Класс: 1
Тема: Звук и буква Т т.
Цель: познакомить с согласным звуком [т] и буквой, который он обозначает.
-
Знать гласные звуки и буквы, изученные согласные звуки и буквы; для чего используются заглавные буквы; слова, с изученной буквой; характеристику согласных звуков.
-
Уметь читать слоги и слова с изученными буквами; отвечать на вопросы; производить звуковой анализ слов; находить изученную буквы в ряде букв.
-
Развивать мышление, память, устную логическую речь, внимание, каллиграфические навыки; воспитывать интерес к уроку.
Оборудование: карточки с изученными буквами, синий и красный домик, картинки – отгадки, напечатанные слоги и слова, карточки с заданиями.
Ход урока
-
Мотивационно – целевой этап урока
-
Эмоциональный настрой
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
-
Актуализация знаний
-
Игра «Спрятанные буквы»
В классе в разных местах, спрятаны карточки с изученными буквами. Ребятам необходимо найти все буквы. Кто нашел букву, называет слово, которое начинается на эту букву.
-
Беседа
— какие это буквы? (согласные и гласные)
— чем гласные буквы отличаются от согласных?
— что такое звук, что такое буква?
-
Игра «Распредели буквы»
На доске 2 домика – синий и красный. Необходимо распределить все найденные буквы в два столбика и доказать свой ответ.
-
Тема и цели урока
-
Все ли буквы алфавита мы знаем?
-
Что мы должны сегодня сделать?
-
Познавательно – закрепляющий этап урока
-
Отгадывание загадок
Для того, чтобы узнать, с какой мы познакомимся буквой, вам, необходимо отгадать загадки. Слова отгадки и будут подсказкой. Будьте внимательны.
-
Живет в нем вся вселенная
А вещь обыкновенная! (телевизор)
-
Через поле и лесок подается голосок
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там! (телефон)
-
Золотая голова, велика, тяжела
Золотая голова, отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)
-
Овсом его не гонят
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. (трактор)
-
То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей – ка.
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (тетрадь)
К каждой отгадке показываю картинку.
— Что общего у этих загадок?
— С какой буквой мы сегодня познакомимся? (Показываю две карточки с буквой Т, одна прописная, другая печатная).
— Чем отличаются эти буквы?
— Не забыли, для чего используем заглавные буквы?
— Назовите слова, с буквой Т. (Дети называют слова, все вместе делим эти слова на слоги, обозначаем ударение, составляем звуковые схемы).
-
Игра «На что похожа буква?»
Посмотрите на букву Т, как вы думаете, на что она похожа?
(Зонтик, гриб, молоток, антенна и т.д).
-
Фонетическая зарядка.
Показываю картинку часов.
— Что это?
— Как тикают часы? (Тик – так)
— Какие звуки мы слышим в начале слов?
— Произнесите слово «Тик», а теперь слово «Так».
— Как прозвучало первое слово? А второе?
* Звуковой анализ слов «Тик» и «Так»
— Чем отличаются эти слова?
— Какой вывод можно сделать?
(В словах звук [т] может быть твердый, а может быть мягкий).
-
Музыкальная физическая минутка.
(Танцуем танец «У жирафа пятна»)
-
Работа по Букварю (стр. 20).
— Какая буква написана в верхнем левом углу?
— На чем играют девочка и мальчик?
— Какие слоги у них летят с трубы?
(Чтение слогов по цепочке)
— Как называется музыкальный инструмент, на котором играют дети?
— Звуковой анализ слова «труба».
-
Работа в парах.
Каждая пара получает карточку с заданием. На карточке изображены картинки и написана буква Т. Необходимо провести к букве Т стрелочками те картинки, в которых есть буква Т.
-
Игра «Твердый – мягкий»
Называю разные слова, в которых есть буква Т. Если в слове данная буква звучит мягко, дети хлопают, а если твердо – топают.
-
Чтение
Показываю слоги и слова, дети читают.
ТА ТО ТУ ТЫ ТИ
СТУК СТОЛ СТУЛ ТОК КОТ
-
Работа в прописи. (Письмо по образцу).
-
Закрепление
Каждый ребенок получает карточку, в которой напечатаны буквы, необходимо обвести в кружок, все буквы Т.
-
Рефлексивно – оценочный этап урока.
-
Рефлексия
— С какой буквой мы сегодня познакомились?
— Какая это буква?
— Сможем ли мы теперь прочитать слоги и слова с буквой Т?
— Было ли трудно на уроке?
— У вас на столах лежит тучка и солнышко. Если вам было трудно на уроке, поднимите тучку, а если вам понравилось на уроке, и было не трудно – поднимите солнышко.