конспект логопедического занятия для 2 класса

С(К)ОШИ VIII вида

«Гласные и согласные звуки и буквы»

составила учитель – логопед Долматова Н.С.

Цель: Закрепить знания учащихся о гласных и согласных звуках и буквах, графо-моторные образы гласных букв и их соотнесенность друг с другом.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить у детей умения различать гласные звуки; давать акустико-артикуляционную характеристику звука; совершенствованию умения выделять гласные звуки; знаний о слогообразующей роли гласных звуков и букв; умений в словоизменении.

Развивающие:

— Способствовать развитию у детей навыка звукового анализа; развивать дыхания и голоса; фонематического слуха и восприятия; закреплению понятия: «гласный звук», «гласная буква»; мелкой и артикуляционной моторики;

— развивать памяти, мышления, внимания.

Воспитательная:

-воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, индивидуальные тетради, карточки с печатными гласными буквами из бархатной бумаги.

Ход урока

1. Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок, но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть.

Ну-ка вот проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, зеркало, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

— Ребята, вы любите приключения?

2. Отгадайте загадку

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?.. (буратино)

Но у нас есть ещё один гость. Это Буратино. Он, как и вы пошел в школу. И решил посмотреть, как вы справитесь с заданиями. Давайте покажем Буратино чему мы научились.

3. Артикуляционная гимнастика:

Чтобы правильно и красиво произносить слова, потренируем язычок и губы.

«Улыбка» Доброе утро и солнцу, и птицам:

Доброе утро улыбчивым лицам!

«Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы –

Подсчитаем наши зубы.

«Язычок-силач»

Язычок у нас силач –

В зубы упирается,

Сильно напрягается,

Горкой выгибается

«Лопаточка» Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

4. Игра «Эхо».

— Ребята, вы слышите, доносятся какие-то звуки? Повторите, что вы слышите. АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ — Какие звуки вы слышали и произносили?

Какие звуки загадал Буратино? (гласные)

А какие ещё звуки бывают? (согласные)

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Во время нашего занятия мы повторим: Гласные звуки и буквы.

5. Игра «Узнай букву на ощупь».

Буратино принес с собой мешочек, а в мешочке буквы. Вам надо достать букву из мешочка и на ощупь ее угадать. Какой звук она обозначает гласный или согласный? Доказать.

6. Физминутка.

— А сейчас немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Дети встают в кружок.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

Буратино шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок.

Вот и целый кузовок.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

7. «Назови и покажи»

— Чтобы помочь Буратино, надо показать гласные буквы руками.

Дети повторяют движения и текст за логопедом:

Рот откроем широко, (широко открываем рот и рисуем в воздухе большой круг руками)

А пропеть совсем легко! А-А-А

Губы тянем хоботком, (открытые губы вытягиваются вперёд, руки складываются «рупором» и двигаются вперёд)

У мы вместе пропоём. У-У-У

Словно «дынька» рот сейчас, (рот округляется широким овалом, руки сцепляются в «замок» на уровне талии)

Э кричим мы на весь класс! Э-Э-Э

Рот «сосискою» открылся, (рот – узким овалом, руки с широко растопыренными пальцами от середины на уровне рта растягиваются в стороны)

Ы запел и вдруг смутился (закрыть ладонями глаза) Ы-Ы-Ы

О «огурчик» тянет вверх, (рот – вытянутый вверх овал, руки поднимаются медленно снизу вверх)

Видно, ждёт его успех! О-О-О

И красиво улыбнулся, (рот в улыбке, движение руками от центра в стороны на уровне нижней челюсти ладонями вниз)

К ушкам мило потянулся.

Гласных звуков шесть всего: А,У,Э, Ы, И,О!(на каждый называемый звук – подъем пальца на руке).

8. Работа со слогами

— Послушайте внимательно задание: прочитайте слово, фломастером разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите новое слово. Запишите это слово графически, поставьте ударение.

Дети выполняют задание поочередно у доски: соc|на – на|сос — а|`о .

9. «Буквы потерялись».

На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки без гласной буквы, надо вставить пропущенную букву: ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н. Далее проверяем выполненное задание.

10. Итог урока:

— Ребята, мы помогли Буратино отличать гласные и согласные звуки и буквы.

— Как называлась тема нашего занятия?

— Что вам понравилось на занятии больше всего?

— С чем вам было трудно справиться ?

11. Рефлексия

У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет настолько ярким, на сколько по вашему мнению у вас на уроке все вышло, все получилось. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш урок.

Я благодарю вас за работу. Урок окончен!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here