Урок русского языка. 2 классБ (2013 -14 уч. год) Система Л.В. Занкова.

Учитель: Фролова И. Н.

Место урока в системе обучения: урок изучения нового материала.

Обучение осуществляется по системе Л.В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык», 2 класс (1 часть).

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цели:

создать условия для формирования умения отличать слова, отвечающие на вопрос «кто?», от слов, отвечающих на вопрос «что?», опираясь на их значение;

— способствовать развитию компонентов учебной деятельности, памяти, творческого мышления;

— содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, чувства прекрасного, любви к родной природе, интереса к предмету через использование мультимедийной презентации.

Оборудование:

индивидуальные карточки, рисунки; карточки для рефлексии, карточки с заданиями для упражнений, карточки со словами, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок получения новых знаний

Ход урока:

I. Организационный момент.

1.У.- Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением тихо сядем.

Ребята, по-вашему, что такое чудо?

Д.- Это что-то необычное, сверхъестественное…

У.- Способность видеть в обыкновенном чудесное — признак мудрости. Сегодня мы будем работать с обыкновенными словами. И если кто-то из нас увидит в них чудесное, мы в конце сможем назвать себя мудрыми.

2.Пальчиковая зарядка

Д.- Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

У.- Ваши пальчики приветствуют друг друга, и вот они готовы хорошо трудиться.

II.Актуализация знаний учащихся.

1. Постановка проблемы.

У.- Прочитайте слова. (слайд 1)

— Какая орфограмма в этих словах?

Д. -пруж…на (Д.-ЖИ-Ши пиши с буквой И)

доч…ка (Д.-ЧК-ЧН пишется без Ь)

пал…то (Д.-Ь смягчает согласный звук «Л»)

(К,к)орова (З,з)ойка (Д.-Клички животных пишутся с большой буквы)

ме…ки (Д.-Парный согласный «Ш», проверочное слово-мешочек)

сл…ны (Д.- Безударная гласная О, проверочное слово-слон.)

У. — К какой части речи относятся эти слова? Почему?

Д. — Это имена существительные, потому что отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы.

У. -Что такое имя существительное?

Д.- Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?

У. — Какое задание можете предложить?

Д.- Разделить слова на две группы.

У. — На какие группы их можно разделить?

Д. — Существительные собственные и нарицательные.

Д. — А я предлагаю разделить так, слова, которые отвечают на вопрос что? и на вопрос кто?

У. — Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?

Д. – Пружина, пальто, мешки.

У. — Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?

Д. – Дочка, корова Зойка, слоны.

У. – Как вы думаете, почему одни слова отвечают на вопрос что?, а другие на вопрос кто?

Д. – Одни слова обозначают живые предметы, а другие неживые предметы.

У. — Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы. Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными. Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными (слайд 2)

-Сформулируйте тему урока.

III.Сообщение темы урока: (слайд 3)

Д.- Мы будем учиться отличать слова, отвечающие на вопрос «кто?», от слов, отвечающих на вопрос «что?».

У.- Да, сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.

IV. Минутка чистописания.

У. — Отгадайте загадки и узнаете, какую букву будем писать:

Крашеное коромысло над рекой повисло.

Д. -Радуга.

У. — Зубов много, а ничего не ест.

Д.- Расчёска.

Под водой живёт народ, ходит задом наперёд.

Д.- Раки.

У.- Эта буква обозначает непарный согласный звонкий звук.

Д.- Это буква Р.

Р Рр (слайд 4)

Ра ря ре рю

Проворонила ворона воронёнка.

У.- Прочитайте и запишите слоги.

У.- Прочитайте скороговорку.

У.- Как вы её понимаете? Растолкуйте.

Д.-Я понимаю так, что мать не смогла уберечь своего ребёнка.

У. — Выделите корень, подчеркните главные члены предложения, укажите части речи. Дайте характеристику предложения.

Д. – О ком говорится в предложении? О вороне. Кто? ворона- это подлежащее, выраженное существительным. Что говорится о вороне, ворона что сделала? проворонила, это сказуемое, выраженное глаголом. Корень в этих словах – ворон. Общая часть родственных слов называется корнем. Предложение по цели высказывания — повествовательное, по интонации — невосклицательное.

V. Словарная работа. (слайд 5)

1. У.- Назовите предметы, которые вы видите.

Д. – Бегемот, ель, рубашка, ёж, заяц, автобус.

У.- I в. – выпишет одушевлённые имена существительные.

II в. – неодушевлённые имена существительные.

У.- Какие слова выписал I вариант?

Д.- Бегемот, ёж, заяц..

У.- Почему?

Д. -Эти слова отвечают на вопрос кто?

У.- Какие слова выписал II вариант? Почему?

Д. – Ель, рубашка, автобус. Эти слова отвечают на вопрос что?

2. У. – Отгадайте слово по первым буквам.

Д. – БЕРЁЗА (слайд 6)

Д.- Берёза- дерево, от старинного бреза. (Толкование в словаре В.И. Даля с. 50)

У. — Подберите и запишите родственные слова. Выделите корень.

Д.- Берёзка, берёзонька, берёзовый, березняк. Корень — берёз.

У.- Составьте и запишите предложение. (работа в парах).

Д.- Белая берёза укрылась пушистым снегом.

У. — Какое сейчас время года?

Д.- Сейчас зима.

У. — Назовите имена существительные, связанные со словом «Зима». Поставьте к ним вопросы.

Д.- Что? Снег, мороз, лёд, коньки, лыжи, иней, снежинки.

VI. Физкультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь,

Мы снежинки — балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили-

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

VII. Работа по теме урока.

1. У.- Назовите предметы, поставьте вопросы. (слайд 7)

Д. -Бабочка, арбуз, мальчик, светофор, свинья, расчёска, ёж, ножницы.

(Вывод: — Бабочка, арбуз, мальчик, светофор, свинья, расчёска, ёж, ножницы -это слова, которые обозначают предметы или имена существительные)

2.Игра «Рассади пассажиров» (слайд 8)

У. – Если вы правильно поставите вопросы к именам существительным, то узнаете в каком поезде поедут пассажиры.

Д. — Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы.

Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Д. — Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые предметы.

Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

VIII. Первичная проверка нового материала.

1.Работа по учебнику (стр. 118. упр.222) (взаимопроверка)

2. Игра «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт.» (слайд 9)

Кошка, ковшик, черепаха, (ковшик — неодушевлённое имя существительное)

Туфли, тапочки, рубаха (рубаха- существительное ед. числа)

Лук, кабанчик, кабачок, (кабанчик — одушевлённое имя существительное)

Платье, полка, пиджачок. (полка- мебель)

IX. Гимнастика для глаз (схема-тренажёр зрительно-двигательных траекторий)

X. Закрепление нового материала.

1. Игра «Развивающий канон» (слайд 10)

КОРОВЫ

КОРОВНИК

МУРАВЬИ

?

?

КУРЯТНИК

У. — Прочитайте слова в строчках. Поставьте вопросы. Какие это слова?

Д. — Родственные слова. Корень — коров.

У. — Прочитайте слова в столбиках. Поставьте к ним вопросы. Какие это имена существительные?

Д.- В 1 столбике – одушевлённые имена существительные, а во 2 столбике — неодушевлённые имена существительные

2)- Работа в парах (индивидуальные карточки). Рифмовка с элементами какографии (неправильного написания)

Я пишу в тетрадь: карова,

А корова- нездорова!

Я пишу: собака фомка,

А собака лает громко.

Я пишу: бильчонок Тишка,

А бельчонок целит шышкой

Прямо в лоб мне и кричит:

-Лучше правила учи!

У. — Какие тут увидели ошибки? Исправьте их.

Д. — Корова – сочетание –оро- , собака Фомка – клички животных пишутся с большой буквы, бельчонок – проверочное слово – белка, шишка – сочетание ШИ.

У. — Назовите имена существительные. Поставьте вопросы.

Д. — Что? тетрадь, шишка, лоб, правила. Кто? корова, собака Фомка, бельчонок Тишка.

XI Итог урока.

1. У. — Кто же из вас смог увидеть в обыкновенных словах что-то необычное, стали вы мудрее? Составьте своё предложение по уроку.

Д. — Я научился… (слайд 11)

Я запомнил…

Теперь я умею…

2. Оценивание.

3. Упражнение на релаксацию:

У. — Закрыли глаза. Расслабились. Зимнее морозное утро. На солнце серебрится снег. Светит яркое солнце. Вам легко и радостно. Лёгкий морозец румянит ваши щёки. Вдали темнеет лес. Родная природа радует глаз и вашу душу. И вот солнышко посылает вам свой тёплый лучик. Лучик несёт вам здоровье, радость, тепло, нежность, ласку. Вам очень хорошо, хорошо, хорошо.

Глубоко вздохнули… Откройте глаза.

XII Рефлексия (на партах солнце и три лучика)

У. — Я хочу узнать насколько мудрыми вы стали? Об этом мне скажет лучик, который появится у вашего солнышка.

Самый длинный лучик — Я уверен в своих знаниях.

Средний лучик — Я сомневаюсь в своих знаниях.

Самый короткий лучик — Мне очень трудно

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here