Открытый урок по русскому языку во 2 классе
Тема урока: Орфограммы в корне
Тип урока — обобщения и систематизации знаний
Цель как деятельность учеников: формировать умения УУД
Предметные:
-
формировать умение находить в слове орфограмму «парный согласный на конце слова»; «безударная гласная», «непроизносимый сгласный»
-
уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
-
развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
Познавательные:
-
уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
-
уметь строить работу с партнёрами;
-
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
-
уметь оценить свою работу и работу товарища;
-
уметь находить причину успеха работы.
Оборудование:
-
компьютер, проектор, презентация;
-
карточки «орфики»;
-
карточки для самооценки.
Формы и методы:
Работа в группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.
Планируемые результаты
-
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
-
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
-
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
-
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.
Домашнее задание
На карточках (дифференцировано: сильная группа – ребусы, слабая – загадки).
Ход урока
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. (1 мин)
— Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился познавательным. Желаю вам хорошего настроения! Пожелайте друг другу удачи!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету прошепчу: Будет интересно!
2. Введение в тему. Постановка цели урока. (4 мин)
Слайд 1 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Орфографии, Слайд 2 жила – была принцесса Орфограмма. Учила она науке правописания. Но вдруг!! Слайд 3 Нагрянул ужасный Злодей — Неграмотей и украл принцессу. Слайд 4 С этого времени ребята во всем государстве не знают правил правописания. Давайте поможем освободить принцессу. Поможем? За правильные ответы Вы будете получать орфики.
Отправляемся на поиски принцессы. Слайд 7
3. Работа по теме.
Слайд 5
Перед нами три дороги здесь нам нужно разделиться.
Слайд 6 Посмотрите на слова, одно из них лишнее. Обсудите в парах, какое и почему?
1 ряд: травка, декабрь, грядка
2 ряд: сердце, радостный, класс
3 ряд: весна, зелёная, работа
— Какое слово лишнее? Почему? (ответы)
— Что общего у остальных слов?
Слайд 7
-Чем сегодня на уроке эти слова вам помогут?
— Отлично открываем тетради, записываем число и классная работа.
Ребята мы идем в верном направлении.
Слайд 8
5. Работа по группам (5 мин)
Но есть одно условие у ворона. Вы должны выполнить это задание совместно и дружно. Ребята, встали и подошли к первой парте. (рядами).
1 группа. Вставь пропущенные буквы, объясни устно выбор.
Ой, сейчас мне нужно срочно
Всех подружек об_жать,
Ведь за стол мой именинный
Уж г_стей п_ра с_жать.
Об_жать нельзя подружек,
Всех их нужно пригласить.
И сегодня, в день рожденья,
Вкусно-вкусно уг_стить.
2 группа. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Вставь пропущенные буквы.
Чёрный Ива_ка,
Деревянная руба_ка,
Где носом проведё_,
Там заме_ку кл_дё_.
3 группа. Прочитай письмо Мишки своим родителям из летнего лагеря. Исправь ошибки.
Здесь чюдестный лук. Я там чясто лижу. Рядом лисок и красивый большой прут.
— Давайте проверим выполненную работу и оценим себя.
Ребят первой группы проверит и оценят отличники по итогам 1 четверти …..
Ребят второй группы проверят и оценят наши гости.
Ребят третьей группы давайте проверю и оценю я.
Капитаны отнесли задание.
Физминутка (2 мин) зарядка для глаз.
— В путь, ребята!
Слайд 9
Слайд 10 Прочитайте текст про себя, вполголоса.
Лето.
Весело летом в л_су! Мы идём по густой сочной тр_ве. Кругом цв_ты. На цв_ток села пч_ла. У тр_пы кучка рыхлой з_мли. Это н_ра кр_та.
— Запишите гласные буквы в том порядке, в котором они пропущены в словах текста.
(е, а, е, е, е, о, е, о, о)
Взаимопроверка. Давайте, ребята, обменяемся тетрадями и проверим друг друга, чтобы по дороге никого не потерять.
— Давайте проверим. На какое правило все эти слова? Как проверить безударный гласный в корне?
Фронтальная проверка — обратная связь.
Дети называют букву, подбирая проверочные слова, я открываю на слайде.
Слайд 11— Оцените себя за знание орфограмм безударной гласной в корне. Если вам все понятно поставьте + на полях, если нужно поупражняться поставьте *, если совсем ничего не понял -.
Слайд 12 Мы почти у цели. Осталось только подняться к замку. А кто, какой дорогой пойдёт, выбирайте сами.
Слайд 13— Прочитаем два текста для себя, для других.
Хоро_ наш ле_. Там много сочных тра_. Вот берё_ка. А вот ду_.
Красиво звёз_ное небо. Но все дети ждут со_нца.
— Ребята, выберите тот текст, который понравился больше. Спишите его, вставляя пропущенные буквы.
Дети, которые быстро справляются работой идут по своему ряду проверять.
— Поднимите руку, кто выбрал первый текст? На какое правило слова с пропуском? Как проверить орфограммы с парными согласными в корне?
— Поднимите руку, кто выбрал второй текст? На какое правило слова с пропуском? Как проверить орфограммы с непроизносимым согласным в корне?
Слайд 14 Оцените себя за знание орфограмм в корне слова.
Слайд 15 Оценить работу учащихся.
6.Итог урока. Рефлексия. (3мин)
Слайд 16
Мы принцессе помогли и принцессу мы спасли.
Чему научило Вас наше путешествие?
Чему можете научить своих одноклассников?
Слайд 17
Ребята у вас на столе лежат 2 карточки: 1 — закрасьте смайлик, с каким настроением Вы сегодня работали на уроке
Домашнее задание. (1 мин)
(на карточках: Отгадай загадки и ребусы, в словах отгадках выдели знакомые тебе орфограммы)
В словах, где ча и ща Мы напишем только с а. | |
Где же встретим чу – щу, То напишем с буквой у. |
Если кончилась строка, То беда не велика. Нужно слово разделить – По сло-гам пе-ре-но-сить |
ЧК, ЧН, ЧШ, НЧ, ЩН, НЩ, РШ (а) — Все эти сочетанья Учу я не спеша. Мой ум одним загружен: Здесь мягкий знак не нужен! |
ЖИ, ШИ, пишу я с буквой И, ЧА, ЩА — всегда лишь с А, |
В иностранных лишь словах ю встречается в корнях: Парашют, жюри, брошюра – Вот такая в них структура. |
В корне часто гласные, Хитрые, опасные. Слышатся неправильно. Есть такое правило, |
Непроизносимые согласные
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.
Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи
В корне часто гласные,
Хитрые, опасные.
Слышатся неправильно.
Есть такое правило,
Нужно слово изменять –
Удареньем проверять.
Буква чтоб коварная
Стала в нём ударная.
Вред – проверка для вредить,
Смех – проверили смешить,
Тянешь, тянут – для тянуть,
Вёз –везу, а блеск – блеснуть.
Но бывает случай сложный,
Что проверить невозможно.
Дружим мы со словарём –
Это слово там найдём.
Отгадай ребусы, в словах отгадках выдели знакомые тебе орфограммы ___________________________
__________________________
__________________________________
|