Конструкт урока русского языка во 2 классе.
Гимназия 177
Дедик Н.Н.
Учитель высшей категории.
Сегодня на уроке: От предложения к тексту
Цель урока:1. Сформулировать у детей первое понятие о тексте.
2. Развивать умение отличить текст от предложения , научить работать с текстом.
3. Располагать части текста так , чтобы получился связный рассказ.
4. Познакомиться с главными признаками текста.
5. Определить главное отличие текста от предложения.
6. Формировать интерес к русскому языку средствами цифровых образовательных ресурсов
Задачи урока:
В сфере личностных УУД:
Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
В сфере регулятивных УУД:
Научить принимать и сохранять учебную задачу;
Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД:
Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
В сфере коммуникативных УУД:
Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Оборудование:
Рабочая тетрадь ученика.
Пакет для самостоятельной работы в группах по теме урока.
Презентация по теме урока.
Словари: толковый, орфографический, словарь пословиц и поговорок.
в
Технология: проблемно – диалогового обучения
Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Начинаем наш урок!
Любознательные дети
Хотят знать про всё на свете
А пока , поверь дружок.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте ,всё ль в порядке?
Ручки , книжки и тетрадки?
На этом уроке мы с вами узнаем, что такое текст, заголовок текста, научимся делить текст на части.
Повторение изученного.
Предложение
1Состоит из слов
2Слова связаны по смыслу
3Первое слово пишется с большой буквы
На это уроке мы с вами узнаем, что такое текст, заголовок текста, научимся делить текст на части.
Текст – это письменное или устное высказывание, состоящее из нескольких предложений, которые расположены в определённой последовательности и связаны между собой по смыслу
Прочитайте две записи и попробуйте определить, где текст
1. Из травы выглядывает земляника. Дети любят шоколад. Художник нарисовал лес. Медведь – это дикое животное.
2. Из травы выглядывает беленький цветок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка. Она похожа на алую капельку. Как красива эта ягодка!
— Какая запись является текстом? Почему?
— Какой вывод можно сделать?
Вывод: Текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу.
Задание 1.
Определи порядок предложений. Впиши номера предложений по порядку
О На дворе стоял кувшин с водой.
О Вода стала выше , и галка смогла напиться.
О В кувшине была вода только на дне.
О Галке нельзя было достать.
О Она стала кидать в кувшин камешки.
О Хотела галка пить.
1 Какой сделали вывод.
2 Взаимопроверка.
3 Оцените свою работу.
1 Какое было задание?
2 Удалось выполнить?
3 Задание выполнено верно или не совсем?
4 Выполнили самостоятельно или с чьей-то помощью?
Признаки текста:
1. Текст состоит из нескольких предложений.
2. Предложения в тексте связаны по смыслу.
3. Предложения расположены в строгом порядке.
4. Имеет части (начало, середину, конец )
5. Текст имеет название – заголовок. Заголовок указывает на то, о чём пойдёт речь в тексте. Текст без заголовка всегда может быть озаглавлен, потому
что заголовок связан с основной мыслью текста.
2. Предлагаю вам сочинение , а вы определите раскрыта ли тема текста.
Золотая осень.
Всё реже греет осеннее солнышко. Грустный стоит лиственный лес. Листочки
облетели . Резкий осенний ветер качает голые ветки. Всюду грязь и слякоть . Ненастная погода. Холодно.
(Вывод : тема не раскрыта. Описана поздняя осень , а не золотая).
Задание : опишите золотую осень.
Вывод . Взаимопроверка . Самоанализ . Самооценка
В тексте должно быть начало, основная часть и окончание.
-
Около дома росла маленькая яблонька. – НАЧАЛО.
-
Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.
Основная часть.
-
Яблонька была спасена. – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вывод. В тексте для передачи его смысла важна последовательность (порядок) предложений: вступление (начало), основная часть, заключение (окончание) и средства связи между предложениями (местоимения, служебные слова, синонимы).
В тексте важна не только последовательность предложений, но и абзацев. Текст может состоять из нескольких смысловых частей, иначе – абзацев. Абзац пишется с красной строки (отступа). С абзаца, или красной строки, начинают не любую часть текста, а такую, в которой содержится новая мысль.
Последовательность абзацев в тексте можно передать с помощью его плана. План – это главные предложения (ключевые слова) каждого абзаца текста, расположенные по порядку.
Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом? Почему? Что необходимо сделать, чтобы восстановить текст?
О Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошёл дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.
О Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.
О Красивый и могучий дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.
О «Некоторые думают, что держит меня ствол. Но сила моя в том, что я в землю родную врос, корнями за неё держусь. Потому никто мне не страшен» – ответил дуб.
Задание.
В тексте нарушен порядок абзацев. Восстановите правильную последовательность. Впишите номера абзацев по порядку. Объясните, почему абзацы должны следовать друг за другом именно в такой последовательности. Придумайте заголовок к тексту.
Дуб и ветер
О Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошёл дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.
О Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.
О Красивый и могучий дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.
О «Некоторые думают, что держит меня ствол. Но сила моя в том, что я в землю родную врос, корнями за неё держусь. Потому никто мне не страшен» – ответил дуб.
Итак, перечислим основные правила выделения абзацев .
В абзац выделяются:
1.Предложения, заключающие в себе основные мысли текста. Они обычно начинаются вводными словами итак, следовательно, в общем, таким образом, оборотами речи типа подводя итог всему сказанному, отмечаем, что ….
2.Предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению с предшествующим предложением. В таких предложениях используются, как правило, слова и выражения, которые не употреблялись в предыдущем абзаце.
3.Предложения, заключающие в себе повторяющуюся информацию об одном и том же лице (лицах) и связанные дистантной связью. Их формальный признак —повторение одних и тех же имен существительных в именительном падеже, в различных частях текста.
4. Предложения, начинающиеся местоимениями он, она, оно и т. д., не относящимися к последнему существительному предыдущего предложения.
5. Предложения, идущие после диалога. Например:
В первый же день моего знакомства с г. Полутыкиным он пригласил меня на ночь к себе.
—До меня верст пять будет,— прибавил он,— пешком идти далеко; зайдемте сперва к Хорю.
—А кто такой Хорь?
—А мой мужик… Он отсюда близехонько.
(И. С. Тургенев.)
6. Предложения, которые по смыслу не могут контактировать (располагаться на одной строчке) с предыдущим.
В тексте можно выделить тему и основную мысль
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чем в нем говорится, что положено в его основу.
Можно задать вопрос: о чем говорится в тексте?
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА –это его вывод,
жизненный урок
Текст можно озаглавить
ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ) ТЕКСТА –это название произведения или отдельных его частей.
Заглавие помогает предположить, что будет в тексте, спрогнозировать (угадать) возможное развитие событий,
понять идейный смысл текста.
Задание. Придумайте заголовок к тексту.
У ежей подрос ежонок-
Замечательный ребёнок.
Но боятся мама с папой ,
Малыша погладить лапой.
Самоанализ . Вывод.
Тексты бывают
Повествовательный – рассказывают, что произошло (к нему мы можем задать вопрос Что произошло?)
Текст-описание – описывает какой-либо Предмет (к нему мы можем задать вопрос Какой предмет?)
Текст-рассуждение – рассуждает на какую-либо тему (к нему мы можем задать вопрос Почему?)
Разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.
Речь каждого из участников диалога называется репликой.
Каждая реплика записывается с новой строки, и перед ней ставится тире.
Монолог – речь, обращённая к самому себе или слушателям.
Давайте сравним признаки текста и предложения.
Предложение
1Состоит из слов
2Слова связаны по смыслу
3Первое слово пишется с большой буквы
Текст
Состоит из предложений
Предложения связаны по смыслу
Имеет части (начало, середину, конец )
Имеет части (начало, середину, конец )
Тест.
1 текст состоит из предложений.
2 К тексту нельзя придумать заглавие.
3 Все предложения в тексте имеют границы.
4 Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.
5 В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится.
6 Текст можно разделить на части.
7 Каждая часть текста пишется с красной строки.
Итог урока.
1 Все цели урока достигнуты.
(Анализ всех поставленных целей урока.)
2 Заполни лист полученных на уроке знаний.
1 Красный – я не знаю, не понял , прошу помощи.
2 Жёлтый – сомневаюсь , не уверен.
3 Зелёный – хорошо знаю и могу помочь.
4 Синий – Понял . Знаю.