Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

во 2 «а» классе

«Различай звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова»

Смагина Евгения Александровна,

учитель начальных классов

Барнаул, 2015

Различай звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова

Цель:

1. Закрепить правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

2. Научить различать парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Задачи:

1. Образовательные:

систематизировать знания правописания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова;

— учить детей отвечать на вопросы полным ответом.

2. Воспитательные:

воспитывать умение организовать рабочее место;

— воспитывать чувство коллективизма;

— дисциплинированность;

— воспитывать и формировать интерес к уроку русского языка.

3. Коррекционно-развивающие:

— работа над развитием памяти, внимания, мышления, речи детей.

Тип урока: закрепление.

Оборудование: учебник по русскому языку для 2 класса, тетрадь, ручка, наглядный материал, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент. (Дети проговаривают четверостишие)

Парта это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

II. Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Учитель: Ребята, начиная наш урок, мы должны приготовится с вами к отличной работе. Для этого проведем пальчиковую гимнастику.

а) Ладони прижать к столу. Поочередно поднимаем пальчики, начиная с мизинца.

б) Игра на пианино.

в) Это пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Гимнастика для глаз.

— Посмотрите влево, вправо, вверх, вниз, влево, вправо, вверх, вниз, вправо, влево, вверх, вниз, вправо, влево, вверх, вниз.

III. Оформление записи в тетради.

Дети хором читают число и запись на доске «Классная работа». (записывают число и «Классная работа» в тетрадь).

IV. Минутка чистописания.

— Прочитайте то, что написано на первой строчке в тетрадях. (за)

— Что вы прочитали? (слог)

— Какая первая буква в этом слоге? (з)

— Какая это буква звонкая или глухая? (звонкая)

— Какая у нее есть парная согласная? (с)

— Какая вторая буква в этом слоге? (а)

— Какая это буква гласная или согласная? (гласная)

— Обратите внимание: буква з первым своим элементом не касается нижней границы строки.

— Посмотрите, как надо соединять буквы з и а.

— Напишите слог в воздухе, повторяя мои движения.

— Напишите тупым концом ручки слог на левой ладони.

— Напишите слог в тетради.

— Прочитайте то, что написано на второй строчке в тетрадях. (са)

— Что вы прочитали? (слог)

— Какая первая буква в этом слоге? (с)

— Какая это буква звонкая или глухая? (глухая)

— Какая у нее есть парная согласная? (з)

— Какая вторая буква в этом слоге? (а)

— Какая это буква гласная или согласная? (гласная)

— Обратите внимание: буква с касается нижней границы строки.

— Посмотрите, как надо соединять буквы с и а.

— Напишите слог в воздухе, повторяя мои движения.

— Напишите тупым концом ручки слог на левой ладони.

— Напишите слог в тетради.

— Следите за осанкой.

Учитель просматривает тетради детей во время выполнения ими самостоятельной работы.

А теперь послушайте загадку и попытайтесь отгадать.

Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы. (заяц)

— Сколько слогов в слове заяц? (дети прохлопывают слово)

— Назовите первый звук. (з)

— Что мы о нем знаем? (согласный, парный, звонкий)

— Назовите второй звук . (а)

— Какой он? (гласный, ударный)

— Назовите следующий звук. (я)

— Какой он? (гласный, безударный)

— Назовите четвертый звук. (ц)

— Какой он? (согласный, непарный, глухой)

— Посмотрите, как правильно и быстро надо писать это слово.

— Напишите его в воздухе, а затем в тетрадях. (учитель отмечает лучшие работы)

V. Повторение изученного материала.

— Сегодня на уроке мы с вами будем повторять звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова.

— Давайте с вами повторим, какие парные согласные мы с вами знаем. Перед вами лежат карточки с глухими и звонкими согласными. Я буду вам показывать глухую или звонкую согласную, а вы будете показывать мне пару к этой согласной.

— А теперь давайте откроем учебник на стр. 55, упр. 3. Прочитайте задание. Что мы будем делать? Прочтите первое предложение.

— Какую букву вставим в слове «белка». Обведите ее в кружочек. Какая это буква? (согласная, звонкая) Какую букву вставим в следующем слове «хвостиком». Обведите ее в кружочек. Какая это буква? (согласная, глухая). А теперь посмотрим на третье слово «ёлкой». Какая буква пропущена в этом слове? Обведите ее в кружочек. Какая она? (согласная, глухая).

— Спишите. Подчеркните в словах звонкие согласные (Соня, Ира, Саша и Настя – работают по карточкам).

— А теперь давайте проверим написанное в тетради (вывешивается написанное предложение на доске).

VI. Физминутка.

Вдох и выдох!

Раз – присели! Два – привстали!

Чтоб задержки никакой!

Три – нагнулись и достали

До носка одной рукой.

VII. Закрепление.

На доске написаны три предложения.

— Давайте с вами составим рассказ из этих предложений. Запишем этот рассказ в тетрадь. Подчеркнем в словах глухие согласные (Соня, Ира, Настя и Саша записывают по два первых предложения).

VIII. Домашнее задание.

стр. 55 упр. 4

IX. Итог урока.

— Ребята, какую тему мы сегодня повторяли на уроке? (Различай звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова).

— Как называются звонкие и глухие согласные, которые составляют пары? (парными)

— Какие мы с вами знаем звонкие согласные? (б, в, г, д, ж, з)

— Какими карандашами выделяют звонкие согласные? (красным и синим)

— Какие мы с вами знаем глухие согласные? (п, ф, к, т, ш, с)

— Какими карандашами выделяют глухие согласные? (синим)

— Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо постарались! Выставление оценок. Урок закончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here