Тема: Основные типы склонения имен существительных.

Первое склонение. (4класс)

Цели: ознакомить с основными типами склонения имен существительных;

совершенствовать умение распознавать имена существительные 1 склонения;

развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас учащихся.

Ход урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорите
И тихонечко сидите.

2.Минута чистописания.

а) Письмо букв и соединений.

Учитель показывает на доске, сопровождая комментариями, правильное написание букв и соединений (из предложения).

б) Работа над предложением.

Наступила х.лодная з.ма. (К) .кну (п.д)л.тела синич.ка. Бабушка пож.лела птич.ку.

— Вставьте и объясните пропущенные орфограммы.

— Спишите предложения красиво. Подчеркните главные члены предложения. Укажите части речи.

— Определите падеж имен существительных. Как отличить именительный падеж от винительного?

3. Словарная работа. Введение в тему урока.

— Отгадайте загадки, запишите отгадки. Отметьте безударные гласные.

Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днем он — забияка,

Поутру – часы. (петух)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (собака)

Круглое, румяное,

С дерева упало,

Любе в рот попало. (яблоко)

В село мчится,

В двери стучится,

Ворота отворяет,

Пыль поднимает. (ветер)

Идешь, идешь,

Конца не найдешь. (дорога)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

— На какие группы можно разделить эти слова? (по родам)

— Оказывается, эти слова можно разделить по-другому. Как? На этот вопрос ответим в конце урока.

4. Работа по теме урока.

Упражнение 40 стр.84. Устно.

— Обратите внимание на выделенные окончания существительных. Почему существительные в одном и том же падеже и числе имеют разные окончания?

Чтение сведений стр.85

Прочитайте сведения о языке на с.85

— Сколько склонений есть в русском языке?

— От чего зависят падежные окончания существительных?

5. Физкультурная минутка (музыкальная)

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку.

Тихо встаньте, улыбайтесь,

Веселее в пляс пускайтесь.

Все танцуйте, не стесняйтесь!

6. Продолжение работы по теме урока.

а)Упражнение 41. стр.85

Выполняют задания в учебнике.

б)Чтение вывода стр.85

— Прочитайте вывод в учебнике.

— Какие существительные относятся к 1 склонению?

(Существительные женского и мужского рода с окончанием — а, — я в начальной форме.)

в)Выборочное письмо.

Упр.42 стр.86

Проверка ( мама, тетя, беседа, библиотека, папа, дядя, дорога, дыня, победа, веялка, сеялка, шалунья, бакалея, статуя, келья)

Вам встретилось слово келья. Что оно обозначает? (келья — отдельная комната монаха в монастыре; скромное жилище, комната)

— Вернемся к словарной работе. На какие группы можно разделить словарные слова? (По склонениям)

-Найдите слова, которые относятся к 1 склонению. (собака, дорога, морковь)

7. Итог урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Сколько типов склонений есть в русском языке?

— Какие существительные относятся к 1 склонению?

— Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного?

8.Домашнее задание.

Стр.85-86 знать выводы, стр.89 упр.46

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here