Тема урока : «Двойные согласные в русских словах» Русский язык 2 класс.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели: сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова; развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте, расширять словарный запас слов у учащихся.

Задачи урока.

  • Учебные: формировать умение слышать и обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, совершенствование знаний о правописании слов с двоенными согласными буквами в корне; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.

  • Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; развитие самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

  • Воспитательные: способствовать формированию комфортного микроклимата в классе, воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

  • Формы работы: групповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

  • Оборудование: карточки, на которых напечатаны слова с двойной согласной; мультимедийный проектор, опорные схемы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок – дружок,

Начинается урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой :

«Все что надо под рукой»

— А чтобы урок прошел плодотворно и интересно, какими должны быть ученики?

Ответы детей:

  • внимательные

  • думающие

  • активные

  • работоспособные

  • аккуратные

  • дружные

Вспомним, чему мы учились с вами на прошлых уроках?

(у. – учились писать слова с орфограммами в корне слова)

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по орфографическому царству.

2. Мин/чистописания: слайд

  • Установите закономерность подбора букв и определите, какие буквы будем прописывать на уроке. Вспомните алфавит.

  • Б (в) г, ж (з) и, к Лм м Н о рСт

Анализ букв:л, н, с и их написание.

— А вот почему я взяла эти буквы на чистописание, вы узнаете чуть позже.

3. Словарная работа: слайд

-Запишем слова на тему «Школа»

(-Ученики называют сл/слова: ученик, учитель, карандаш, дежурный, тетрадь, класс, девочка, портфель,

-Разделите слова на группы

-Найдите лишнее слово (класс —1 слог, две согл. –с-.)

— А сколько значений имеет слово класс? Объясните .

-Где можно посмотреть значение слов?

Ученики (в толковом словаре)

-Мы с вами уже работали с толковым словарем, и вы можете им пользоваться. (Толковый словарь Ожегова, Ушакова).

слайд

Класс — комната для занятий в школе. (1 значение)

Класс группа учеников, обучающихся совместно в школе. (2 значение)

Класс — это когда тебе все нравится.(3 значение)

А слова класс и группа, если рассматривать их значения, чем являются?

У: Синонимами.

А группа ? группа — совокупность людей, объединённых общими интересами.

-Что общего вы заметили в словах: класс, группа?

У: В этих словах — двойные согласные, являются им. сущ, синонимы.

4. Постановка темы урока.

— Как вы думаете, какую новую тему мы будем изучать на уроке?

Ответы учеников.

Слайд. Двойные согласные в русских словах.

— А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

— Найдите в тетради слова, где встретили двойные согласные и подчеркните их.

-Назовите еще синоним к этим словам.

У: (затрудняются)

-Тогда продолжите предложение

Слайд:

Что одному не под силу, то легко (коллективу).

— Объясните значение пословицы.

-Найдите и подчеркните в словах орфограммы.

— Напишите пословицу в тетради. (1 ученик комментирует).

Учитель объясняет, что такое коллектив.

Коллектив – это люди, объединенные общими идеями и интересами.

5. Работа по теме урока.

— В каких случаях мы должны писать двойную согласную?

-А сможете ли вы ответить на этот вопрос

Работа по вариантам:

Напишите транскрипцию слова

1 в. 2 в. 3 в.

— Проверим коллективом правильность выполнения задания.(с каждого варианта выходит ученик и записывает транскрипцию слова)

— Чётко произнесём слова.

— Как произносится согласный звук на месте двойных согласных?

У: Долго.

— Двойная согласная, долгий звук при произношении.

— Итак, когда же нужно писать двойные согласные буквы в корне слова?

Ответы детей.

— Двойные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук.

Физминутка.

Игра «Поймай слово». (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

6. Закрепление.

 Сегодня нам нужно выполнить несколько упражнений, чтобы запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне.

Работа по учебнику с. 30

Упр. 1.-устно

— В каких еще именах встречаются двойные согласные?

— Прочитаем правило.

2-е задание:

Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.

Я не море и не речка,

Я не озеро, не пруд,

Но как утро или вечер –

Люди все ко мне бегут. (Ванна)

За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт …
(кассир)

Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,

На крыше непременно
Должна стоять
::  антенна.

Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два «ка»,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я
:..  хоккей.

Во мне два «ка», не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я — точный, честный и опрятный,
Иным же словом —
:.. аккуратный.

Это танцевальный вечер,
Чудной музыкой отмечен,
Освещён огнями зал,
Где весельем блещет …(бал).

Им оценивают знанья,
В спорте — уровень признанья

Шторму ветер силу дал —
В цифрах говорят про …(балл).

-Сравни значения и написания слов

-Что такое бал и балл?

Чем отличаются эти слова при произношении?

Слово балл  имеет значения:

1. «единица оценки степени чего-либо» (ветер в шесть баллов);
2. «оценка в школе, в спорте и т.д.» (
проходной балл).

  • Слово бал имеет значение «большой танцевальный вечер» (выпускной бал).

-Можно ли назвать слова родственными?

Вывод: в слове бал звук [л] короткий, а в слове балл долгий.

— Как долгий звук обозначается на письме?

3-е задание

— От основ данных существительных образуйте однокоренные прилагательные. Напишите в тетради.

Пассажир —

Группа –

Суббота –

— Что вы заметили?

При образовании однокоренных слов двойные согласные корня сохраняются

4-е задание слайд

игра “Собери слова” 

мас кей

сум рон

груп па

шос нис

рас са

пер ма

хок се

тен сказ

 — Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

— Объясните значение слов.

-Физкультминутка (музыкальная , интерактивная)

5-е задание слайд

Составьте с данными словами словосочетания «прил. + сущ»

Запишите по образцу:

Металл (какая?) посуда – металлическая посуда.

Ванна (какая?) комната –

Шоссе (какая?) дорога –

-Выделите в словах корни.

6-е задание слайд

 Восстановите деформированные предложения, второе предложение записать и выделить грамматическую основу).

1 ряд. класс, наш, коллектив, дружный.

2 ряд. субботу , наш, утренники, класс, в, проводит

3 ряд. объяснил, правило, грамматике, по, новое, учитель.

— Прочитайте полученные предложения. Какие новые слова с двойными согласными встретились?

— Как вы думаете, с какой целью мы выполняли данные задания?

— Кто испытал трудности при выполнении данного задания?

— Как вы думаете, почему?

7. Самостоятельная работа по карточкам.

Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму «Двойная согласная в корне слова».

Наш класс

Я учусь во втором кла___е. У нас дружный ко___ектив. Мы проводим интересные утре___ики. В су___оту мы ходим в ба___ейн.

Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму «Двойная согласная в корне слова».

Спортивная семья

Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому не болеем гри___ом.

9. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

— С какой орфограммой мы познакомились сегодня?

У: Орфограммы «Двойная согласная в корне».

— Когда в словах пишутся двойные согласные?

У: Опознавательный признак — долгий звук при произношении.

— А если заимствованные слова?

У: В них согласный звук произносится быстро, но тоже обозначается на письме двумя одинаковыми буквами. Слова нужно запомнить. Посмотреть в словаре.

10. Домашнее задание.

С.31, упр.5

11. Оценивание.

Наш класс

Я учусь во втором кла___е. У нас дружный ко___ектив. Мы проводим интересные утре___ики. В су___оту мы ходим в ба___ейн.

Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму «Двойная согласная в корне слова».

Спортивная семья

Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому не болеем гри___ом.

Наш класс

Я учусь во втором кла___е. У нас дружный ко___ектив. Мы проводим интересные утре___ики. В су___оту мы ходим в ба___ейн.

Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму «Двойная согласная в корне слова».

Спортивная семья

Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому не болеем гри___ом.

Наш класс

Я учусь во втором кла___е. У нас дружный ко___ектив. Мы проводим интересные утре___ики. В су___оту мы ходим в ба___ейн.

Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму «Двойная согласная в корне слова».

Спортивная семья

Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому не болеем гри___ом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here