КГУ «Средняя школа им. Сабита Муканова»
Районный семинар учителей начальных классов
Урок-игра
«Морское путешествие»
по теме
«Времена глагола» — закрепление.
4 класс
Урок-игра «Морское путешествие»
по теме «Времена глагола» — закрепление.
Цель:
-
Развивать познавательные способности, речь, мышление, умение
выделять главное, делать обобщение, интерес к предмету.
-
Углублять и пополнять знания о глаголе, учить самостоятельно
выделять гласное, делать выводы.
-
Воспитание интереса и положительного отношения к учению,
воспитывать дружбу, чувство коллективизма.
Ход урока:
I.Организационный момент.
— Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их улыбкой, улыбнемся друг другу и пожелаем всем здоровья и успеха.
— Ребята, к нам гости пришел кот Матроскин. Он узнал, как мы путешествовали на других уроках, и ему захотелось попутешествовать с нами на уроках русского языка.
-А на чем мы будем путешествовать вы должны угадать сами.
Загадка: Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
— Сегодня мы отправимся в путешествие на корабле, который называется «Глагол».
— А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Быть очень внимательными.
2. Правильно выполнять задания.
3. Не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение.
— Прежде чем отправится в путешествие, мы должны сказать волшебные слова.
Плещет теплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый
Бури не боится
В море, океане не хочет заблудиться.
(В тетради некоторых детей, но так чтобы они не знали, вырезанные из бумаги рисунки с изображением мышек, мышки нарядно одеты, держат корзинки в лапках).
— Ребята, я знаю, что на нашем корабле жили мышки, а сейчас, как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо мышки испугались кота и спрятались. И мне, кажется, что они где-то у вас. Посмотрите. Нашли! Как хорошо! Так берите же мышек и выходите к доске.
II.Повторение.
(На мышках задания. Карточки трех уровней).
1-я карточка.
-
Что такое глагол?
-
На какие вопросы отвечает глагол?
(привести пример)
2-я карточка.
-
Что означает глагол?
-
На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?
(привести пример)
3-я карточка.
-
Как изменяется глагол?
-
Привести пример глаголов прош., буд., наст. Времени.
-Мышки помогали нам повторить о глаголе, и кот Матросикн не будет его обижать.
-Наше путешествие будет интересное, но опасное, поэтому берем самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых. Всех ли можем взять мы проверим на следующей работе.
Устно.
-Прочитайте написанные на доске слова. Отметьте в них общее.
Увядает, запорошит, таяли, распустились, заметете, желтеешь, зазеленели .заискрится, опадают. (глаголы)
-Разделите данные глаголы на три группы по двум признакам одновременно.
-Какие группы у вас получились?
1-ю группу вошли глаголы настоящего времени.
Увядает, желтеешь, опадают.
Они отвечают на вопросы что делает? Что делаешь? Что делают? И обозначают действие, которое происходит в природе осенью.
Во 2-ю группу вошли глаголы будущего времени.
Запорошит, заметете, заискрится.
Они отвечают на вопросы что делает? Что сделаете? Что сделают? И обозначают действия, которые будут происходить зимой.
3-ю группу входят глаголы прошедшего времени
Таяли, распустились, зазеленели.
Они отвечают на вопросы что делали? Что сделали? И обозначают действия, коотрые произошли весной.
На какие группы еще можно разделить эти глаголы?
По числам.
Увядает, запорошит, желтеешь – ед. число
Опядают, таяли, распустились, заметете, зазеленели, заискрятся – мн.число
По лицам.
2-е лицо; ты –желтеешь, вы – желтеете, остальные 3-е лицо.
-Молодцы, все хорошо работали, я думаю мы всех возьмем с собой, а если кто не справится с заданием, поможем.
-Вы согласны?
— Мы отплываем, на необходимо сделать записи в бортжурналах (это наши тетради).
Проверьте свое рабочее место, сядьте поудобнее, постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи были аккуратными. Помните об этом всегда.
III. Минутка чистописания.
— Сегодня мы напишем букву которая находится в одной из приставок глагола прошедшего времени, и обозначает в ней, парный глухой, твердый согласный звук.
— Какая это буква?
— Где находится?
(это буква с, находится в приставке рас – глагола прошедшего времени распустились, и обозначает в ней парный, глухой, твердый звук [с] ).
-Согласную мы напишем с гласными глагола прошедшего времени, у которого звуков больше, чем букв.
— Какие это буквы?
— Где они находятся?
(Это буквы а, я, они находятся в глаголе прошедшего времени таяли, в нем 5 букв, 6 звуков, потому что я стоит после гласной и обозначает 2 звука)
сая
Напишите цепочку до конца строки при каждом повторе удваивая согласный звук и гласную я
Сая ссаяя сссаяяя
IV. Словарная работа.
Молодцы! Запись все сделали аккуратно, теперь делаем отметку в бортжурнале, что мы отплыли в путешествие.
Пишем под диктовку
Сущ. Гл. прил. сущ. Д.п.
Корабль плывет по синему морю.
-Прокомментируйте орфограммы, сделайте синтаксический разбор.
Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь темное небо! Видимо был шторм и корабль сбился с курса. Помогут нам 2 брата, но вы должны сказать кто они, и рассказать о них. (глагол совершенного и несовершенного вида, глагол совершенного отвечает на вопрос что сделать? Глагол несовершенного вида на вопрос что делать?)
Хорошо, чтобы не сбиться с курса ще раз, сделаем запись в бортжурнале.
1 вариант записывает три глагола несовершенного вида.
2 вариант три глагола совершенного вида.
(взаимопроверка)
Продолжаем плавание, а указывать нам дорогу будет кит, но нужно справиться с его заданием.
(на доске слова, закрыты рисунком кита)
Осуществите классификацию глаголов по самостоятельно найденному признаку.
Говорил, светила, играло, читали, вспоминали, белело, ловило, прыгал, посеяла, собрали, звенела, посадил.
(по ходу выполнения учитель проверяет и спрашивает разную классификацию).
Что ж, ребята, продолжаем плавание, но сначала повторим волшебные слова:
Плещет теплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый
Бури не боится
В море, океане не хочет заблудиться.
Давайте посмотрим все ли спокойно на море, что там впереди?
(На море легкий ветерок, плещутся рыбки, качаются на волнах чайки, давайте и мы отдохнем).
Физминутка.
Я пришел из школы (шагают)
Я учу глаголы…
Мне их выучить- пустяк,
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать»- кричу (а-а-а),
«Вертеть» — верчу (вертят головой),
«Двигать» — двигаю (машут руками),
«Прыгать» — прыгаю (прыгают).
Я и прыгал, я и двигал, я и топал,
Я и пел (выполняют движения)
Пел, пока у нас в прихожей вдруг
Звонок не зазвенел (дзынь).
Открываю наш сосед (он живет под нами)
Не причесан, не одет – в тапках и пижаме.
Он кричит:
— Прошу прощения! Это что землетрясение?
Или, может быть слоны?
Надо мной поселены?
— Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы, я учу глаголы (шагают)
-Поплывем дальше. На пути у нас остров, правят на этом острове три царевича, но после шторма их слуги разбежались, вам нужно их собрать и вернуть на свои места
Наст. время буд. время прош. время
Поет споют пел
3 л. 3л. 3л.
ед.ч. мн.ч. ед.ч.
— У царевичей на острове опять установился порядок, а мы плывем дальше, прощаемся с ними.
— Повторяем волшебные слова
— Посмотрите все ли спокойно на море? Мне кажется, кто-то показался вдали. Кто там? (пираты)
(На доске макет корабля, в его прорези вставлены бумажные человечки — пираты). Они хотят на нас напасть. А наше оружие – это ум, быстрота, выносливость и дружба.
— Только сплоченность и взаимовыручка помогут победить пиратов и выполнить следующее задание.
— Объедините поговорки между собой по 4 признакам одновременно.
Признаки определите самостоятельно. Уберите лишнее.
Душа в пятки ушла. 1. выражает испуг.
Дернуло за язык. 2. гл. прош. времени
Кровь застыла в жилах. 3. ж. род
4. ед. число
— Пираты испугались нашей дружной работы и отступают, давайте мы их прогоним совсем, чтоб они не тревожили морских жителей.
В сил (ь-)ные зимние м(а,о)розы рыбы крепко спали. К(а,о)рась и лин(-ь) еще с осени з(а,о)рылис(-ь) в ил на дне.
— Замените прошлое время глагола на настоящее, запишите в бортжурнал.
— Прогнали пиратов. Молодцы! А мы плывем к берегу. Коту Матроскину очень понравилось путешествовать с нами и он в знак благодарности приготовил для каждого из вас задание.
— Вам нужно каждое слово соединить с соответствующим временем.
Н.в. росли н.в. будет клеить
Б.в. читает б.в. поднял
Пр.в. будет писать пр.в. смеется
Учитель вместе с детьми делает вывод.
— Путешествие наше успешно закончилось. Благодаря работе команды, мы снова на родной земле.
— Ребята, а с какими трудностями нам пришлось встретится?
— А сейчас с помощью стикеров-облачков оцените свою работу.(дети клеют стикеры на карту путешествия)