конспект логопедического занятия для 2 класса
С(К)ОШИ VIII вида
«Гласные и согласные звуки и буквы»
составила учитель – логопед Долматова Н.С.
Цель: Закрепить знания учащихся о гласных и согласных звуках и буквах, графо-моторные образы гласных букв и их соотнесенность друг с другом.
Задачи:
Образовательные:
— Закрепить у детей умения различать гласные звуки; давать акустико-артикуляционную характеристику звука; совершенствованию умения выделять гласные звуки; знаний о слогообразующей роли гласных звуков и букв; умений в словоизменении.
Развивающие:
— Способствовать развитию у детей навыка звукового анализа; развивать дыхания и голоса; фонематического слуха и восприятия; закреплению понятия: «гласный звук», «гласная буква»; мелкой и артикуляционной моторики;
— развивать памяти, мышления, внимания.
Воспитательная:
-воспитывать уважение к ответам товарища.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, индивидуальные тетради, карточки с печатными гласными буквами из бархатной бумаги.
Ход урока
1. Оргмомент.
— Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок, но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть.
Ну-ка вот проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, зеркало, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
— Ребята, вы любите приключения?
2. Отгадайте загадку
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.. (буратино)
Но у нас есть ещё один гость. Это Буратино. Он, как и вы пошел в школу. И решил посмотреть, как вы справитесь с заданиями. Давайте покажем Буратино чему мы научились.
3. Артикуляционная гимнастика:
Чтобы правильно и красиво произносить слова, потренируем язычок и губы.
«Улыбка» Доброе утро и солнцу, и птицам:
Доброе утро улыбчивым лицам!
«Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы –
Подсчитаем наши зубы.
«Язычок-силач»
Язычок у нас силач –
В зубы упирается,
Сильно напрягается,
Горкой выгибается
«Лопаточка» Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
4. Игра «Эхо».
— Ребята, вы слышите, доносятся какие-то звуки? Повторите, что вы слышите. АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ — Какие звуки вы слышали и произносили?
— Какие звуки загадал Буратино? (гласные)
— А какие ещё звуки бывают? (согласные)
— Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Во время нашего занятия мы повторим: Гласные звуки и буквы.
5. Игра «Узнай букву на ощупь».
Буратино принес с собой мешочек, а в мешочке буквы. Вам надо достать букву из мешочка и на ощупь ее угадать. Какой звук она обозначает гласный или согласный? Доказать.
6. Физминутка.
— А сейчас немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.
Дети встают в кружок.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
И тихонечко пошел.
Буратино шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок.
Вот и целый кузовок.
Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.
7. «Назови и покажи»
— Чтобы помочь Буратино, надо показать гласные буквы руками.
Дети повторяют движения и текст за логопедом:
Рот откроем широко, (широко открываем рот и рисуем в воздухе большой круг руками)
А пропеть совсем легко! А-А-А
Губы тянем хоботком, (открытые губы вытягиваются вперёд, руки складываются «рупором» и двигаются вперёд)
У мы вместе пропоём. У-У-У
Словно «дынька» рот сейчас, (рот округляется широким овалом, руки сцепляются в «замок» на уровне талии)
Э кричим мы на весь класс! Э-Э-Э
Рот «сосискою» открылся, (рот – узким овалом, руки с широко растопыренными пальцами от середины на уровне рта растягиваются в стороны)
Ы запел и вдруг смутился (закрыть ладонями глаза) Ы-Ы-Ы
О «огурчик» тянет вверх, (рот – вытянутый вверх овал, руки поднимаются медленно снизу вверх)
Видно, ждёт его успех! О-О-О
И красиво улыбнулся, (рот в улыбке, движение руками от центра в стороны на уровне нижней челюсти ладонями вниз)
К ушкам мило потянулся.
Гласных звуков шесть всего: А,У,Э, Ы, И,О!(на каждый называемый звук – подъем пальца на руке).
8. Работа со слогами
— Послушайте внимательно задание: прочитайте слово, фломастером разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите новое слово. Запишите это слово графически, поставьте ударение.
Дети выполняют задание поочередно у доски: соc|на – на|сос — а|`о .
9. «Буквы потерялись».
На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки без гласной буквы, надо вставить пропущенную букву: ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н. Далее проверяем выполненное задание.
10. Итог урока:
— Ребята, мы помогли Буратино отличать гласные и согласные звуки и буквы.
— Как называлась тема нашего занятия?
— Что вам понравилось на занятии больше всего?
— С чем вам было трудно справиться ?
11. Рефлексия
У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет настолько ярким, на сколько по вашему мнению у вас на уроке все вышло, все получилось. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш урок.
Я благодарю вас за работу. Урок окончен!