Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно – речевому направлению развития детей
второй категории № 8 «Звездочка»
Конспект урока для 2 класса
«Путешествие в страну правильной речи»
подготовила
старший воспитатель
Худякова Наталья Сергеевна
станица Егорлыкская
2014 год
Цель: С помощью пальчиковых игр содействовать развитию речи детей.
Задачи:
-
Учить детей слушать и понимать речь взрослого, участвовать в беседе.
-
Способствовать совершенствованию навыка заучивания стихотворения.
3. Развивать у детей мелкую моторику руки.
4. Закрепить правила этикета.
5. Стимулировать развитие произвольного внимания, зрительной памяти,
творческого воображения.
6. Воспитывать эмоциональность, самостоятельность.
7. Участвовать в совместных речевых играх с пальцами.
Музыкальное сопровождение: песни из к/ф «Мери Поппинс»: «Лев и Брадобрей», «Леди совершенство», «Ветер перемен»
Материал: рамки стеклянные с манкой для рисования, карта путешествия по «Стране правильной речи», кружевные воротнички, бабочки, зонтик, теневой театр.
ХОД НОД
( Звучит песня «Леди совершенство», появляется воспитатель
в образе Мери Поппинс)
Мери: — Здравствуйте, моё имя — Мери Поппинс. А вас как зовут? Кто вы? Куда это я попала? (дети говорят все сразу, называя свои имена)
Мери: — Подождите, подождите, что я слышу?! Какая речь?! Какие манеры?!
Какое воспитание?! Какое совершенство…
А хотите быть похожими на меня?
Чтобы быть совершенством надо красиво выглядеть и красиво говорить.
(одевает девочкам воротнички, а мальчикам — бабочки)
Мери: — Ну вот, красиво Вы уже выглядите, спасибо Вам.
А чтобы красиво говорить, надо учиться.
Я приглашаю Вас в путешествие.
Мы отправимся в «Страну правильной речи». Для этого нам понадобиться
Карта и все ваши знания и умения.
Хотите? Вы все готовы? А трудностей не боитесь?
У меня есть три правила:
-
«Не лениться, а трудиться» Выполнять все задания: слушать, запоминать, повторять.
-
«Не стесняться, раскрываться, громко, чётко говорить»
-
«Не мешать друг другу»
Мери: (смотрит на часы) Время… Отправляемся…(Приглашает занять свои места, ведёт по карте зонтиком). У нас на пути «Город пальчиков». Давайте ненадолго остановимся и познакомимся с жителями этого города. Все они очень трудолюбивы. Чем больше они трудятся, тем красивее становится наша речь.
(пальчиковая гимнастика – самомассаж. Дети делают вместе с воспитателем, повторяя слова)
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал.
«Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
Мери: — Какие вежливые жители в этом городе. И уж наверняка знают
«волшебные слова» и соблюдают правила приличия.
А знаете, почему эти слова называются волшебными? Может они пришли
к нам из сказок?
Дети: Да, из сказок, поэтому они волшебные. Нет, мы их говорим каждый день.
Мери: Правильно, они пришли к нам не из сказок, просто при их произношении люди становятся добрее и скорее выполнят вашу просьбу. Вежливость – это и улыбка, и уважение, и интонация. Быть вежливым человеком довольно просто. Вежливость очень ценится. Вежливые слова, волшебные слова – это часть того, что называется этикетом или правилами приличия. Правила приличия нужны каждый день. А вы знаете вежливые слова? Назовите.
Дети: Здравствуйте, спасибо, извините, будьте добры, пожалуйста.
Мери: Вижу, что знаете. А всегда ли вы их говорите? Вот сейчас я это и проверю.
Мы как раз приближаемся к «Морю вежливости». Переплыть его нам помогут «вежливые слова». Вы готовы?
Дети: Да!
Мери: — Я начну читать стихи,
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно отвечайте!
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… «спасибо».
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… «Добрый день!»
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… «спасибо».
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы … «прости, пожалуйста!»
Мери: Вы отлично справились! Молодцы! Продолжаем наше путешествие?!
(ведёт по карте зонтиком)
Нам преграждает путь целое стадо овец. А где же их пастух?
Давайте поищем? А поможет нам пальчиковая гимнастика. Только помните правило: «Не стесняться, раскрываться, громко, чётко говорить»
(Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой)
У овечек на шубках колечки.
Вот такие, вот такие, вот такие,
Те овечки пасутся у речки.
Их пасут две собаки лохматые,
Что виляют хвостами мохнатыми.
А пастух на пригорке у дерева
На свирели играет затейливо,
Быстро бегают ловкие пальчики – у-у-у-у-у-у
На поляне растут одуванчики,
Вот такие, вот такие
Вот такие, вот такие
Колокольчик под ветром колышется,
Нам мелодия чудная слышится.
Мери: Наш путь свободен, мы можем продолжить путешествие……
(ведёт по карте зонтиком) Мы попали на весёлую «Танцевальную поляну»
(музыкальная разминка под песню «Лев и Брадобрей» слова Олев Н. музыка Дунаевский М.)
Мери: Мы с вами так увлеклись, что не заметили как попали в «Стихотворный лес».
(показывает лес на карте) Любите ли вы учить стихи наизусть? Всегда ли они легко
запоминаются?
Дети: Нет.
Мери: Тогда слушайте и запоминайте. (читает стихотворение М. Яснова «Вот как я семью нарисовал»)
Мери: Понравилось? Кто сможет повторить?
Дети: Не получается, не запомнили.
Мери: Я могу научить вас, как легко и быстро запоминать стихотворение:
его можно нарисовать! И помогут нам наши пальчики.
(говорит слова и рисует)
Вот как я семью нарисовал:
Мама — круг,
А бабушка – овал,
Папа – треугольник.
Младший братик –
Это замечательный квадратик.
Как же я себя изображу?
По бумаге пёрышком вожу,
То туда вожу им,
То обратно,
Получилось что-то непонятно!
(М. Яснов)
Мери: Понравилось? Получилось? Давайте ещё раз потренируемся запомнить стихотворение. Кто теперь сможет сам рассказать и «нарисовать» стихотворение? (желающий ребёнок рассказывает стихотворение)
Молодец! Нам пора отправляться дальше. Не устали?
Ой, что это? Да это же театр, необычный театр, «Театр теней». Давайте остановимся и посмотрим представление. Но сначала вспомним правила приличия. Прошу вас занять свои места. Представление начинается! (показывает)
На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит оскалив пасть,
Готов на зайца напасть!
Мери: Кто это? А знаете, кто был актёрами в театре? Мои пальчики. А у вас есть такая собака? А зайчик? А гусь? А ёжик? Наверное, ваши пальчики тоже хотят быть актёрами в этом театре? Пожалуй, я вам его подарю, и вы сможете сами показывать спектакли, благодаря вашим талантливым актёрам (показывает руки) Ну а нам нужно продолжать наше путешествие по стране правильной речи. (ведёт по карте зонтиком).
Мы забрались на вершину «Горы правильной речи» и теперь, чтобы вернуться обратно мы должны ответить на вопросы этой волшебной горы: (вопросы хранятся в сундучке) (Имя ребёнка) вытащи из сундучка первый вопрос? (подходят и достают)
-
В какой стране вы побывали?
-
Какие правила выполняли?
-
Кто помогает развивать речь и делать её красивой?
-
Какие задания для пальчиков вам понравились?
-
Что рисовали пальчики?
(звучит фонограмма «Ветер перемен» слова Олев Н. музыка Дунаевский М.)
Где только ни побывали наши любознательные пальчики, что только ни повидали. Многое узнали за это время и многому научились. Теперь все, что захотят, могут они показать. Даже показывать живые картинки к знакомым сказкам, превращая их в настоящие спектакли.
Мери: Ветер изменился…, мне пора уходить… До свиданья!
Использованная литература:
-
Крылова Н.М. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости», М.: Сфера,2012год
-
Фомичёва Г.А. «Звуковая культура речи дошкольника» М.: Сфера,2011год
-
Бондаренко А.К. «Воспитание детей в игре» Дошкольная педагогика. – 2007. — № 7. – С.4
-
Удальцова Е.И. «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»
М.: Издательский дом «Первое сентября», 2009 год.