МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников № 12 «Счастливый островок»

Кемеровской области город Мариинск

Конспект урока для 2 класса

«Праздник Весны и правильной речи»

подготовила

учитель-логопед

Светличная

Нина Дмитриевна

г. Мариинск

2013

Цели:

  1. Уточнить и систематизировать знания детей по теме «Весна».

  2. Способствовать развитию психических процессов – внимания, памяти, автоматизации навыков правильного звукопроизношения, развитию чувства языка.

  3. Формировать выразительность речи при чтении стихотворений, умение выполнять движения в соответствии с музыкой, громко и отчётливо проговаривать слова в хороводах, согласно правилам.

  4. Воспитывать любовь к природе, умение взаимодействовать со сверстниками.

Оборудование: музыкальный центр, CD-диск с подборкой народной музыки («Веснянка», «Сенюшка-Семиёнушка», «Земелюшка — чернозём»), костюм Весны.

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущая: Дорогие ребята!

Сегодня у нас необычный праздник, мы будем не только встречать Весну, но и покажем нашим гостям, как мы научились правильно говорить.

Давайте вспомним «Формулу правильной речи»

Дети хором: Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Так спокойно, так приятно.

Говорим — и всем понятно.

Ведущая: Весна благодатная, долгожданная.

Много песен, стихов, поговорок сложено в народе об этом времени года. После холодной зимы первыми возвращаются из теплых краев грачи. С их прилетом и начинается весна.

В народе весна делится на:

а) весну света (март-протальник);

б) весну воды (апрель-снегогон);

в) весну зелёной травы (май-травень).

Март – первый месяц весны. Еще лежит снег, но солнышко пригревает ласково. Недаром говорят: «Весна зажигает снега».

Об этом времени года дети расскажут СТИХИ:

1 ребёнок — «Снег уже теперь не тот» (С.Я. Маршак)

Снег теперь уже не тот

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки

И на вербах серебром

Светятся сережки.

2 ребёнок — «Зима недаром злится» (Тютчев)

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все гонят зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

3 ребёнок — «Март (Алферов)

Отшумели все метели

И морозы не трещат

С крыш закапали капели

И сосульки вряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна

Скоро в дверь нам постучится

Настоящая весна!

Ведущая: В старину люди пели Веснянки – песни, которыми зазывали весну:

— чтоб она поторопилась,

— чтобы птица быстрее с юга вернулась,

— чтобы снег на полях поскорее растаял,

— чтобы хлеба взошли.

Давайте мы тоже встанем в хоровод и споем Веснянку.

Хоровод «Веснянка»

4 ребёнок — Солнышко выгляни!

Красное высвети!

К нам на ниву иди

Ладить косы и серпы.

Ведущая: Давайте и мы весну зазывать.

Какие добрые слова о Весне вы знаете?

Дети хором: Весна, весна, красная!

Приди, весна, с радостью,

С великою милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Входит Весна:

Здравствуйте, ребята!

Ну, вот я к вам пришла снова

Дети, вы ждали меня?

Растаял снег, и солнце ярко светит,

Повсюду ручейки бегут звеня

Со мною ручеёк примчится южный

И март – весенний месяц озорной.

Подснежники в снегу раскрылись дружно.

Я принесла, ребята, их с собой.

Ведущая: Что за славный денек!

Собирайся народ в хоровод!

Будем кругом ходить

Да весну веселить.

Хоровод заведем,

Дружно все запоем.

Хоровод «Земелюшка — чернозём»

(дети останавливаются в кругу)

Ведущая: Весна! Наши дети хотят тебе что-то рассказать.

Дети: Мы будем разговаривать

И звуки выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Весна: Ребята, не забывайте, что сегодня мы сочиняем чистоговорки только о весне и правильно выговариваем все звуки.

(Весна начинает, а дети заканчивают чистоговорку)

Чистоговорки: На-на-на, к нам пришла Весна.

Ас-ас-ас, Весна радует нас.

Ло-ло-ло, на улице тепло.

Ты-ты-ты, распускаются цветы.

Шу-шу-шу, цветочкам помашу.

Ши-ши-ши, и ты мне помаши.

Чи-чи-чи, ярки солнышка лучи.

Уч-уч-уч, заглянул к вам солнца луч.

Ки-ки-ки, летают майские жуки.

Ры-ры-ры, летают комары.

Шо-шо-шо, весною хорошо.

Весна: Молодцы, дети!

Порадовали вы меня смекалкой и правильной речью.

А теперь давайте поиграем в другую игру:

«Гори, гори ясно!»

Но сначала давайте посчитаемся и выберем водящего.

5 ребёнок: Тили-тели

Птички пели

Взвились –

К небу полетели.

Стали птички

Гнёзда вить.

Кто не вьёт –

Тому водить.

Игра: «Гори, гори ясно!»

(после игры дети садятся на стульчики)

Ведущая: Апрель – второй месяц весны – весна воды.

Издавна в народе говорят: «Апрель-водолей».

Весна, хочет послушать, какие поговорки об апреле знают

наши дети?

Весна: Да, конечно, хочу!

Поговорки:

1 ребёнок: Вода с гор потекла – весну принесла.

2 ребёнок: Апрельские ручьи всех будят.

3 ребёнок: Апрель всех водой напоит.

Ведущая: В апреле дни становятся длиннее, темнее.

Пробуждается природа, прольют первые весенние дождички.

Весна, послушай, как наши дети зовут дождички:

1 ребёнок: Дождик, дождик

Веселей.

Капай, капай

Не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле пуще,

Станет травка гуще.

2 ребёнок: Радуга – радуга,

Пролей дождя,

Из ведра – лагуна

На леса на луга.

3 ребёнок: Дождик, дождик

Поливай!

Будет славный урожай.

Будет сладкая малина,

И рябина, и калина,

И веселый хоровод

Красных девиц у ворот!

Хоровод «Лебёдушка»

Ведущая: А еще на Руси любили петь русские плясовые песни.

Давайте и мы попоем и поводим хоровод.

Хоровод: «Сенюшка-Семиёнушка».

Ведущая: Май – третий месяц весны – весны зеленой травы. На деревьях распускаются листочки. В лесах поют соловьи, зяблики. В мае гремят первые грозы. О мае наши дети тоже знают много поговорок и стихов; послушай, Весна!

Поговорки:

1 ребёнок: Весной дождик лишним не бывает.

2 ребёнок: Как в мае дождь – так будет рожь.

3 ребёнок: Апрель – с водою, а май с травою.

Стихи:

1 ребёнок: «Май» (Капутикян)

Зеленый, красный,

Яркий май.

С ребят пальтишки

Поснимай!

Деревья

В листики одень.

Звени ручьями

Целый день!

Куда я в мае

Ни пойду

Везде я солнышко

Найду!

2 ребёнок: «Черемуха» (Е. Благинина)

Черемуха, черемуха,

Ты что стоишь бела?

Для праздника весеннего,

Для мая расцвела.

А ты, трава – муравушка,

Что стелешься мягка?

Для праздника весеннего,

Для майского денька.

А вы берёзы тонкие,

Что нынче зелены?

Для праздника, для праздника,

Для мая,

Для Весны!

3 ребёнок: «Весенняя гроза» (Тютчев)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые.

Вот дождик брызнул,

Пыль летит,

Повисли перлы дождевые

И солнце нити золотит.

Весна: Молодцы, ребята!

Хорошо вы меня повеселили.

Много знаете о весне.

А главное – научились чисто говорить.

Всегда говорите так же четко и свободно, как сегодня.

Спасибо!

Сюрприз – музыкальные конфеты

(угощает весна)

Дети хором: Спасибо!

Общая пляска (произвольные движения под весёлую музыку)

Весна: Теперь пора прощаться с вами, дети

И торопиться в дальние края

Меня повсюду ждут на белом свете

Пусть все услышат песенку ручья.

Леса, луга пусть зеленеют снова

Цвести скорее так хочется садам!

Живите дружно!

Будьте все здоровы!

Спешит к вам лето по моим следам.

До свидания!

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Золотая книга для чтения дома и в детском саду. СП.: Ленинградское издательство, 2011. 430 с.

2. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. М.: ОЛМА медиа групп, 201. 395 с.

3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. М.: Просвещение, 1984. 174 с.

4. Худенко Е.Д. Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи (Часть I). М.: РУССИКО, 1994. 181 с.

5. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? М.: ГНОМ, 2012. 64 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here