Конспект урока по русской грамоте 1 класс

Тема: «Звуки (Ф), (ФЬ). Буква Ф.

Цель: продолжать формирование фонетико-фонематических процессов; закреплять умение давать характеристику звукам; выделять заданный звук среди других звуков, в словах.

Развивать память, мышление, речь, воображение, мелкую моторику пальцев рук. Расширять активный и пассивный словарь детей.

Формировать навык уверенного послогового чтения. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядут те дети, чьё имя начинается с согласного звука.

Сядут те дети, чьё имя начинается с согласного звонкого звука.

Сядут те дети, чьё имя начинается с согласного глухого звука.

2. Новый материал.

Работа над звуком.

Воспроизведение звукозаписи «Шум воды».

  • Логопед: Что вы слышите? (Ответы детей).

Представьте, что мы сейчас с вами отправимся в путешествие. На чём можно путешествовать по морю? Давайте узнаем это, выполнив задание. Прочитайте на доске слоги, и составьте из них слово: КО, ЛИК, РАБ. (КОРАБЛИК).

Да, путешествовать по воде можно на кораблике. Ещё на чём? (Ответы детей).

  • Каждый из вас построит себе кораблик на цветной дощечке по схеме.

(Дети выполняют задание).

У каждого кораблика есть своё название. Придумайте и вы имя своему кораблику. (Ответы детей).

А, теперь, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. (Хлопки ладошками).

  • У нас получилось много корабликов. Скажите, ребята, как одним словом назвать, когда много кораблей? (Флот).

Какой первый звук вы слышите в слове «флот»? (Ответы детей).

Сегодня мы будем изучать звук и букву «Ф».

Звуки мы?.. (Ответы детей: слышим и произносим).

Артикуляция. Губы в лёгкой улыбке, верхние зубы немного закусывают нижнюю губу. В этом положении следует делать выдох. Мы можем ощутить на подставленной ладони тёплый ветерок.

(Пробы детей).

Характеристика.

Расскажите о нём. (Звук «Ф» согласный, глухой, твёрдый). Почему звук «Ф» согласный? Глухой? Каким цветом мы его обозначим? (Синим).

Выделение звука среди других звуков. Дидактическое упражнение «Хлопни…». (К, Т, Ф, П, Ф, Д, Х, Ф, М, Ф, Б, Ф…).

Проговаривание звука «Ф» в слогах: ФА – ФО – ФУ – ФЫ – ФЭ,

АФ – ОФ – УФ – ЫФ – ЭФ.

Фонетическая зарядка.

— Повтори за мной: ФА – ФУ – ФИ – ФО;

ФУ – ФЫ – ФЭ – ФА и т.д.

Выделение звука «Ф» в словах.

Наши рыбки помогут нам определить, где находится звук «Ф» в словах: фартук, кофта, фара, шарф, фрукты, флаг, туфли, жираф, конфеты, телефон, фонтан.

Работа с пособием «Рыбки».

3. Физкультминутка. Рыбки весело резвятся, В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Очень трудно так стоять Всем известно без подсказки,

Ножку на пол не спускать. Буква Ф, как ключ от сказки.

И не падать, не качаться, Никогда его у нас

За соседа не держаться. Не отнимет Карабас.

4. Знакомство с буквой Ф.

  • Дидактическое упражнение «На что похожа буква?».

  • Чтение слогов и слов.

— Ребята, как вы думаете, чьи это атрибуты? Да. Это принадлежит фокуснику. Он передал мне волшебную палочку. Следите за палочкой и читайте: АФ ФА ФАРА

ОФ ФО ШАРФ

УФ ФУ КОФТА
ИФ ФИ ФИЛИН

  • Образование слова.

— Фокусник предлагает отправиться на прогулку, а свежий ветерок поможет перенестись нам на лесную полянку.

Ой, ты, вольный ветерок,

Мчись скорее на восток,

В дальний лес лети, лети,

Нас с собою захвати.

На доске появляется изображение поляны из цветов.

— Сколько красивых цветов на этой волшебной поляне. А какие это цветы, мы сейчас узнаем из букв, которые написаны на этих цветах.

  • Работа с кассой.

Чтение стихотворения Берестова о фокуснике и чуде:

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет.

Фея выскочит от туда.

Фокус это или чудо?

— Так это был фокус или чудо? Хотите стать фокусниками? Открываем кассы и выкладываем слово «бантик». Превратите слово «бантик» в слово «фантик». Что для этого надо сделать? (Ответы детей).

  • Работа в тетради.

Дидактическое упражнение «Фонтан». Обведение буквы Ф по контуру.

Письмо буквы Ф.

5. Итог занятия.

— Спрячьте руки под стол, на колени, закройте глазки. Я иду и поглажу только того, у кого получились самые красивые буквы.

— Откройте глаза. Поднимите руки, у кого получились самые красивые буквы. Вы все отлично сегодня справились с заданиями. Занятие закончилось.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here