевич Гвидон в бочке растёт «не по дням, а по часам», за один день превращается из ребёнка в юношу; за одну ночь на пустынном острове появляется большой и красивый город; на острове живёт чудо – белка, которая грызёт золотые орехи и вынимает из них изумруды; остров охраняют тридцать три богатыря, которые живут в море; Гвидон встречает чудесную птицу – лебедя, которая говорит человеческим голосом и выполняет все его просьбы: превращает его то в муху, то в шмеля, то в комара; Гвидон убивает коршуна, который оказался злым колдуном и превратил прекрасную девушку в лебедя).

Найдите и зачитайте отрывок из сказки, где описывается чудесная

царевна – Лебедь.

За морем царевна есть.

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выплывает, будто пава;

Сладку речь – то говорит,

Будто реченька журчит.

Каким вы представляете облик царевны – Лебеди?

  1. Вступительное слово учителя.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье военного юриста. Он учился в Санкт-Петербургской Рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников, в Рисовальной школе Общества изящных искусств в Одессе, позднее состоял вольнослушателем Академии художеств.

В 1884 году художник уезжает в Киев. Там он участвовал в реставрации Кирилловской церкви XII века, для которой написал несколько самостоятельных композиций. Реставрировал росписи в куполе собора святой Софии. Он совершил поездку в Венецию для изучения техники рисования старых мастеров.

Михаил Александрович Врубель начал работать как художник в конце XIX начале XX века. Он был очень разносторонним живописцем: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого, декорации к оперным спектаклям, скульптуры. Врубель был другом художников Васнецова и Серова, известного певца Шаляпина. Живя в Москве Врубель сблизился с Саввой Ивановичем Мамонтовым, принимал участие в начинаниях его художественного кружка – работал в Абрамцевской гончарной мастерской.

С Мамонтовым и его семьёй художник совершил поездки по Европе, побывав в Италии, Франции и Германии, проездом в Греции и Константинополе. В 1896 году Михаил Александрович в Женеве обвенчался с Надеждой Ивановной Забелой, артисткой Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Жена Врубеля Забела-Врубель была талантливая певица. Она первой исполняла заглавные роли в операх «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» замечательного русского композитора Римского-Корсакова. Врубель очень любил музыку этого композитора и охотно создавал для его опер декорации и эскизы костюмов. Художник признавался, что музыка к опере «Сказка о царе Салтане» вдохновила его на создание картины «Царевна-Лебедь».

Прослушайте в записи арию царевны-Лебеди из оперы Римского-Корсакова «сказка о царе Салтане». Определите характер музыки арии.

Сравните образ героини в опере с образом лебедя в сказке Пушкина.

(Музыка Римского-Корсакова нежная, чистая, словно по камушкам речка течёт, а в сказке Пушкина сказано: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»).

III. Рассматривание репродукции картины М.А.Врубеля.

  1. Какой сказочный герой изображён на картине? (На картине изображена сказочная, очень красивая царевна).

  2. Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица). (У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти. У неё чёрные длинные ресницы и густые брови. Её чёрная коса опускается ниже пояса).

  3. Рассмотрите головной убор и платье царевны. (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. Они переливаются и светятся. На лоб спускается сетка из жемчуга. На кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя).

  4. Почему художник показал нам вечер? (Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным).

  5. Где происходит событие, изображённое на картине? (Событие происходит в море, вдали виден остров).

  6. Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы? (Для изображения сказочной царевны художник выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая и нежная. А природу изобразил тёмными, густыми красками: синими, тёмно-красными, серыми и сиреневыми).

  7. Какое настроение создаёт картина? Что хотел сказать живописец картиной? (Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение).

IV. Речевая подготовка.

Подберите синонимы к словам:

  • Художник – живописец, мастер кисти;

  • Создаёт – пишет (но не описывает и не рисует);

  • Картина – полотно, репродукция, холст;

  • Блестит – искрится, сияет, сверкает;

  • Поражает – удивляет, изумляет (богатство тонов).

Следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).

V. Составление и запись плана.

  1. Остров в море.

  2. Прекрасная царевна.

  3. Чары волшебника.

  4. Превращение в лебедя.

  5. Мольба о помощи.

  6. Спасение.

VI. Написание сочинения.

В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности в описании, грамотного письма. Конечно, ваши сочинения будут разными.

VII. Домашнее задание.

Отредактировать написанное в классе. Написать окончательный вариант сочинения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here